Великий смысл в семейных фотографиях

 Фото из семейного архива автора.

Великий смысл в семейных фотографиях.
 

«…Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой земля полным-полна,-
И близких всех душа не позабудет!..
- Скажи, родимый, будет ли война? -…»

Русский огонёк
Николай Рубцов.


      То,что история России во все времена часто искажалась,грубо фальсифицировались факты реальной действительности прошлых времен,давно известно.
      Дело в том,что история в любом государстве всегда преподносится в части выгодной для действующей власти.

      На  этом концерте история оказалась так рядом, что я слышал биение её сердца и невольно задумался:
- А что же я-то знаю о Первой мировой войне?
     Оказалось,что не так уж и много, хотя с интересом изучал  историю СССР  в школе, и всемирную историю в университете.
     А  между тем, вот уже   несколько российских поколений,в общей сложности более ста лет, продолжают катиться на огненной колеснице этой «забытой» войны.

     Хотя никакая она не забытая эта Первая мировая война.
     Это власть  многие годы специально  замалчивала  о ней, и лишь в учебниках по истории  дозировано выдавала  тщательно отфильтрованную цензурой информацию об этой  мировой бойне.
      В советских учебниках по истории СССР Первая мировая война представлена как  «несправедливая и захватническая».
      До Великой Отечественной войны её называли «империалистической». В 1920-х годах был даже снесён памятник героям мировой  войны 1914 года в Вязьме.
 
      Советская  власть в основном  пропагандировала героику Гражданской войны.
      Наши поколения немало были наслышаны о победе над немцами под Псковом и Нарвой в феврале 1918.
С этим событием первой мировой войны связана дата 23 февраля, как день создания Красной Армии.
     «День Красной Армии и Флота» в РСФСР был установлен в 1922 году.

      Больше внимания стало уделяться Первой Мировой войне только перед началом Великой Отечественной войны.
      Из учебников истории нам известен царский генерал А. А. Брусилов,    перешедший в годы Гражданской войны на сторону советской власти.
      Именем  лётчика П. Н. Нестерова, который первым  совершил боевой таран и погиб в 1914 году, стали называть улицы в городах  Советского Союза.

      Продолжая размышлять я опять задал сам себе тот же вопрос,так что же я знаю о войне 1914 года?

   
      Эти размышления  на волне моей памяти забросили  меня в мое далекое детство и в наш старенький домик « с крапивой у оконца».
 Так оказывается жизнь нашего поколения, детей войны, постоянно пересекалась с жизнью участников и Первой мировой войны и,особенно, Великой  Отечественной 1941-1945 гг.
      Мне вспомнилась бабушка Анна,которая каждое утро, ни свет, ни заря, молилась перед  медными иконками с ликами Иисуса Христа и Николая чудотворца за упокой убиенных на войне: дедушки Ивана, её  сына  Кельсия, наверное, и за мое здравие тоже.
     Живу же уже 70 лет на земле.
     На стене, что  напротив божницы,в простой деревянной рамке под стеклом  размещались пожелтевшие фотокарточки деда времен первой мировой и гражданской войны, моих дядюшек и матери, а рядом с ними и  мои фотокарточки; мальца в штанишках на лямках,стоящего на стуле.

     В 2014 году, по всей земле, почти в каждой семье, вспоминают   родственников, участников Первой мировой войны, которая сто лет тому назад полыхнула мировым  пожаром.
     Вот и я углубился  в воспоминания о своем дедушке.

продолжение
http://www.proza.ru/2015/11/30/1513


Рецензии
Александр, добрый день!
Большую и серьёзную работу ты проделал. Понравилось, прочитал эту и все продолжения за один присест с неослабным интересом. Включенный в работу Перечень исторических личностей, с указанием, кто из них был "ЗА" и кто был "ПРОТИВ", считаю, здесь уместным. Много было и тех и других и почти всех их перемолола Первая мировая война и последовавшие за ней революция и Гражданская война.

Мои деды в ПМВ не участвовали. Дед по линии отца не был мобилизован на фронт, а по какой причине, не знаю, возможно, по состоянию здоровья. А дед по линии матери работал в Управлении Сызрано-Вяземской ж.д. и, по всей видимости, призыву не подлежал. На фронте были только брат отца и муж сестры отца. Он что-то рассказывал об окопной войне и о братании с немецкими солдатами, но подробностей уже не помню.

История каждой семьи это и история государства, но об истории семьи рассказано у тебя маловато, только о деде Иване. Я сторонник, чтобы мы не были Иванами, не помнящими родства, и чтобы каждый из нас знал свою родословную. Когда-то я написал небольшую статейку "О родословной", на которую получил многочисленные отклики читателей. Написал я и о своих корнях. Призываю и всех своих читателей заняться своей родословной, кстати, и тебя тоже. А задел у тебя уже имеется.

Успехов тебе!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   26.08.2020 18:21     Заявить о нарушении
Добрый вечер уважаемый Вадим Иванович.
Спасибо Вам, что вы уделили серьезное внимание этой публикации. В этом сборнике "Сто лет на огненной колеснице войны" я не ставил цели посвятить его моей родословной.
Меня побудило написать эту публикацию посещение концерта хора Валаамского монастыря посвященное столетию Первой мировой войны.
http://proza.ru/2015/11/30/1500
это первая глава их тех, которые вы прочитали. А о родословной у меня много публикаций. Они широко представлены в разных сборниках.
Я тоже считаю, что мы должны оставить после себя, то что важнее всего будет востребовано нашими потомками, в каждой конкретной российской семье.
С глубоким уважением к Вам. Александр Григорьевич.

Александр Жгутов   26.08.2020 20:16   Заявить о нарушении
Я не предполагал, что глава про семейные фотографии будет иметь продолжение. А заинтересовала она меня по причине, что и у меня имеются рассказы о старых фотографиях из семейного альбома.
Завтра же наверстаю упущенное - прочту первую и последнюю главы.

Что касается родословной, то, как я считаю, это должны быть не публикации, разбросанные по разным сборникам и не вязанные друг с другом, а отдельная книга, разбитая на две части: в одной всё о корнях по линии отца, во второй - по линии матери. Тут без архивных данных не обойтись. Мне с помощью архива удалось добраться до прапрапра. Но белых пятен осталось много и всё потому, что очень поздно взялся за эту работу. Если появится интерес, познакомьтесь у меня со статьями "О родословной" и "Как составить свою родословную"

Вадим Прохоркин   26.08.2020 21:39   Заявить о нарушении
Спасибо Вадим Иванович. Я посмотрю ваш опыт в этом не простом деле. С поклоном к Вам,Александр.

Александр Жгутов   26.08.2020 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.