Поступление в училище

     Настоящий сборник представляет собой воспоминание автора о его учёбе в Даугавпилском военном авиационном радиотехническом училище.В нём показано как учились молодые люди военному делу, чем они занимались, что их волновало, как не просто получить высокое звание офицера. Сборник для удобства читателей будет представлен в нескольких частях. 



                1958  –  1961  годы

      Как положено, родители и друзья проводили меня в армию. Я, самый молодой из них, уходил в армию первым. Видимо, друзья не очень хотели со мной расставаться, поэтому желали мне завалить экзамены и быстрее возвращаться домой. Ехать из Минска в Даугавпилс нужно с пересадкой в Вильнюсе. Училище находилось за городом, на территории крепости. Правда, до неё ходил однопутный трамвай. Курсировало два трамвайчика, которые разъезжались посредине двухкилометрового пути. Позже (2012г.) по Интернету о крепости я узнал следующую, интересную информацию.

     (Даугавпилсская (Динабургская, Двинская) крепость — фортификационное сооружение, расположенное по обоим берегам реки Западная Двина (Даугава) в городе Даугавпилс. Строительство было начато в 1810 году велением Государя Императора Александра I в преддверии войны с Наполеоном I с целью укрепления западной границы Российской империи. Руководил работами военный инженер генерал Е.Ф.Гекель. С весны 1810 года были начаты строительные работы широким фронтом, присланы полки солдат для строительства крепости.
 
     Во время войны 1812 года крепость была повреждена. Дальнейшие работы по её сооружению проводились под руководством специалистов Инженерного департамента Военного министерства.

     Во второй половине 1831 года в крепость перенесён артиллерийский арсенал из Вильно в специально построенное для этого здание.
В 1833 году в присутствии Государя Императора Николая I и высшего духовенства России состоялось освящение крепости.

    Строительные работы продолжались до 1878 года, хотя основной объём был закончен в 1864 году.
В 1893 году по Указу Александра III город и крепость меняют название на Двинск и Двинская крепость.

     С 1920 по 1940 год в крепости находились части латвийской армии.
С 1941 по 1944 год в крепости находились части немецкой армии. В цитадели был организован лагерь для советских военнопленных «Stalag-340». В Мостовом прикрытии действовало еврейское гетто.

    В 1948—1993 годах в крепости размещалось военное училище.

     Единый ансамбль крепости располагается на обоих берегах реки Даугавы (Западной Двины): на левом берегу Мостовое укрепление, на правом — основная часть крепости (цитадель), их соединял наплавленной понтонный деревянный мост через реку. Монументальная фортификационная система с обшитыми рваным и тёсаным камнем эскарпами главного вала, восемью бастионами, равелинами, казематами с мощными кирпичными сводами отличается строгостью и тщательностью исполнения.
Крепость решена в виде укреплённого города: овальная в плане территория расчленена регулярными кварталами. Главная вертикальная доминанта представляла собой двухбашенный костёл высотой 60 м (в костёле во времена Первой Латвийской Республики службу проводили как для католиков, так и для лютеран и православных, в 1944 году храм был взорван). По детальному проекту застройки были проложены главные (шириной 21 м) и второстепенные (шириной 10 м) улицы, внутри которых располагались военные и частные постройки, выделенные в зоны.)

     Для казарм, столовой, складских помещений и учебных классов были приспособлены крепостные казематы со стенами двухметровой толщины. Для прочности потолки в казематах были сводчатыми. Обрамляла территорию крепости стена, покатая внутри и обрывистая снаружи.Для выхода из крепости действовало трое ворот.

    Площадь крепости была относительно не большой, приблизительно 400х400 метров. 

     Недалеко от крепости находился так называемый «хутор», где располагался один из факультетов училища.

     К северо-западной стене крепости примыкал учебный аэродром с самолётами Ту-4 и Ту-16, используемыми для учебного процесса. В крепости было всё необходимое для учёбы, боевой подготовки и жизни курсантов: казармы, учебная база, курсантская столовая на 1500 человек, спортзалы, спортивные площадки, жильё для офицеров и обслуживающего персонала, поликлиника, санитарная часть, госпиталь, клуб, дом офицеров, библиотека, почта, баня, парикмахерская, пошивочная мастерская, всевозможные склады, буфеты, магазины, военторг и, даже, небольшой скверик для свиданий.
     Поступил я в училище относительно легко. На пятерки сдал физику и две математики: письменную и устную, получил хорошие оценки по русскому языку (сочинение) и физкультуре, успешно прошёл медицинскую комиссию. В училище было четыре факультета: по радиооборудованию, по приборам, по электрооборудованию и по фотооборудованию самолёта. Самым сложным был факультет по радиооборудованию самолёта. Старшекурсники, предупреждая о его сложности, говорили: «Нужно изучать массу схем. Выучишь одну, приступишь ко второй, а первую уже забыл». Я, как настоящий комсомолец, усвоив как закаляется сталь, решил испытывать себя на самом трудном. На мандатной комиссии я попросился на факультет по радиооборудованию.

     Каждому факультету организационно соответствовал батальон, возглавляемый полковником. В батальоне до 6 рот 1-го, 2-го и 3-го курсов. Рота (более 150 курсантов) возглавлялась командиром роты в звании майор и старшиной роты в звании старшина. Последний был из курсантов. В роте 3 взвода по 50 и более курсантов, возглавляемые командирами взводов в звании от лейтенанта до капитана и помощниками командиров взводов (помкомвзвода) в звании старший сержант из курсантов. Взвод имел 2 классных отделения. Классное отделение из 25-28 курсантов, возглавляемое командиром классного отделения в звании сержант из курсантов, состояло из 2 строевых отделений. Одно строевое отделение из 12-14 курсантов возглавлял командир классного отделения, а вторым строевым отделением командовал командир строевого отделения в звании младший сержант. Каждая рота имела свой номер. Наша рота имела №6. Классное отделение состояло из двух цифр: номера роты  и номера классного отделения в роте. Наше классное отделение имело №64. Всё было чётко и понятно. По принципу – разделяй и властвуй. Позже, я старался использовать этот принцип.

     Обстановка в училище была спартанской. Командовали нами бывшие фронтовики. Среди них были и те, кто командовал штрафниками. Хотя это был уже 1958 год, но Жуковские порядки в армии ещё оставались. (Жукова сняли с должности Министра обороны в октябре 1957 года). Не смотря на то, что наше училище было техническое, строевой и физической подготовкам, службе войск, знанию общевойсковых уставов уделялось большое внимание. Не отставали требования и по техническим дисциплинам.

     В самом начале учёбы я побывал в ленинской комнате старшекурсников. На одном из стендов я увидел информацию, что те, кто окончит училище со средним балом 4,75, имеют право выбора места службы. Я решил для себя –  стремиться к этому.


Рецензии