Бутерброд

Никто так и не смог впоследствии установить, откуда же взялся этот лектор. Кто его пригласил, кто вообще запланировал мероприятие, и почему вдруг вся школа дружно оказалась на лекции этого таинственного человека. Но что было, то было. Теперь, конечно, когда бутерброд исчез, все предпочитают считать, что имел место какой-то обман, иллюзия. Вообще не распространяться о том, что произошло и поскорее забыть о скандальной истории.
Массовый обман чувств, разумеется, вполне возможен, иначе профессия иллюзиониста не пользовалась бы спросом. Но как объяснить факт появления странного лектора из ниоткуда и его не менее странное исчезновение в никуда. Как объяснить, что ни с кем из руководства школы он не вступал в контакт и, тем не менее, все имело вид отлично спланированного и организованного мероприятия. Ведь все учителя как один во всех классах в тот день объявили ученикам, что в 14:00 в актовом зале школы состоится лекция известного популяризатора науки.… Здесь всплывает еще одна странность – никто так и не смог вспомнить ни имя, ни фамилию лектора. Тем не менее, учителя пребывали в полной уверенности, что мероприятие запланировано руководством именно на этот день и час. Как директор школы сумел объяснить в районо эту скандальную историю, тоже загадка. Однако факт, что директор остался при должности.
Внешность лектора, между прочим, до сих пор вызывает споры. Мнения носят полярный характер: одни запомнили его толстым и высоким, другие высоким же, но худым. Третьи говорят, что был он лыс и низок ростом. Кто-то помнит, что волосы были седыми, но для других они остались в памяти черными. Это также добавляет странности в происшествие. Ведь когда разные люди смотрят на одного человека, то неизбежна разница в восприятии. Но ведь не такая же сильная! Не может для одних человек быть лысым как бильярдный шар, а для других волосатым одновременно!
Ни афиш, ни объявлений, вообще никаких письменных, аудио, фото или видео свидетельств того происшествия не осталось. Точнее будет сказать, что их никогда и не было. А вот лекция была. Это помнят все. И что на ней происходило, тоже все запомнили очень даже хорошо. Но перейдем к делу.
***
- Напоминаю, что после урока всем нужно организованно спуститься в актовый зал для прослушивания лекции о законах природы.
И сразу грянул звонок. Весь десятый «А» класс организованно и дружно повалил к выходу и далее в актовый зал. Это удивительно, ведь даже Коля и Миша, два главных хулигана класса, из принципа не посещавшие никакие школьные мероприятия, пошли на эту лекцию!
Когда они вошли в актовый зал, то он был уже наполовину заполнен. А лектор сидел в первом ряду и с увлечением читал какой-то иллюстрированный журнал. Директор, завуч – весь коллектив школы сидел рядом, слева и справа, потому что Лектор (дадим ему такое условное имя), расположился как раз посредине.
На лицах педагогов было написано любопытство, смешанное с нетерпением. Но, ни капли смущения или удивления. Хотя, как потом все заявляли, видели они Лектора первый раз в жизни, надеялись, что и последний. Тема лекции – законы природы – также казалась запечатленной в сознании каким-то нефизическим способом. Никаких афиш, объявлений не делалось. Просто все знали, что говорить Лектор будет именно о законах природы. И это казалось тогда вполне нормальным.
Но вот зал наполнился учениками. В воздухе стоял гомон, шум – обычный звуковой фон массовых школьных мероприятий. Всякий звук прекратился в одно мгновение, когда Лектор поднялся на сцену и встал за кафедру. Он не призывал к тишине, вообще ничего не сказал и не сделал. Просто обвел зал взглядом, и шум утих. Слышно было жужжание мухи, летающей возле головы Лектора. Но он ловко сбил муху свернутым в трубочку журналом и даже этот звук утих. Тишина после этого повисла в зале неестественная.
- Так вот. Мы все знаем, что природа управляется законами. Законов этих не счесть и каждый год открывается все больше и больше. Конца и края этому не видно, а потому можно предположить, что законов природы бесконечное число, потому что сама природа бесконечна. Вы думаете, что всегда эти законы существовали? А вот с точки зрения Платона камень падает вниз вовсе не потому, что действует закон всемирного тяготения, а потому что там ему самое место. Так и считали до того, как на голову Ньютону упало яблоко, и в голове сей произошел сдвиг в сторону закона тяготения. Теперь камень падает вниз по закону, а места ему и вовсе не осталось. Так бы и падал он вечно, если бы земля не мешала. Дальше больше. Понравилось людям открывать законы природы, чтобы можно было эту самую природу втиснуть в рамки своего разума, заставить действовать, как того они хотят, а вовсе не так, как природе предначертано. Нужно много энергии? Пожалуйста, вот вам E=mc2. И как жахнет в Хиросиме! Но думаете, как закон действует? А вот рабы на галерах, почему гребли? Закон такой, а если не исполнишь, то кнутом тебя. Белка в колесе, почему бегает? Потому что в клетку посадили ее. И деваться бедной некуда, вот и бегает. А спросите, хорошо ли ей? Спросите природу, хорошо ей от законов, которые для нее люди придумывают для того, чтобы выжимать из несчастной последние соки. Да неужели же сама она не даст всего в избытке, попроси только поласковее. Так нет же, закон нужен. Кандалы да кнут, клетка и галера. Даже пряника не дождется. Дай да дай, потому что закон. Вы вот глаза большие делаете, да рты открываете. Мол, законы мы не придумываем, а только открываем. Большей чуши я в жизни не слышал! Да вы Конституцию свою за десять лет раз двадцать переписываете, хоть и называете основным законом. И пытаетесь жить по нему. В головах ваших садовых законы писаны, а не в природе.
Но не буду голословным. Скажите, бутерброд падает маслом вниз по закону гравитации или по закону подлости? Коль по закону подлости, то если намазать его маслом с другой стороны, он и вовсе не упадет! Все будет думать, как ему поподлее упасть. А поскольку две стороны маслом намазаны, так и будет размышлять вечно, как буриданов осёл. Ну, так что, проверим закон?
С этими словами Лектор расстелил на кафедре журнал, достал откуда-то (наверное, заранее спрятал в кафедре) хлеб, сливочное масло и нож. Аккуратно отрезал кусок хлеба, намазал его маслом с одной стороны, а затем с другой. Театральным жестом поднял над головой и отпустил. Бутерброд повис в воздухе.
Больше никто Лектора не видел, и не мог объяснить, как он умудрился незаметно выйти. Хотя, конечно, взоры всех были прикованы к висящему в воздухе бутерброду.
Несколько минут в зале стояла мертвая тишина. А потом все как с цепи сорвались. Тщетно директор пытался навести порядок. Ученики, да и учителя тоже, рвались к бутерброду поближе – рассмотреть чудо. А подлый бутерброд даже подлетел под потолок, чтобы лучше всем видно его было. Все и глазели.
Наконец, директор и педагогический состав школы опомнились и зал очистили, стараясь не поднимать глаза, чтобы не встречаться взглядом с необъяснимым явлением. Особенно старался учитель физики. Он как бульдозер распахнутыми руками выталкивал детей к выходу. Да и шутка ли сказать: все, что он долгие годы вдалбливал в головы учеников, опроверг в одно мгновение обычный бутерброд с маслом. За несколько минут зал опустел. Последним выскочил директор, как капитан, покидающий тонущее судно. Но в глазах его читалось упрямство.
Никто не знает, куда делся бутерброд. Просто уборщица Марья Петровна, с опаской открыв дверь в актовый зал, побуждаемая директором при помощи швабры зловредный бутерброд достать и уничтожить, ничего не обнаружила. Остался только замасленный журнал на кафедре. Впрочем, потом и он исчез. Но это уже вполне объяснимо – на сувенир кто-то забрал. Все вздохнули с облегчением – происшествие можно списать на сеанс массового гипноза или иллюзию, или что-то еще, вписывающееся в старые добрые законы природы.
***
- Второй закон термодинамики гласит, что при прохождении в изолированной системе самопроизвольных процессов энтропия системы возрастает. Энтропия, как вы помните, это мера хаотичности, неупорядоченности системы. Другими словами, все в нашей вселенной стареет и разрушается…
Внезапно урок физики был прерван самым возмутительным образом: антикварного вида телевизор, еще ламповый, черно-белый, обшарпанный и нерабочий, стоявший в дальнем углу класса как памятник первым шагам телевидения, заработал. Многие поколения учеников оставили на его корпусе автографы, кляксы и просто царапины. Но теперь он самопроизвольно включился и показывал очень даже неплохо. Но не это было удивительно, а то, что выглядел телевизор как новенький! Лакированный и блестящий! Ни пылинки, как будто только что с конвейера.
А на задней парте хихикали в кулак Миша и Коля, школьные хулиганы.
Учитель физики нисколько не смутился. Он сурово посмотрел на хулиганов, потом на нарушение второго закона термодинамики и очень веско, с убеждением, отчеканивая каждое слово, произнес:
- Повторяю. Второй закон термодинамики гласит, что энтропия в нашей вселенной постоянно возрастает.
С каждым словом телевизор словно старел. Он мигнул пару раз и потух. Стремительно, за несколько секунд вернулся в свое нормальное, законное состояние. Урок продолжался.
***
Из кабинета биологии как ошпаренная выскочила учительница. На лице ее был написан неподдельный ужас. Поводом стал невинный вопрос семиклассницы:
- А правда, что динозавры вымерли по закону эволюции?


Рецензии