Мой ответ суициду - Я выбираю жизнь

Мой ответ суициду – Я выбираю Жизнь, под таким лозунгом стартовало мероприятие в ГБОУ РЭЛИ 17 ноября. Почему детский и подростковый суицид набирает силу и рост в России? Почему дети не находят смысла в жизни и не видят выхода из сложной ситуации? Эти и другие вопросы обсуждали с воспитанниками лицея-интерната студенты БГПУ им. М.Акмуллы Шарапова Айсылу Фанисовна и Гареева Регина Ситдиковна.
Жизнь подростка в современном мире не так проста, как кажется на первый взгляд. Первая любовь, любовь к кумиру, непонимание со стороны окружающих, школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликты с учителями или сверстниками. Конфликтные отношения с родителями, эмоциональная холодность со стороны родителей, когда подросток чувствует себя отверженным, одиноким, когда создается пустота в душе, и глубокая тоска, и одолевает мысль, что ты никому не нужен. Жизнь подростка оказывается под колпаком нерешенных проблем, где он уже не ребенок, но и еще не взрослый. И родители часто сами забываются, предъявляя к нему требования, как к взрослому человеку. Но подросток не может их самостоятельно разрешить, в силу своих подростковых особенностей. Нежелательная беременность среди девочек подростков, изнасилование, унижение и позор, травля со стороны одноклассников, все эти причины могут привести к детскому суициду.
В большинстве случаев подросткового и детского суицида виноваты именно родители. Благополучие в семьях, в которых живут дети из «зоны риска», лишь кажущееся: детям не хватает любви и понимания. И таких ребят сразу видно, они не общительны, с потухшим взором обреченности, с долей агрессии – как защитной реакцией и долей враждебности к окружающим. Родители не умеют, а зачастую, просто не хотят общаться, отмахиваясь от ребенка: «решай сам, уже большой», «мне своих проблем хватает», «я на работе устаю, а еще ты тут» и т.д. Многие из родителей даже не знают истинных причин и жизненно важных интересов своего ребенка. Чем он занимается, как проводит свободное время, что волнует и тревожит? Какие у него существуют страхи и страдания? А ведь именно в этот период взросления, у подростка часто случаются психические расстройства по поводу неумения контактировать и выстраивать правильно взаимоотношения со сверстниками. У эмоционально неуравновешенных, невыносливых, психически не сбалансированных, разобщенных подростков, в критической фазе жизни риск суицида может стать особенно большим в результате разлуки с родителями, а также при незначительных расстройствах. И в какой-то момент, непонятые сверстниками и  отдалившиеся от родителей, дети делают вывод, что жить больше не стоит. Подросток не осознает, что жизнь одна, он только представляет красивую картинку, как родным и друзьям будет плохо без него, как они будут убиваться горем, а потом, воскреснет он, как в старых добрых сказках. Ребенок думает, что в последний момент его обязательно спасут. Но, к сожалению, так бывает не всегда….
Что будет делать подросток, если его друг окажется в такой ситуации? К кому обратиться за помощью, если возникнут проблемы, с которыми невозможно справиться самому? Эти и другие вопросы лицеистам задавали студентки социально-гуманитарного факультета А.Ф. Шарапова и Р.С. Гареева. Как выяснилось, эта тема волнует многих подростков, и поделиться с родителями, воспитателями может далеко не каждый. У некоторых подростков, как они признались, были и есть переживания по поводу своей внешности, стыд, робость и чувство вины при неумении общаться с противоположным полом. Вместе мы решали возникающие вопросы и  убирали страхи. Вместе прорабатывали выходы из сложных жизненных ситуаций, напоминая подростку, что подростковые неудачи временные и после дождя на небе всегда бывает радуга. При апатии безрадостности и тоскливом настроении, я советовала ребятам вести дневники, заниматься рисованием, лепкой, катанием на лыжах, коньках. Заниматься спортом, больше прогулок проводить на свежем воздухе, увлечься фотографией, пейзажей природы. Для девочек – это вышивка, вязание, бисероплетение.
Берегите жизнь, дорожите жизнью, она одна и переписать на черновик, возможности не будет. Дорожите жизнью своей и своих близких!

Автор: педагог-психолог
Е.Н. Тимошенко.


Рецензии
Но ведь бывают ситуации и довольно часто: например неизбежное неизлечимоё мучительное заболевание?

Вадим Фомченко   30.11.2015 21:49     Заявить о нарушении