Борьба с самим собою

     На должность командира классного отделения назначили меня внезапно, не беседуя, и не советуясь со мною. Конечно, я растерялся. Как себя вести со своими бывшими товарищами, которые в одно мгновение стали моими подчинёнными?

    Если раньше я с ними на равных учился, трудился, с кем-то сблизился и подружился, то сейчас я должен командовать, организовывать и контролировать выполнение ими уставных требований, приказов и распоряжений командиров и начальников. Хорошо, если будет понимание с полуслова, а если нет?! Что тогда делать? Если же пойти на поводу, то сядут на тебя и поедут. Естественно, не будут тебя уважать ни командиры, ни подчинённые.

    Если начать требовать всё по уставу, то начнут тебя сравнивать с другими демократичными, а вернее не требовательными командирами. И снова  будут коситься на тебя. Если добиваться чёткого выполнения твоих распоряжений, то возможны случаи применения наказаний за всякие проступки твоих бывших товарищей.

    А что делать со своими бывшими друзьями? Если их выделить и сделать любимчиками, то настроишь остальных против них и себя. Необходимость же требовательности складывалась не только по твоей воле. Ты был под постоянным прессом со стороны помкомвзвода, того же Толи Романова, старшины роты, Голякова, всегда недовольного, с ехидной ухмылкой командира взвода капитана Просвиркина, приверженца и знатока  уставов, требовательного командира роты, майора Кичигина. Каждый мог тебя тыкнуть носом, что в твоем отделении плохо заправлены кровати, что плохо убрано в кубрике или территория городка, за которую отделение отвечает. Почему нет порядка в прикроватных тумбочках, почему не заправлены шинели, почему нет в строю Пупкина и где он? И т.д., и т.п.

     Вначале своей командирской деятельности решил быть демократичным командиром. У меня не было амбиций и желания выслужиться, поэтому стал советоваться с коллективом. В таких случаях верх всегда одерживали лодыри-горлопаны. Исполнение различных приказаний игнорировалось или сводилось к минимуму усилий. Естественно, старшие командиры всё это замечали, тыкали меня носом, высказывали претензии и заставляли всё переделать в личное время. В этом случае, лодыри-горлопаны молчали, а начинали роптать добросовестные, исполнительные курсанты: «Нужно было всё делать хорошо сразу». Наученный таким горьким опытом, решил всё делать хорошо сразу, преодолевая сопротивление лодырей-горлопанов.

     Рождение младшего командира проходило в страшных муках, в душевных терзаниях. Всё я принимал близко к сердцу, переживал. Наказывая своих подчинённых, не спал ночами. Одновременно старался как-то воспитывать себя, выработать какие-то принципы поведения. В записной книжке сохранился лепет 20-летнего нарождающегося сержанта. Читаешь их сегодня с определённой иронией. Они наивны. Но это был уровень моего развития. Так я ощущал положение, в которое попал. Это было желание справиться с самим собою, быть лучшим.

     Ещё со школьной скамьи я в сочинении на выпускном экзамене использовал в качестве эпиграфа высказывание Валерия Чкалова: «Если быть, то быть лучшим».

              Принципы  и  заветы,  которые  хотел  воплотить  в  себе:
1) «не ехидничай»
2) «не будь нытиком
3) «не бросайся в крайности, будь последовательным»
4) «не нервничай, будь всегда спокоен, не кричи, добивайся того, чтобы твоё распоряжение выполнялось с одного слова»
5) «будь со всеми дружен (исключая идейных противников), чтобы тебя не считали лишним в коллективе»
6) «нельзя наступать, если чувствуешь, что силы малы, и тебе придется отступать и потерять то, что ты имел ранее»
7) «не высказывай начальникам в лицо их ошибки. Они не захотят тебя слушать, тем более понять. Они сделают виновным во всём тебя. Лучше запоминай их ошибки и не делай их сам»
8) «не юли, говори только правду. Говори её с убеждённостью и уверенностью в своей правоте»
9) «делай так, чтобы твоё плохое настроение не распространялось на других»
10) «плохое душевное состояние делает человека в сто раз слабее»
11) не старайся казаться тем, кем ты не есть на самом деле. Противно это видеть со стороны. Лучше будь похуже, но собой. Тебя будут больше уважать»
12) «в сложных ситуациях старайся меньше волноваться»
13) «учись ждать, время всё лечит»
14) «когда тебе трудно, не вздумай своими поступками отталкивать от себя друзей»
15) «скованность делает человека рассеянным и уменьшает его возможности. Она пропадает при достаточной практике или тренировке»
16) «учись себя сдерживать от вспыльчивости»
17) «ещё раз говорю тебе, не нервничай, будь всегда спокоен. Спокойствие ослабляет твоего противника и не даёт тебе возможности наделать ошибок»
18) «не будь наивным. Знай, что ничего нельзя сделать быстро и хорошо»
19) «не смей идти против всех – сметут»
20) «не делай слишком частых нравоучений. Этим только подорвёшь свой авторитет»
21) «истинную обстановку и настроение можно узнать от твоих подчинённых, вызванных на откровенность. И это зависит от твоей честности»
22) «не будь грубым, лучше лишний раз промолчи»
23) «не бери все заботы на себя, дай возможность проявить инициативу другим. При возможности, управляй этой инициативой»
24) «ты молодец! Ты стал меньше нервничать, остепенился, стал спокойнее. Но помни, что это ещё не всё. Надо ещё больше укреплять свой характер, а так же заставлять следить за собой, чтобы не кричать, не повышать голоса. Говоря спокойно, не ехидничай, не груби, не оскорбляй подчинённого»
25) «самое главное для любого начальника – уметь заинтересовать подчинённого к труду. Это требует определённого искусства»
26) «взявшись за дело, всегда доведи его до конца. При этом работай постоянно, без рывков»
27) «к делу, которое кажется  лёгким, порой относятся небрежно, что может приводить к ошибкам. Когда же что-то человеку даётся большим трудом, он дорожит его результатами. И будет защищать их, не щадя своих сил».
28) «ты слишком много думаешь и мечтаешь. Зачем?»
29) «ты обижен на свою судьбу, что она тебя так терзает, И зря! Оглянись вокруг, посмотри на всех. Есть люди, положение которых гораздо хуже твоего, но они не унывают. И ты не унывай»
30) «будь смелее, решительнее, не делай пустых ударов и сам не попадай под удар»
31) «ты смотри, какую ты сделал непростительную ошибку, раскрыв свой рот. Не стремись всегда высказываться. Тем более, если твои слова обвиняют, и от них зависит твоя судьба и других. Лучше всего – слушать и молчать»
32) «сила воли так же нужна для того, чтобы заставить себя смотреть на вещи и события равнодушно»
33) «учись работать в любых условиях»
34) «заметь, что ты не последователен, ты хватаешься сразу за несколько дел и не кончаешь до конца ни одного»
35) «твои движения судорожны и скованы. У тебя нет плавности в движениях. Ты пустяковое дело делаешь с большим напряжением. При этом ты теряешь контроль над собою и задерживаешь дыхание»
36) «твои движения не ритмичны, поэтому ты быстро устаёшь и начинаешь задыхаться. Тебе не хватает воздуха»
37) «тебе нужно отработать своё дыхание, для этого нужно стараться не делать резких движений. Делай всё ритмично, не задерживай дыхание, иначе ты угробишь себя»
38) «старайся быть ещё более спокойным, не волнуйся, не раздражайся, меньше обращай внимание на насмешки и замечания других, сохраняй самообладание»
39) «помни, что для тебя сейчас здоровье – прежде всего»
40) «жестоко ударила тебя жизнь. Виноват и ты, что так не обдуманно поставил себя под удар. Но раз удар нанесён, то быстро приходи в себя, не показывай своей слабости»
41) «пустое, жалеть о происшедшем. Больше равнодушия, всё можно пережить»
42) «какой человек в малых делах, такой он и в больших»
43) «будь всегда правдивым»
44) «ты страшный перестраховщик».

      В своем поведении, конечно, я был далёк от этих принципов и заветов, а так же замечаний самому себе. Но всякий раз, при отступлении от них, я старался боднуть себя за то, что их не придерживался. Правильные выводы по случившемуся уменьшало мои душевные терзания. Приведённые принципы и заветы, конечно, в большинстве своём наивны, звучат по-детски.

     Но я старался таким путём воспитать себя настоящим офицером, научиться строить свои отношения с подчинёнными, начальниками и окружающими людьми. Последующие 28 лет офицерской службы, без сучка и задоринки, а так же жизни показали, что самоистязания были не напрасны.

     Несмотря на всё моё самовоспитание, у меня произошёл серьёзный срыв. Во время зимних экзаменов, на третьем курсе, за полгода до выпуска, нервное напряжение достигло такой степени, что у меня нарушилось дыхание. Я стал задыхаться. Это отражается и в моих записях с п. 35. Каждые 15-20 секунд мне нужно было глубоко вдохнуть, чтобы надышаться. Это было трудно сделать при застёгнутом воротничке гимнастёрки. Я расстегнул две верхние пуговички гимнастёрки, стягивающие горло. Командир взвода, с твёрдым, прямолинейным характером, капитан Просвиркин заметил это и приказал мне застегнуться, так как это было нарушением формы одежды. Мне бы сделать это и уйти восвояси. Я же стал ему объяснять, что мне трудно дышать. Он настаивал на своём.

    Со мною случилась истерика. Свидетелями было всё моё отделение. Меня направили в санчасть. Там, естественно, особенно не обследовали и никаких нарушений у меня не нашли. По возвращении из санчасти я узнал, что меня по-тихому освободили от должности.

    Приказа по училищу не было, и с меня не сняли погоны сержанта. Командиром классного отделения стал Дима Белозёр, а командиром моего строевого отделения назначили добросовестного, работящего и честного Ваню Кушнеренко. Так как за полтора года своего командования отделением не делал людям подлостей, не допускал несправедливости, был честен, то никто не злорадствовал. Отнеслись к моему положению с пониманием.

     А мне во всех отношениях стало намного легче. Снял я с себя тяжелейший камень ответственности. Слабым утешением было то, что в это же время по неизвестной мне причине тоже по-тихому освободили от должности моего товарища и помкомвзвода Толю Романова.

     Дыхание моё постепенно восстановилось, а своей той минутной слабости я не могу забыть и простить себе до сих пор.

    Отношения с командиром взвода окончательно испортились. Мы не замечали друг друга до самого выпуска. Отомстил он мне, когда на зимние каникулы в 1961 году приехала ко мне из Минска, моя невеста Лариса. Он не отпускал меня в увольнение, чтобы проводить её на поезд. Отнесся ко мне с пониманием командир роты Кичигин, он разрешил мне провести Ларису.


Рецензии