Философия есть забота о смерти

Философский этюд

«Философия есть забота о смерти», — так определяет Платон философию в диалоге «Федон». В этом определении содержится суть практической философии, поскольку речь идет об умерщвлении, или ослаблении низшего «я», самости, об умерщвлении яростной и вожделеющей природы. Без этого очищения от влияния и диктата самости невозможно не только претендовать на какое-то высшее общение с Богом, но нельзя даже размышлять о нем, поскольку, как говорил Платон, «нечистому касаться чистого не дозволено» (Платон. «Федон»). Вернее, не то, чтобы «не дозволено», а просто в силу своего текущего состояния сознания «нечистый», т.е. раджасично-тамасичный человек, не способен выйти за пределы наиболее приземленных частей тонкого мира, ибо его рассудочный ум, которым он живет и которым он молится, сам является частью этого тонкого мира.

Понимание философии как заботы о смерти требует достаточно глубокого понимания устройства мира и устройства человека.

Неизбежность смерти очевидна для всех. Что бы вы ни предпринимали, какие медицинские средства ни применяли, смерть ведь неизбежна, т.е. физическое тело имеет определенный ресурс жизненных сил, и когда срок наступил, то лучше всего не цепляться за жизнь, а уйти. Когда человек, несмотря на то, что наступил срок оставлять изношенное тело, пытается продлить свою жизнь с помощью каких-то медицинских средств, предлагаемых новейшими медицинскими технологиями, то он зачастую только хуже себе делает, потому что человек — это не тело.

Человек — это живущая душа, душа двойственная, состоящая из низшего и Высшего. А тело — это инструмент, через который душа, т.е. истинный человек, может в этом мире действовать. Вот это — правильный взгляд на жизнь! Причем истинным человеком наиболее верно считать только Высшую часть души, т.е. Высшую часть сознания, состоящую из вибраций (тонкоматериальных энергий) Саттвы.

Так вот когда тело умирает, то с позиций семеричного устройства человека, три низших принципа отбрасываются и начинают разлагаться, а четыре высших принципа переходят в некоторое состояние так называемой посмертной борьбы, или смертельной борьбы между высшей и низшей дуальностями. От результата этой посмертной борьбы между высшей и низшей дуальностями зависит будущее человека, т.е. то, в каких он будет находиться тонкоматериальных мирах, или в каких слоях тонкого мира. Если побеждает высшее, то возникают какие-то лучшие условия пребывания в тонком мире или в каких-то еще более высоких мирах, если человек достаточно развит. Если низшая дуальность, т.е. низшая самостная природа очень сильна, то она тянет вниз, в какие-то низкие по вибрациям тонкоматериальные обиталища — в пространства, которые в религиях называются адскими мирами, а в теософии — талами.

После того, как прошла эта борьба, «добрые и чистые спят спокойным блаженным сном, полным счастливыми видениями земной жизни, и не сознают, что они уже навсегда вне этой жизни». Это выдержка из Писем Махатм. Тому, что написано в Письмах Махатм, можно полностью доверять. Махатмы — это Те, Кто Знают, но они не просто что-то знают, они полностью знают «сущее, как таковое», т.е. Знают то, что может знать высокоразвитый человек, а точнее, Богочеловек, о сущем в соответствии с первым определением философии. «Те, кто ни хороши, ни плохи, спят спокойным сном без сновидения». Тоже не так уж плохо, какое-то среднее состояние сознания. «Безнравственные же, пропорционально своей порочности терпят угрызения совести в кошмаре, длящемся годами: их мысли становятся живыми сущностями, их порочные страсти — реальной субстанцией, и они получают обратно на свою голову все то зло, которое они причиняли другим. Действительность и факт, если их описать, дали бы гораздо более ужасный ад, нежели Данте мог вообразить».

Теперь, наверное, уже понятно, почему Платон дал такое определение философии — «философия есть забота о смерти»? Если человек действительно занимается философией, то он развивает Высшую часть своего сознания и старается во время жизни преодолеть сопротивление низшей части сознания. Его посмертная борьба, после того, как он оставит тело, борьба между высшей дуальностью и низшей дуальностью, проходит более сложно или менее сложно в зависимости от того, что он накопил по жизни. Если он трансмутировал, преобразовывал качества тамаса-раджаса, т.е. вместо качеств-вибраций тамаса-раджаса проявлялись в нем качества-вибрации Саттвы, или Высшего Я, то, по сути, из этой переживающей четверки, которая покидает тело, высшая дуальность очень легко может «забрать», или присоединить то высшее, что там накопилось в течение очередной жизни в результате саттвичных проявлений. Низших вибраций, или энергий тамаса-раджаса накоплено мало, и человек (т.е. сознание, или душа) легко выходит, и высшая дуальность легко забирает все лучшее.

И вот в этом смысле и следует понимать то, что сказал Платон: «Философия есть забота о смерти». Т.е. по сути, занимаясь истинной философией, человек заботится о том, как пройдет у него посмертная борьба между высшей и низшей дуальностью, как она закончится и на какой окажется человек Высоте, им самим сложенной.


С.К. Колубай. Определения философии. — Харьков: ЦСФИ, 2010. — 100 с.
http://csfi.ru/lectures/2011/opredeleniya-filosofii/
© ЦСФИ, 2010

Более подробно о трёх типах энергий сознания (Саттве, раджасе и тамасе) можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2016/03/22/1994


Рецензии