Эссе. моя миссия психолог

«МОЯ МИССИЯ – ПСИХОЛОГ» ( Республиканский конкурс психологов)

«Четверть всех знаний мы получаем от учителей.
четверть – слушая самих себя,
четверть даруют нам друзья,
а еще четверть – прожитые годы».
                (Пауло Коэльо.)

Как громко сказано «Моя миссия – психолог». Когда я прочитала эту фразу, то у меня появилась тяжесть внутри меня, она сковала меня определенным страхом и тревогой. Я спросила себя: «А, ты задумывалась, что тебе отведено судьбой, выполнять эту миссию?»
 И не смогла ответить сама себе.
Передо мной встал образ моей старшей сестры. Она стояла передо мной и требовала нарисовать ей такую же красивую куклу, как я нарисовала себе, но, сколько я не совершала попыток, они все заканчивались неудачей. Я вышла из этой ситуации. Я просто подарила ей эту куклу. Ее лицо стало таким светлым и лучезарным от счастья, что я радовалась вместе с ней.
У меня всегда было непроизвольное желание помочь неуспевающим учить уроки, младших учить кататься на коньках, на санках, оберегать их от опасностей, проводить с ними КВН… до сих пор храню фотографии своих подопечных, помню только имена, забыв фамилии.
Я постоянно кого-то нянчила, кого-то опекала, за кого-то заступалась, доказывала учителям, что они не правы по отношению к той девчонке, которая грезила стать актрисой, певицей, а математика с химией для нее были абстракцией. Эта девчонка стала знаменитой в своем крае. Она сама пишет стихи и музыку, гастролирует по северному миру, неся волшебные звуки своего голоса и души.
Мои одноклассники назвали меня после выпускного вечера жандармом преступного мира из-за моей нетерпимости ко лжи, предательству, несправедливости.
В то время меня эти представления обо мне переполнили обидой.
Прошли годы, я научилась контролировать свои чувства, принимать мир во всем его многообразии, раскрашивая взаимоотношения с окружающими во все цвета радуги. Но до сих пор не переношу ложь, приспособленчество, предательство, несправедливость.
Не смотря на это, меня до сих пор называют странной женщиной. Может за то, что из большого крупного промышленного уральского города приехала с двумя детьми в край синих озер, сказочного неба. Может за то, что впоследствии с четырьмя детьми уехала жить на хутор…
Действительно странностей много.
Когда добираюсь автостопом до города На вопрос «Кем вы работаете?», -отвечаю – «человеком».
Однажды я прочитала, что в одном из европейских зоопарков находится комната на двери, которой написано «Здесь находится самый страшный зверь планеты». Кого же видит человек, заходя в эту комнату: Самого себя – отражением в зеркале.
Как научиться жить в окружающем мире и не стать зверем и остаться человеком?
На вопрос: «Кто такой человек?» Начинают перечислять, что есть у человека, но ни один из ребят никогда не обратился к внутреннему содержанию, состоянию души человека.
Кто поможет ребенку найти самого себя, не потеряться в мире прошлого, настоящего и будущего. Как научить его стать сильным, уметь выстоять перед искушением, ошибиться и не разочароваться, смочь подняться  и остаться самим собой, верить и быть верным, любить и быть любимым, хотеть счастья  и быть счастливым.
Каждый из моих  учеников отправляется в путешествие, полное приключений, удач, обид, переживаний. Кто будет исполнять роль путеводителя, роль экскурсовода, мудреца, попутчика, друга?  Какую роль возьмет на себя сам ребенок, а какую возьмешь ты?
Ты должна помнить твой девиз « Не навреди».
Каждое дитя – дитя земли нашей. И если этот ребенок  не может попросить помощи у нас взрослых тогда, когда ему плохо. Он не может понять, отчего ему плохо, почему он не принят своими одноклассниками, у него нет друзей. Почему детская жестокость так больно бьет таких же, как они, детей.
«Я бегу по поляне, заросшей жесткой травой. Я стою пред сплошной стеной гор, взбираюсь, мне трудно дышать. Вокруг меня один забор». -  это образы детства, описанные детьми
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что у ребенка трудности в общении, во взаимодействии с близкими.  Только не я решаю его проблему, а он решает ее сам. Соотнесение моей ситуации к своей, помогает ребенку принять правильное решение для самого себя.
Невозможно увидеть мгновенный результат моего воздействия на чувственную сферу ребенка, но то, что он после этого распрямляет спину, начинает сам находить друзей – это достижение его самого и чуточку мое.
Трудно дается учеба, требования  школы для маленького человека, как цунами, обрушиваются на него, а он еще не научен, быть стойким, выносливым. Он растерян. Как помочь найти ему свой путь к освоению знаний? И я протягиваю ему свою руку «Держись малыш, все будет хорошо!».
«Я лечу. У меня появились крылья сильные, крепкие. Они несут меня над полями, морями, городами. Как здорово! Как прекрасен мир и я в нем!» это уже не тот малыш, который сжимал голову в плечи, сторонился своих одноклассников. Это человек, познающий себя, тебя и меня…
«Не хочу, не буду, отпусти меня, там мои друзья, они ждут меня» – это как в сказке о Маше и медведе, когда дорога домой, стала заблудшей. И ты в ночи становишься путеводной звездой, ты должен помочь, осветить путь домой, к теплу, пониманию, а может в доме уже не горит очаг, самое трудное научить ребенка разводить его самому, если родители до сих пор не могут найти мир в своем сердце.
Не повторить, предупредить, предотвратить – эти глаголы самые актуальные. Чтобы ребенок знал, чего в жизни необходимо опасаться
Надо его вооружить знаниями об этом, научить, его этими знаниями пользоваться, чтобы они стали правилами и ценностями
 его жизни.
Ошибок можно избежать, если постоянно насыщать взрослых и детей доступными их восприятию психологическими знаниями о возможностях разных периодов развития человека, трудностях, возникающих на нашем пути, последствиях, если мы сами нарушаем законы природы.
Вот теперь я вижу, что не малый труд вкладываю я в знания детей, как учитель, друг, проживая с ними их жизнь. И делаю это незаметно для него, чтобы он почувствовал свою значимость, индивидуальность. Может этот мой путь психолога и можно назвать миссией…?
 
20.03.08 год.                Дюкова Т.П.


Рецензии