Краткий обзор творчества Эльдара Рязанова

Режиссера считают комедиографом, хотя, по сути, комедиями являются только его первые фильмы. "Карнавальная ночь" (1957) и "Девушка без адреса"(1958). Первый фильм - бомба. Самый кассовый фильм года. Фильм создал звезду Гурченко и добавил популярности Ильинскому, а также Филлипову и Юрию Беляеву. Это комедия в духе тех лет, одобренная к производству самим директором " Мосфильма" Иваном Пырьевым. Легкое и безоблачное кино, продолжающее пользоваться популярностью на протяжении уже многих лет. Песни из этого фильма хиты до сих пор.
Второй фильм менее заметен. Это попытка повторить успех первого фильма. Поэтому на главную роль была взята самая главная звезда 50-ых Рыбников. Но успеха не получилось, хотя фильм получился очень не плохим. Его частенько повторяют по телевидению. Но отношение к нему, как ко второй пробе пера, и только.


2 этап творчества Рязанова - поиск своего лица.


Сюда можно отнести удачную "Гусарскую балладу", но все же ее успех был предсказуем, она снята на основе очень популярной пьесы Гладкова "Давным -давно". Фильм этот знают все. С ним связана детективная история - Рязанов сомневался в подлинности авторства Гладкова. И в самом деле, после тюрьму он не написал ничего, вообще ничего! Тем не менее, пьеса написана гениальными стихами.
Фильм занял второе место в прокате 61 года. 31 млн человек. Ровно вдвое больше собрал " Человек -амфибия" - сенсация того года. Поручик Ржевский в исполнении Юрия Яковлева стал героем анекдотов.
Затем следует экспириментаторский " Человек -ниоткуда" - самый не знаменитый фильм режиссера. Фильм про снежного человека, который попал в современную Москву очень не понравился чиновникам и его выпустили вторым экраном малым количеством копий. Фильм, действительно, странный - первый опыт Рязанова в эксцентрике. Но гениального Яковлева и Юрского это не касается, они сыграли главные роли как надо. Так же гениально сыграл в картине и Анатолий Папанов. Фильм этот вообще незаслуженно остается забытым, поскольку это один из лучших фильмов в фильмографии режиссера.
Следующий фильм "Дайте жалобную книгу" - первый черно-белый фильм Рязанова, попытка нащупать свой киноязык. Фильм особого успеха не имел. Кузнецов и Борисов выглядят в этом фильме пришедшими из других фильмов. Голубкина тоже не в своей тарелке. А уж троица Никулин - Вицин - Моргунов и вовсе притянута за уши. Фильм не сыскал особого успеха, но песня "Добрый вечер" до сих пор популярна.


3 этап: триумф и спад.


Триумф это "Берегись, автомобиля". До сих пор это один из лучших фильмов в истории нашего кино. Рязанов нашел своего постоянного соавтора Брагинского, с которым сделал потом много фильмов. И своего композитора, Петрова, с которым он изменил только один раз.
А вот "Зигзаг удачи" хоть и стал популярным, особого удовлетворения режиссеру не принес. одна из самых неудачных ролей Леонова, который попросту комиковал.
"Старики -разбойники" - тоже не относятся к большим удачам режиссера.
Со следующим фильмов "Невероятные приключения итальянцев в России" - история особая. Он снят, потому что итальянцы были должны Мосфильму, и в качестве отработки своего долга, они и предложили снять фильм. Рязанов и Брагинский придумали историю, и фильм вроде бы получился, но они сами признают, что эксцентрика не их жанр. Впрочем, успех был не за горами.

4 этап творчества Рязанова - триумф.


Мало кто знает, что самый знаменитый фильм Рязанова - это скромный телевизионный фильм "Ирония судьбы", который получил характер самого культового фильма режиссера. Он сам этого не ожидал.
Удивительная история произошло с его следующим фильмом. Дело в том, что снят "Служебный роман" по пьесе "Сослуживцы", которая пользовалась большой популярностью, и ее решили поставить на телевидении. Рязанов увидел постановку своей пьесы и ужаснулся. Решил сам ее экранизировать. "Служебный роман" стал одним из самых популярных фильмов режиссера. С этого же фильма завязываются его творческий роман с Олегом Басилашвили. 
С ним он в 1982 году снимает еще один шедевр " Вокзал для двоих", где второй раз у режиссера снялась Людмила Гурченко.
"Гараж" имел меньший киноуспех по сравнению с этими двумя работами, но в творчестве режиссера занимает почетную роль.
Самый меньший успех выпал на телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", премьера которого прошла 31 декабря в 15-30, то есть, в самое глухое время для премьеры. Зрители не приняли эту трагикомедию Рязанова, а многие обвинили ее в русофобстве, поскольку основана она была на фантастическом сюжете о расстреле, режиссеру напомнили, что не было казни в тот момент в николаевской России, а уж, тем более никто не мог дворян заставить участвовать в казни.


Время творческого кризиса Рязанова – середина и конец 80-ых.


Снял фильм «Жестокий романс», который был воспринят весьма

средне зрителями, и совсем уж холодно, критиками. Но роль Никиты Михалкова в

этом фильме является лучшей в карьеры. И музыка Петрова, как всегда, на высоте. Совсем уж провальным со всех точек зрения оказывается фильм

«Дорогая Елена Сергеевна». Это проблемное кино так популярное в году

перестройки. Фильм считается самым неудачным в карьере режиссера. Запомнился

фильм только главной ролью Марины Нееловой. Два эти фильма свидетельствует о

том, что режиссер в эти бурные годы не мог найти свои темы. Чуть лучше была принята «Забытая мелодия для флейты».

Мелодраматическая комедия про любовь чиновника в исполнении Филатова и простого

милиционера в исполнение Догилевой. Эти роли стали одними из лучших в актерских

карьерах этих двух исполнителей. Одна из первых сцен обнаженки в карьере

режиссера. Позже обнаженка будет в каждом его фильме, кроме  фильма «Привет, дуралеи».

Постперестроечное кино Рязанова.


«Небеса обетованные»  - один из лучших фильмов режиссера,
заслуженно получивший все призы киноакадемии «Ника». Начало работы над фильмом
отмечено трагедией, умер Георгий Бурков, роль которого в фильме сыграл Валентин
Гафт. Фильм тепло был принят публикой, не смотря на мрачную тему (жизнь бомжей)
и количество мата. Но фильм получился светлый и теплый. С огромным количеством
крылатых фраз. Жемчужина в коллекции режиссера. Много библейских аллюзий. Особенно, финал с вознесением паровоза напоминает вознесение библейского пророка Илии. Фильм с очень гуманистическим посылом. Потом последовало предсказание «Предсказание» - мистическая драма, снятая по повести самого режиссера.
Тоже очень хорошее кино. Минус этого фильма – роль главной героини Ирен Жакоб, но таково
было желание французской стороны, финансирующей картину. Роли Андрея Соколова,
Олега Басилашвили стали лучшими в карьере этих славных артистов. Незаслуженно не самый
известный фильм режиссера. Всегда с удовольствием его пересматриваю. «Привет, дуралеи». Чистая мелодраматическая комедия, не
самая удачная в творчестве режиссера, но довольно забавная и милая. Главную
роль сыграла Татьяна Друбич, редко снимающаяся актриса и клоун Вячеслав
Полунин, роль которого озвучивал Андрей Мягков из-за недостатка дикции. Не
самый удачный актерский дуэт, ни тот, ни другой непрофессиональный актер, но
второй актерский план, как всегда шикарен. Тоже один из самых незаметных
фильмов режиссера.
"Старые клячи" - расцвет позднего Рязанова.

Ему лучше всех удалось вписаться в современную действительность. у его извечных коллег по цеху Данелии и Гайдая это не получилось. Их фильмы вызывают лишь недоумение. У Рязанова " Старые клячи" стали хитом с крылатой фразой героя Евдокимова "Москва - вонючий город". Это продюсерский проект, хорошо задуманный и реализованный. Много чисто рязановских фишек. И они классно сработали. Даже обнаженка 64 -летней Гурченко не вызывает раздражения. Актерский ансамбль прекрасный. Фильм до сих пор частенько демонстрируется по телевизору. Прекрасные песни Петрова на стихи Рязанова. Много эксцентрики, которая удачно вписана в ткань лирической комедии. Этакий ренессанс в творчестве позднего Рязанова.

"Тихие омуты" и все остальное.


А откровенно не получился этот фильм, который снимался одновременно со Старыми клячами. Хотя, режиссер впервые в этом фильме сотрудничает с популярным тогда  Александром Абдуловым. Фильм воде бы неплохой, но несколько скучный. Больше всего обнаженки именно в этом фильме Рязанова. Не самый популярный фильм Рязанова.
"Ключ от спальни" - экранизация дореволюционного водевиля откровенно не получился. Хотя в фильме снялся восходящий на вершину успеха Безруков и суперактер Маковецкий, но фильм получился не смешным и вызвал разочаровании у всех зрителей.
"Андерсон. Жизнь без любви" - сам Рязанов считает этот фильм своим завещанием. Фильм про творчество и не мог получиться зрительским. Но как произведение искусство фильм состоялся вполне, хотя он и не получил заслуженного зрительского внимания. На мой взгляд, лучший фильм Рязанова в жанре "драма". Роль Вячеслава Тихонова стала лучшей для него за последние годы. Кстати, он играл там Бога, поцеловавшим Андерсона.
"Карнавальная ночь - 2" - полное фиаско с Безруковым в главной роли. Не спасают этот фильм не Алексей Баталов, ни Инна Чурикова.


Рецензии