Краткий обзор творчества Эльдара Рязанова
Второй фильм менее заметен. Это попытка повторить успех первого фильма. Поэтому на главную роль была взята самая главная звезда 50-ых Рыбников. Но успеха не получилось, хотя фильм получился очень не плохим. Его частенько повторяют по телевидению. Но отношение к нему, как ко второй пробе пера, и только.
2 этап творчества Рязанова - поиск своего лица.
Сюда можно отнести удачную "Гусарскую балладу", но все же ее успех был предсказуем, она снята на основе очень популярной пьесы Гладкова "Давным -давно". Фильм этот знают все. С ним связана детективная история - Рязанов сомневался в подлинности авторства Гладкова. И в самом деле, после тюрьму он не написал ничего, вообще ничего! Тем не менее, пьеса написана гениальными стихами.
Фильм занял второе место в прокате 61 года. 31 млн человек. Ровно вдвое больше собрал " Человек -амфибия" - сенсация того года. Поручик Ржевский в исполнении Юрия Яковлева стал героем анекдотов.
Затем следует экспириментаторский " Человек -ниоткуда" - самый не знаменитый фильм режиссера. Фильм про снежного человека, который попал в современную Москву очень не понравился чиновникам и его выпустили вторым экраном малым количеством копий. Фильм, действительно, странный - первый опыт Рязанова в эксцентрике. Но гениального Яковлева и Юрского это не касается, они сыграли главные роли как надо. Так же гениально сыграл в картине и Анатолий Папанов. Фильм этот вообще незаслуженно остается забытым, поскольку это один из лучших фильмов в фильмографии режиссера.
Следующий фильм "Дайте жалобную книгу" - первый черно-белый фильм Рязанова, попытка нащупать свой киноязык. Фильм особого успеха не имел. Кузнецов и Борисов выглядят в этом фильме пришедшими из других фильмов. Голубкина тоже не в своей тарелке. А уж троица Никулин - Вицин - Моргунов и вовсе притянута за уши. Фильм не сыскал особого успеха, но песня "Добрый вечер" до сих пор популярна.
3 этап: триумф и спад.
Триумф это "Берегись, автомобиля". До сих пор это один из лучших фильмов в истории нашего кино. Рязанов нашел своего постоянного соавтора Брагинского, с которым сделал потом много фильмов. И своего композитора, Петрова, с которым он изменил только один раз.
А вот "Зигзаг удачи" хоть и стал популярным, особого удовлетворения режиссеру не принес. одна из самых неудачных ролей Леонова, который попросту комиковал.
"Старики -разбойники" - тоже не относятся к большим удачам режиссера.
Со следующим фильмов "Невероятные приключения итальянцев в России" - история особая. Он снят, потому что итальянцы были должны Мосфильму, и в качестве отработки своего долга, они и предложили снять фильм. Рязанов и Брагинский придумали историю, и фильм вроде бы получился, но они сами признают, что эксцентрика не их жанр. Впрочем, успех был не за горами.
4 этап творчества Рязанова - триумф.
Мало кто знает, что самый знаменитый фильм Рязанова - это скромный телевизионный фильм "Ирония судьбы", который получил характер самого культового фильма режиссера. Он сам этого не ожидал.
Удивительная история произошло с его следующим фильмом. Дело в том, что снят "Служебный роман" по пьесе "Сослуживцы", которая пользовалась большой популярностью, и ее решили поставить на телевидении. Рязанов увидел постановку своей пьесы и ужаснулся. Решил сам ее экранизировать. "Служебный роман" стал одним из самых популярных фильмов режиссера. С этого же фильма завязываются его творческий роман с Олегом Басилашвили.
С ним он в 1982 году снимает еще один шедевр " Вокзал для двоих", где второй раз у режиссера снялась Людмила Гурченко.
"Гараж" имел меньший киноуспех по сравнению с этими двумя работами, но в творчестве режиссера занимает почетную роль.
Самый меньший успех выпал на телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", премьера которого прошла 31 декабря в 15-30, то есть, в самое глухое время для премьеры. Зрители не приняли эту трагикомедию Рязанова, а многие обвинили ее в русофобстве, поскольку основана она была на фантастическом сюжете о расстреле, режиссеру напомнили, что не было казни в тот момент в николаевской России, а уж, тем более никто не мог дворян заставить участвовать в казни.
Время творческого кризиса Рязанова – середина и конец 80-ых.
Снял фильм «Жестокий романс», который был воспринят весьма
средне зрителями, и совсем уж холодно, критиками. Но роль Никиты Михалкова в
этом фильме является лучшей в карьеры. И музыка Петрова, как всегда, на высоте. Совсем уж провальным со всех точек зрения оказывается фильм
«Дорогая Елена Сергеевна». Это проблемное кино так популярное в году
перестройки. Фильм считается самым неудачным в карьере режиссера. Запомнился
фильм только главной ролью Марины Нееловой. Два эти фильма свидетельствует о
том, что режиссер в эти бурные годы не мог найти свои темы. Чуть лучше была принята «Забытая мелодия для флейты».
Мелодраматическая комедия про любовь чиновника в исполнении Филатова и простого
милиционера в исполнение Догилевой. Эти роли стали одними из лучших в актерских
карьерах этих двух исполнителей. Одна из первых сцен обнаженки в карьере
режиссера. Позже обнаженка будет в каждом его фильме, кроме фильма «Привет, дуралеи».
Постперестроечное кино Рязанова.
«Небеса обетованные» - один из лучших фильмов режиссера,
заслуженно получивший все призы киноакадемии «Ника». Начало работы над фильмом
отмечено трагедией, умер Георгий Бурков, роль которого в фильме сыграл Валентин
Гафт. Фильм тепло был принят публикой, не смотря на мрачную тему (жизнь бомжей)
и количество мата. Но фильм получился светлый и теплый. С огромным количеством
крылатых фраз. Жемчужина в коллекции режиссера. Много библейских аллюзий. Особенно, финал с вознесением паровоза напоминает вознесение библейского пророка Илии. Фильм с очень гуманистическим посылом. Потом последовало предсказание «Предсказание» - мистическая драма, снятая по повести самого режиссера.
Тоже очень хорошее кино. Минус этого фильма – роль главной героини Ирен Жакоб, но таково
было желание французской стороны, финансирующей картину. Роли Андрея Соколова,
Олега Басилашвили стали лучшими в карьере этих славных артистов. Незаслуженно не самый
известный фильм режиссера. Всегда с удовольствием его пересматриваю. «Привет, дуралеи». Чистая мелодраматическая комедия, не
самая удачная в творчестве режиссера, но довольно забавная и милая. Главную
роль сыграла Татьяна Друбич, редко снимающаяся актриса и клоун Вячеслав
Полунин, роль которого озвучивал Андрей Мягков из-за недостатка дикции. Не
самый удачный актерский дуэт, ни тот, ни другой непрофессиональный актер, но
второй актерский план, как всегда шикарен. Тоже один из самых незаметных
фильмов режиссера.
"Старые клячи" - расцвет позднего Рязанова.
Ему лучше всех удалось вписаться в современную действительность. у его извечных коллег по цеху Данелии и Гайдая это не получилось. Их фильмы вызывают лишь недоумение. У Рязанова " Старые клячи" стали хитом с крылатой фразой героя Евдокимова "Москва - вонючий город". Это продюсерский проект, хорошо задуманный и реализованный. Много чисто рязановских фишек. И они классно сработали. Даже обнаженка 64 -летней Гурченко не вызывает раздражения. Актерский ансамбль прекрасный. Фильм до сих пор частенько демонстрируется по телевизору. Прекрасные песни Петрова на стихи Рязанова. Много эксцентрики, которая удачно вписана в ткань лирической комедии. Этакий ренессанс в творчестве позднего Рязанова.
"Тихие омуты" и все остальное.
А откровенно не получился этот фильм, который снимался одновременно со Старыми клячами. Хотя, режиссер впервые в этом фильме сотрудничает с популярным тогда Александром Абдуловым. Фильм воде бы неплохой, но несколько скучный. Больше всего обнаженки именно в этом фильме Рязанова. Не самый популярный фильм Рязанова.
"Ключ от спальни" - экранизация дореволюционного водевиля откровенно не получился. Хотя в фильме снялся восходящий на вершину успеха Безруков и суперактер Маковецкий, но фильм получился не смешным и вызвал разочаровании у всех зрителей.
"Андерсон. Жизнь без любви" - сам Рязанов считает этот фильм своим завещанием. Фильм про творчество и не мог получиться зрительским. Но как произведение искусство фильм состоялся вполне, хотя он и не получил заслуженного зрительского внимания. На мой взгляд, лучший фильм Рязанова в жанре "драма". Роль Вячеслава Тихонова стала лучшей для него за последние годы. Кстати, он играл там Бога, поцеловавшим Андерсона.
"Карнавальная ночь - 2" - полное фиаско с Безруковым в главной роли. Не спасают этот фильм не Алексей Баталов, ни Инна Чурикова.
Свидетельство о публикации №215113000443