Композиция картины

     Картина - это прямоугольник. Форма прямоугольника умозрительна. В природе прямоугольников не существует.
     Вчера, в очередной раз пробило сознание. Это была не жёсткая  всё объясняющая конкретика, просто пришло понимание смысла прямоугольника.
     При создании Богом тверди небесной и тверди земной, прямоугольник уже подразумевался.
     Сравните, прямоугольник с любым бесформенным пятном, в которых линия разделения проведена посередине.
     Вот, тут, сложно многое объяснить словами, тут надо почувствовать разность этих энергий.

     Прямоугольник является прародителем всех данных и творимых форм материального мира.
    
     А, собственно, что из себя представляет эта геометрическая фигура.
     Это четыре линии и четыре угла. Вроде бы, всё просто, на первый взгляд.
     Вопрос в том, как работать с этой формой.
     Если вы берёте за основу ограничения линии - "проваливаете углы" - то это - та самая параллельная перспектива.
     Философия свитка - вы разворачиваете по горизонтали или по вертикали изображение - углы в этой системе не задействованы.
     Это живопись древнего Китая. Эти правила организации пространства на плоскости встречаются и в других древних народах.
   
     Вот, тут надо быть повнимательнее. Поймите, все перспективы выросли из прямоугольника - из его ограничений. Они не были привнесены в прямоугольник. Прямоугольник диктовал свои правила и эти правила называются сейчас красивым словом - композиция.
     А, если задействовать углы прямоугольника? То, сразу всплывают две другие перспективы - прямая и обратная.
     Что такое угол в прямоугольнике? Такой простой вопрос, на который сотни лет художники стараются дать ответ.
     В отличие от прямой линии, в какой то степени испытывающей напряжение или точнее сказать натяжение, словно батут,  угол - это прежде всего слом.
     Энергия угла совершенно другая, чем энергия прямой линии.
    
                Правило угла.

     Все свои лекции о композиции я начинаю с рассказа об особенностях угла. Ранее, я писал о том, что в русском сознании угол занимает довольно почётное место. Икона ставится в углу, не красна изба углами, а ... пирогами, узелок на память, красный уголок, иметь свой угол и т. д.
    Угол несёт в себе напряжение слома. Поэтому, в живописи важно не приближаться к этим напряжениям. Если изображение приближено к углу, то происходит сбой. Поэтому у живописца в системе углов существуют два приёма - первый - это отрыв от угла и второй - это перекрытие угла.
    Своим ученикам я показываю простые примеры, как можно перекрыть углы в живописи. Это одно два занятия без напряга. Вся история живописи в одной - двух  формулах.
    Я, понимаю, что после понимания убогости живописных конструкций последних столетий, становится грустно.

    Чтобы так сильно не грустить, я показываю механику работы образа русской живописи 14 века.
    Вот, тут сложнее, так как готовых конструкций в системе образа нет - живописец разговаривает плоскостью, а не изображением.
    Вы, надеюсь, догадываетесь, то, что я пишу о живописи - это довольно круто.
    Но, поверьте мне, это так, на самом деле.
    Сейчас время более интереснее, мощнее, вариативнее, чем рубеж 19-20 веков, да собственно, чем вся живопись 19 и 20 веков.
    То, что я пишу живопись в системе образа - это уже написано на холстах, железе и фанере. Придёт время, мою живопись будут "под лупой изучать".
    Зачем пишу на прозе?
    Во первых - это пиар моей живописи.
    Во вторых - это помощь умным. Важно порвать пуповину мертвечины, тянущуюся из прошлого.
    В третьих - сказанное - это уже сделанное. Меня манят другие горизонты. Образ - это только начало.





 
   


Рецензии