Крепость на колесах
Такие же колонны были организованы В Кургане и Троицке.
Танковый парк Красной Армии в 1941 году был практически истреблен в тяжких оборонительных боях.
Вновь, как и в годы гражданской войны, на железных дорогах страны появились бронепоезда,пытавшиеся компенсировать потерянную танковую мощь.
Они прикрывали войска, охраняли железнодорожные линии, станции и тыл, боролись с прорвавшимися частями и десантами противника.
В одном из московских депо на средства железнодорожников построили мощную крепость на колесах "Смерть фашистским оккупантам!"
Рабочие паровозного депо станции Челябинск построили бронепоезда "Южноуральский железнодорожник" и "Челябинский железнодорожник".
Магнитка дала фронту бронепоезд "Магнитогорский комсомолец", построенный силами комбината по предложению молодежи основного механического цеха.
16 февраля 1942 года в Челябинске прошел торжественный митинг рабочих и служащих, посвященный завершению строительства и передаче бронепоезда фронту.
Первого мая 1942 года челябинцы получили боевое крещение на Брянском направлении. Потом они проявили себя в тяжелых боях под Воронежем, Харьковом,под Сталинградом.
В октябре 1942 года сталинградские позиции 62-й армии прикрывали восемь зенитных бронепоездов, в их числе составы с Южного Урала.
Вспоминает участник тех событий А. Косоногов:
"На рассвете с запада появились черные стаи "юнкерсов". Они шли в нашу сторону группами по 10-15 самолетов. Вывели состав на участок маневрирования, заняли места у орудий и зениток.
Группа из 18 самолетов начала пикировать на поезд. Бомбы рвались вокруг стальной громадины, появились убитые и раненые. При отражении первого налета зенитчики подбили самолет. Другой, не выходя из пике, врезался в землю.
Через полчаса атака повторилась, но сильный огонь бронепоезда не дал провести прицельную бомбежку. Гитлеровцы потеряли еще один самолет.
Во время третьего налета бомба разорвалась между бронеплощадками и вырвала кусок рельса.Ремонтная бригада бронепоезда немедленно приступила к работе, но рельса нужного размера не нашлось.Тогда бойцы заровняли воронку, уложили несколько шпал, выпилили по размеру вырванного рельса дубовый брус, закрепили его, и стальная махина медленно перекатилась по импровизированному пути.
Налеты, бомбежки, маневры бронепоезда продолжались до полудня.
К вечеру гитлеровцы попытались огнем из пушек и пулеметов уничтожить бойцов, находящихся наверху. Зенитчики прятались под верхние броневые листы.Теперь было труднее вести прицельный огонь, но они приспособились бить по самолетам, выходящим из пике.
Бой с авиацией противника продолжался 14 часов.Отбили десять воздушных атак, вызвали на себя вражеские самолеты, рвущиеся к Сталинграду...."
Зенитным огнем "Южноуральский железнодорожник" уничтожил пять вражеских самолетов.
К концу дня авиации противника удалось разбомбить железнодорожное полотно станции, куда отходил бронепоезд, израсходовавший почти все боеприпасы.
Командир бронепоезда, старший лейтенант Иван Орлов, приказал подорвать технику, а экипажу - "отступить в пешем порядке".
В тот же день, 28 июля 1942 года, на станции Черемисиново геройски погиб и "Челябинский железнодорожник".....
Свидетельство о публикации №215113000992