Белгородский чудотворец в граде Святого Петра

         
           Белгородский чудотворец в граде Святого Петра
                Перекличка времен
Иногда происходят переклички времен и событий, связывает Божий промысел судьбы людей и территории невидимыми нитями. Пролегла дорожка между святым Белогорьем и северной столицей России.Честные мощи святителя Иоасафа Белгородского долгие годы видимо пребывали в поругании, а незримо освящали Ленинградскую землю, формально находясь в качестве экспоната в Музее религии и атеизма, а фактически и мистически — в стенах и под кровлей Казанского собора.

В книге «История Белгородской епархии» есть подробное описание второго обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского, где рассказывается о роли Аркадия Васильевича Соколова и его дочери Людмилы Аркадьевны в этом деле. Если передать коротко, то А.В.Соколов в шестидесятых годах прошлого века во время реставрационных плотницких работ на чердаке собора волею случая обнаружил раку с мощами.

В 1970-м году Соколов А.В. принимал участие во вторичном перенесении мощей на чердак и захоронении их в шлаке-утеплителе. Дело в том, что в это время в южных регионах СССР были отмечены случаи заболеваний холеры, и, опасаясь санкций санитарной комиссии, комендант распорядилась мощи из экспозиции убрать, закопав «экспонат» в сыром подвале.

Аркадий Васильевич рассказал дочери о том, куда они с другом спрятали святыню (и также изложил это письменно, подтвердив подписью. А товарищ его свою подпись ставить отказался и в скором времени трагически погиб).

Через двадцать лет, в 1991-м году, Соколовы предприняли попытку отыскать мощи, что и удалось сделать с помощью члена общины Казанского собора Н.Д.Недошковской и главного архитектора «Реставрации» А.Г.Леонтьева, которые организовали для Соколовых доступ на чердак собора, где хранились фонды музея. В указанном Аркадием Васильевичем месте было обнаружено то, что искали.

Обо всем, поведанном отцом, Людмила Аркадьевна написала митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву). Назначенная владыкой комиссия подтвердила идентичность сих мощей с мощами святителя Иоасафа Белгородского.

Случайным ли является то, что в настоящее время Л.А.Соколова является активной работницей Санкт-Петербургского благотворительного общества святителя Иоасафа при Детской инфекционой больнице №3, что находится на Васильевском острове.Она и была одним из инициаторов создания и первой руководительницей общества, которое учредители рассматривали как преемника двух дореволюционных братств свт. Иоасафа, существовавших в Петрограде (до 1917) и в Парголово (до 1918). При больнице сохранилась часовня, построенная в 1911году братством святителя Иоасафа. Изначально предполагалось здесь также строительство храма во имя святителя Иоасафа, но этому помешала Первая мировая война.

В 1991 году собралась община, которая занялась восстановлением часовни. «Приходили молиться, обратили внимание на то, что больница закрытая, не пройти к детям,- рассказывает Людмила Аркадьевна.- Пришла «перестройка», и ситуация стала меняться. Мы приходили к маленьким пациентам рисовать, развлекать, успокаивать, ибо страдают они больше не от болезни, а оттого, что без родителей, что нельзя выйти никуда, что долгий срок, от полугода до нескольких лет, находятся в стационаре одни, без семьи, без своих».

В настоящее время в одном из зданий больницы обустроено несколько помещений, и именуется эта территория любви — Китеж-град. Кроме пятерых постоянных сотрудников, приходят волонтеры, которых проводят к детям в корпуса больницы. У сокрытых от мирской суеты инвалидов часто просыпается необыкновенный талант. Художник-волонтер помогает раскрытию дара, обучает писать портреты, пейзажи. С детьми регулярно занимаются также пением, танцами, играми. С ребятами проводятся тренинги по формированию навыков здорового образа жизни, устраиваются театральные постановки, ведутся музыкальные уроки, развивающие ритм. Члены благотворительного общества им читают Евангелие и стараются вести себя так, чтобы подавать пример, показывать, каков должен быть православный человек.

Дни рождения празднуются тепло и с подарками.

Здесь на излечении находятся дети из разных уголков страны. Термин синдром госпитализма первоначально был введен по отношению к младенцам, начинающим жизнь в больнице, теперь он применим для всех, длительное время пребывающих в лечебных заведениях. Существование в подобных условиях безрадостно, тягостно. Через посредство благотворительного общества святителя Иоасафа некоторые дети получают также новый путь, новую жизнь и новых родителей-крестных.

В беседе возник вопрос: часовня или Китеж-град являются эпицентром объединения благотворителей и их подопечных? Нисколько не задумываясь, Людмила Афанасьевна прорекла: «Объединяет вера в Бога». Невольно напросился следующий вопрос, о неверующих. « А нет неверущих, не бывает. Иногда встречаются такие, которые начинают сомневаться»,- таков опыт и взгляд Соколовой.

Итак, двадцать один год назад пришли люди на место запустения, около двух лет часовню реставрировали, освятили во имя святителя Иоасафа, предполагая, что таково было первоначальное посвящение; лишь позднее выяснилось, что ранее называлась часовня именем небесного покровителя Санкт-Петербурга святого благоверного князя Александра Невского. При регистрации благотворительного общества тоже сложилось не по человеческому разумению: первоначально избранное название не было принято к регистрации. И в один день необходимо было подобрать другое. Назвали в честь Белгородского святого. Как видим, никакого фанатизма, ни капли пристрастия не вмешалось в благое начинание, словно, невидимая сила распорядилась, направила, откорректировала человеческое рассуждение. По четвергам совершаются Молебны с Акафистом святителю Иоасафу и перед образом Песчанской Божией Матери о здравии детей, присутствие Белгородского чудотворца в граде Святого Петра сохраняется незримо.

Людмиле Аркадьевне Соколовой уже приходилось давать интервью Белгородским журналистам, которых интересовали чудеса, поэтому в самом начале беседы она настороженно заявила, что ничего подобного не знает и не ищет. Но, думается нам, что весь путь этой скромной женщины и ее отца есть чудо следования за промыслом Божиим. Стоит добавить, что была еще одна страница в ее жизни — восстановление церкви святителя Иоасафа в 3-м Парголове. Община, построившая чудный деревянный храм вместо разрушенного в советское время, после освящения в 2000 году, оставила свое детище назначенному настоятелю и новым прихожанам и продолжает богоугодное дело заботы о детях. Истинные православные скрывают добрые дела свои. Людмила Аркадьевна неохотно говорит, а о себе не произнесла ни слова. Историю ее пути поведали посторонние люди, случайно собранный материал пополнился получасовой беседой, которая состоялась в Китеж-граде в прошлом году. Имя великого Русского чудотворца мистически сопровождает жизнь тихой, скромной труженицы. Линия жизни отца и дочери Соколовых ввела в центр нашего внимания их имена. Не людей славим — они нам этого не простят — присутствие Творца и попечение святых угодников о человеках есть тема данного материала. Так пусть герои данного повествования предстанут как собирательный образ всех тех, кто трудится и трудился с ними бок о бок, делателей единого дела, равных среди равных, братий и сестер. Формат статьи не позволяет назвать все имена. И хочется надеяться на новую встречу, теперь уже на земле святого Белогорья. Верим, помощью святителя Иоасафа это возможно.

На фотографии: Часовня в честь святителя Иоасафа Белгородского
(территория детской инфекционной больницы,
Васильевский остров, Санкт-Петербург)

12 декабря 2011 года. Е.К.


Рецензии
Только так надо относиться к своей истории.
Спасибо.

Владимир Задра   10.12.2015 22:19     Заявить о нарушении