Беглые заметки о Сергее Есенине

Трудно в двух словах рассказать о Есенине. Его жизнь была слишком сложной, а творчество многоплановым. Писал он в трудное для страны время: в годы Первой мировой войны, революции, Нэпа.
Я увлекалась его творчеством в юности. Мне нравились его стихи о природе, о России. Но главной особенностью его стихов была едва уловимая, какая-то надмирная грусть, которая пробивалась сквозь текст.

Грубым даётся радость,
Нежным даётся печаль.
Мне ничего не надо,
Мне ничего не жаль.

Есенин словно откуда-то сверху смотрел на нашу жизнь.

Максим Горький говорил, что  «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»

Есенин родился и вырос в деревне. Стоило шагнуть за порог, тут же, во дворе, бегали куры, гуси, в будке жила собака. Он маленьким мальчиком наблюдал их жизнь. Потому у него так много пронзительных стихов о животных: «Песнь о собаке» , «Дай, Джим, на счастье лапу мне. . .» и др.  Много метафор с использованием образов животных.
С миром природы он сроднился с пелёнок. Вокруг деревни простирались бескрайние поля, рощи, леса.
Он рано понял, что природа вечна, а человеку дан короткий отрезок жизни.

Тема обреченной скоротечности бытия начинает звучать в его стихах:

 Все встречаю, все приемлю,
 Рад и счастлив душу вынуть.
 Я пришел на эту землю,
 Чтоб скорей ее покинуть.

В 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Он прожил всего 30 лет.
Обычно итогом жизни поэта становится  томик стихов, в который он вкладывает свою модель мира. Это его дар будущим поколениям.
Я думаю, что единственным предназначением  жизни Сергея Есенина было написание стихов. А в периоды пьянства, разгула эти стихи, едва зародившись, бурлили в его душе, вызревая и рождаясь на свет позже. Ведь буквально после завершившегося периода запоя, он писал крупные значительные произведения.
Н-р, «Русь уходящая», «Инония»
Хочу привести выдержку из статьи Игоря Фунта:
«Москва кипит слухами и думками о безрассудных бессовестных выходках Есенина. О подпольной «Зойкиной квартире» – «жутком логове» преступного мира, где Есенин частый гость.
Вскоре (невообразимо!) созданы лучшие его вещи: «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Я последний поэт из деревни…», «Пугачёв». Своею неизбывностью давшие ответ на многие неотвеченные вопросы начала XX века.»

Ещё хочу сказать несколько слов о его жёнах. Есенин прожил 30 лет. За такую короткую жизнь был женат 5 раз. Вот имена его жён:Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Cофья Толстая и последняя,Галина Бениславская, кот.застрелилась на его могиле, т.к. не представляла своей жизни без него.
В связи Есенина и Айседоры прослеживается что-то мистическое, какой-то рок.
Они встретились 3 октября, в день рождения Есенина. Она в тот вечер танцевала с прозрачным красным шарфом.
 Она не знала русского, а он английского.Разница в возрасте составляла почти 20 лет.Раньше писали - 24. Есенин напоминал Айседоре её умершего сына. Через несколько недель он разводится с Зинаидой Райх, а через год женится на Айседоре.Проживут они вместе 2 года.
А умрёт Айседора ровно через год после смерти Есенина.
На ней в тот день будет  этот злополучный красный шарф, который зацепится за захлопнувшуюся дверцу автобуса и затянется на её горле петлёй.

В связи с Есениным по аналогии почему-то вдруг вспомнился Высоцкий.Они были как двойники.
Оба вели скандальный образ жизни, были женаты на иностранках, душу рвали в песнях и стихах. Их искренность зашкаливала.



С.Есенин
* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917-1918

* * *
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
1925
***
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

***
Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.
Милая спросила: «Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель».
Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.
Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель

***
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.


Рецензии
Благодарю, Светлана!..

Как раз сейчас, когда летит к нам эта буря*,
Мы в осень (разбежавшись и рискуя)
Запрыгнем - с томиком Есенина в руках.
Он помогает отодвинуть холод, страх...

+ очерк в одном из журналов начал именно с 1-го стихотворения С.Есенина:
http://shkolazhizni.ru/plants/articles/30537/

С уважением,Р.А.,старый травник

* завтра у нас по прогнозу начинается ж-жуткая непогода... :)

Андрей Рябоконь   19.09.2016 19:53     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! С томиком Есенина пережить осеннюю непогоду легко))
Удачи!

Светлана Смирнова   19.09.2016 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.