Филонов - если партия сделает мне честь

Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берег годами, отклоняя многие предложения о продаже, берег с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь и примет их.
                П. Филонов

ФИЛОНОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1883, Москва - 1941, Ленинград), живописец, график, один из представителей русского авангарда, основатель и теоретик «аналитического искусства».

Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. ...Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы.
                Манифест аналитического исусства

Был на выставке в Зимнем дворце. Ужасная тоска. «Мир искусства» тоже. Один Филонов меня заинтересовал, большое искусство, хотя и неприятное.
                К. Сомов
В 9 ч. 10 м. проснулась ненадолго. В 9 ч. 45 м. проснулась снова и спросила, засыпая: «Ты все пишешь! Ты все пишешь и пишешь! А что? Жданову?» - «Это, доченька, тебе пишу любовное письмо!»
                Екатерина Серебрякова

5 июня 1932
Т. Звенигородская!
В силу исключительно тяжелых условий жизни (результат травли на мое искусство с царских времен по сей день, я сейчас настолько ослабел физически, что при всем желании не могу взяться за выполнение предлагаемого вами заказа, тем более что оставшиеся сроки сдачи проекта, и картины при моей упорной многодельной работе – малы.
Кроме того, работая исключительно как исследователь, я своих работ не продаю, чего бы мне ни стоило, а берегу, желая подарить все свои работы партии и Советскому Союзу и сделать из них свой музей, т.к. вещи эти представляют исключительное явление в мировом искусстве…
                П. Филонов

...Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишневые глаза и бледные скулы. Ка шел рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести.
________________
 Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби.

Я смотрел в его вишневые глаза и бледные скулы.
                В. Хлебников

Не желая загонять внутрь нездоровое явление, вместе с тем являющееся одним из явлений современного искусства, выставку открыть, вскрыв до конца вредность продукции мастера.
                Из протокола правления, перед открытием выставки
                Филонова в Русском музее, 1929 г.

Выставка не была открыта. Русский музей даже не дал транспорта, чтобы отвезти домой работы. Павел Николаевич тащил сам огромные холсты через Неву при сильнейшем ветре. Картина глубоко трагическая! Гнусное издевательство мелких людишек над гением.
                Т. Глебова

Вот некоторые правила учения Филонова, которые я считаю самыми главными:

1. Состояние напряжения аналитической интуиции.

2. Напряжение консистенции картины до состояния биологической сцепленности частиц в природе.

3. Работа точкой как единицей действия (напряжение может быть достигнуто и крупной единицей).

4. Умение работать от частного к общему.

5. Действовать острой формой.

6. Работа выводом, то есть осознание всей концепции вещи и донапряжение ее через усовершен­ствование какого-либо куска картины.

7. цветовой вывод, то есть напряжение всей картины через внезапное появление нового цвета.

8. Свободное обращение со временем и пространством.

9. Правило: пиши любой цвет — любым цветом и любую форму — любой формой.

10. Каждый мастер может работать в планах: реалистическом со ставкой на «точь-в-точь»; сделанного примитива; абстрактном — изобретенной формой и в смешанном.

Филонов пишет в своей «Идеологии»: «Так как аналитическое мышление подчиняет эмоцию, то есть чувство, интеллекту, то в этой вещи будет и высшая красота (прекрасна Венера, красива и жаба)».

Соединение анализа и интуиции противоречиво. Анализ исходит от ума, интуиция — от чувства или даже сверхчувства. Я думаю, что эти два противоречивых явления могут соединиться воедино только благодаря напряжению в искусстве, приходящему свыше, благодаря вдохновению, которое было у Фи­лонова и которое он отрицал.
                Т. Глебова,1967

Дочка крепко спит. Дыхание сильное, ровное, на лбу мокрое полотенце. Я хочу записать, чтобы она прочла в будущем, как она с моей помощью «боролась за свою шкуру», как я ей говорю постоянно и разъясняю смысл этой борьбы, её диалектику. Я много видел людей разных сортов, но такого человека, как моя дочка, не встречал и не читал о нем: необычайная мощь организма, жизненная энергия – эти ценнейшие свойства – её природные свойства, самые выгодные и ценные для человека
                27 ноября, 1938, П. Филонов

«Дочка» - Екатерина Александровна Серебрякова (Тетельман), жена Филонова. Когда они познакомились, ей было 58 лет, а Филонову на 20 лет меньше. Пережила мужа на три месяца.

Филонов умер от истощения и голода, в блокадном Ленинграде, в 1941 году.

В день похорон мы – сестра и я – достали и привезли двое саней: большие и детские для Екатерины Александровны, так как идти за гробом она не могла… Когда привезли тело брата все было готов. Везли его так: сестра Мария Николаевна, невестка Екатерины Александровны и ее племянница Рая – попеременно: двое тело брата и кто-то один саночки с Екатериной Александровной.
                Т. Глебова


Рецензии