Мешочек с ленью

Как бороться с детской ленью?

 За что я чаще всего ругаю своих детей? За лень. У нас в семье даже шутка такая есть: «Когда ты рождался, сначала достали мешочек с ленью…». Недавно младший сын Иван на очередной мой упрёк ответил вопросом: «Мам! А как она выглядит?».

Хм… Как выглядит лень? Мне ли не знать! У каждого человека лень своя собственная. Человек холит её и лелеет. Моя лень чувствует себя особенно хорошо, когда видит гору неглаженого белья. Вот тут она просто цветёт и пахнет. Чем пахнет? Скукой! Гладить бельё — это скучно.

Но я же взрослый человек, у меня ответственность и другие разные слова. Поэтому мне приходится скучное дело превращать в интересное. А это значит, что я, убивая скуку, побеждаю лень. Побеждаю то, чего не существует. Когда я хорошо подумала над всем этим, то поняла, что ругать детей за лень как минимум смешно. Как максимум — надо разобраться, что происходит.

Вот у моего старшего сына «приступы лени» всегда связаны с усталостью. Я, конечно, произношу страстные монологи про «ты вспомнишь своё безделье во время ЕГЭ, но будет поздно…». Но всё это разговоры «в пользу бедных». Молодого человека, которого я ругала «за лень» ещё в самом его раннем возрасте (хотя Егор всегда любил учиться), надо было научить правильно распределять своё время, разделять главное и неглавное. Значит, не доработала, не додумала. И теперь, когда я вижу явные признаки желания «забить на всё», анализирую вместе с сыном, что к чему, переключаю его, например, на футбол с младшим братом или на прогулку с собакой. Рассказ (вдохновенный!) про то, как я в 6-м классе кардинально изменила свой режим после прочтения книги «Учение с увлечением», тоже никто не отменял.

Дочь… Ну, тут не просто лень. Маша по праву может считаться королевой лени. А мама её — волшебником-недоучкой. Ну как можно ругать за лень человека, который может часами ловить один кадр на улице, а потом полночи его редактировать? Или (вы только вдумайтесь!) перешить голову кукле! Как это? Это полностью заменить ей скальп, вручную вшивая в голову волосинки… Лень даже рядом с Машей не стояла! А почему? Да потому, что это ей интересно, а другое — нет. И для того, чтобы ребёнку было не лень учить уроки, его этими уроками надо заинтересовать. Конечно, очень много зависит от учителя. Но всё-таки многое — от нас, родителей. Что видят дети дома? Как себя ведём мы? Как проходят выходные? Лежите на диване? Смотрите телевизор? А вокруг «конь не валялся»? Отлично! Только потом не говорите ребёнку, что его лень вас достала.

А помните, как однажды ваша семилетняя дочь подошла и сказала: «Мама! Я решила сама испечь блины!» — а вы вот только что отмыли плиту и пол на кухне?.. Не помните? А я помню… «Маш! Давай в следующий раз…»

С этого момента (тем более если он не один) вопрос: «Почему ты мне никогда не помогаешь?» — задавайте себе.

Хочет маленький человек мыть посуду? Да! И наплевать, что всё вокруг в воде! Это же приключение!.. Хочет ваш уже подросший помощник сам пол мыть? Вперёд! Картошку чистить? Пожалуйста! Вот тебе, мой золотой, твои персональные пять картофелин. Мы ещё их и в отдельной кастрюле сварим и папу накормим.

…Однажды в Ялте мы вернулись с рынка… Марусе лет пять было. А она сама стол накрыла к обеду и салат приготовила. Морковь (не чищенная, но мытая) очень крупно порезана, укроп (веточками целыми) и дольки чеснока (Маша их пыталась чистить). Всё это было от души заправлено майонезом…

Папа наш ел этот салат и плакал… Конечно, от счастья!..

Как хорошо, что Ивану досталась мама «с выводами». Младший сын делает всё и с удовольствием. Это правда. «Ну, постойте, — скажете вы, — ведь рассказ начинался с того, что именно Иван спросил про то, как выглядит лень. Значит, что-то он ленится делать?» Да скучно ему выписывать эти палочки в прописях. Вот и всё. А лень — это взрослые придумали, чтобы себе самим оправдание найти в том, почему дети похожи на них и в плохом тоже.

http://foma.ru/meshochek-s-lenyu.html


Рецензии