Письмо Николаю Петровичу Мосину

Письмо Николаю Петровичу Мосину. (автор на Прозе,ру http://www.proza.ru/avtor/dnvncui2 )

(обзорно-исследовательская статья о литературе, о Прозе.ру переполненной суррогатом, о низком культурном багаже и о многом другом... )

Николай Петрович, хочу вспомнить талантливого Сашу Соколова, который давно живет в США.
С месяц назад, я перечитывала сборник Саши "Тревожная куколка", в нем было эссе "Ключевое слово словесности"; это выдержки из лекций, прочитанных Сашей в американских колледжах в 1980 году. (может Вы и читали их когда-то, но все же....)

| <...> Древо реализма -- Толстой. Древо модернизма -- Достоевский. Главный директор, именем которого теперь назван парк, -- Горький. (Кстати, парк существует и сейчас под этим именем. Мощный Горький продолжает глядеть на нас и со стен в метро [это я добавляю от себя:))] )Потомственный мастер на все руки, он смешал реализм Толстого с социализмом Ленина. Став таким образом отцом социалистического реализма, Горький с высоты своего положения объявил, будто литература --не более чем обыкновенное ремесло и писать прозу, стихи, пьесы - может научиться любой желающий. Так один выдающийся графоман породил множество посредственных.
Сочинения эпигонов и бездарей захлестнули редакции. После тяжелых переходных лет количество пишуших сильно увеличилось, отмечал Осип Мандельштам в статье "Армия поэтов". На почве массового недоедания увеличилось число людей, у которых ителлектуальное возбуждение носит болезненный характер и не находит себе выхода ни в какой здоровой деятельности. <...> Самые амбициозные и пробивные из возбужденных -- пробились. Они составили костяк советской литературы, определили её средний уровень и лицо. В Москве при Союзе писателей существует Литературный институт. Он тоже назван именем Горького.<...> В России культурные революционеры во главе с Горьким извратили традицию и аннулировали художническую свободу. В результате наша официальная словесность уныла, будто чукотская тундра.<...> |

Николай Петрович, оказывается Саша Соколов еще в 80-е задавался тем же вопросом, а еще ранее и Мандельштам....

Я сейчас напомню Вам, о каком вопросе идет речь.

Вот выдержка из Вашей миниатюры "Динозавр и суррогат":

 << В свободном доступе неограниченное  количество прекрасной литературы, классической и современной.Тем не менее, я (и вы) читаю/читаем  суррогат этого сайта.  В чем привлекательность? Возможность связаться, поспорить и даже поругаться с автором? Быть с ним/ с ней на равных? Самому чего-то накарябать? Во всяком случае, мы предпочитаем суррогат.>> 

Но, потом я прочла "Произведение удалено автором" -- Вами, Николай Петрович. Может Вы чего-то там и передумали.... но, я, в свою очередь, хочу поговорить.

Николай Петрович, в каком состоянии у большинства людей находится мышечный корпус? Да-да, не удивляйтесь, спрашиваю именно о мышцах...
Когда мышцы дряхлеют, то позвонки проседают, колени начинают болеть, а потом подкашиваются; руки не поднимаются, человек постепенно становится инвалидом. Мышцам нужна постоянная тренировка, а человек ленив, как говорят врачи.
Понятно, что с нашими мозгами происходит аналогичное. Ну неужели Вы верите в то, что обычный обыватель, не удосуживаясь читать (имею в виду книгу [бумажную или электронную]), может вдруг взять и написать прекрасную литературу? да еще и за пару-тройку дней; да еще и между зарабатыванием денег на свои нешуточно раздутые потребительские нужды; между ремонтом поломавшегося выключателя, заменой протекающего унитаза, стиркой, выпечкой бисквита, уборкой квартиры, свадьбой внука и каждодневным смотрением телевизора?!
Прекрасная литература не пишется так бысто, как пекутся блины на сковороде....Так рождается именно суррогат. Еще смешнее видеть написанный с такой скоростью роман. К слову сказать, Лимонов и Саша Соколов считают, что роман -- это как деревянный велосипед сейчас. А что мы наблюдаем на сайте? Сколько обываетелей старается быстро написать текст, в который можно воткнуть флажок-маркер под названием "РОМАН". Пыхтят они над романами оттого, что бытует миф -- "Настоящих писателей без романов не бывает". Все это смешно...  и столь же серьезно.

Сейчас большинству кажется умопомрачительной цифра пять, именно столько Г. Флобер писал свою "Мадам Бовари" (1857). Пять лет! Тот же Саша Соколов может сегодня заниматься правкой своих текстов по пол года, изо дня в день.

Николай Петрович, я продолжу. Мне хочется рассмотреть потоки сегодняшнего суррогата со всех сторон.

Однажды я испытала шок в книжом магазине, увидев в корзине сваленные в кучу сборники Е.Замятина (1884-1937; его называли московским англичанином) по броссовой цене в 50 рублей, его книги  провалялись на полках лет восемь-девять и оказались никому не нужны. Книги лежали в корзине, как сваленные в кучу дешевые носки...
Потерянным и одиноким оказался и блестящий "Попугай Флобера" написанный когда-то Джулианом Барнсом (1946; английский интеллектуал). Его я приобрела за скудные деньги, -- 30 руб.(-- за такие деньги можно купить 1 билетик в общественном транспорте). Провалялась книга в магазине 9 лет (привожу Вам примеры из моих наблюдений). Упомянутая мною в дневнике (на моей станице) "Эротоэнциклопедия" Эвы Курылюк, была издана в 2007 (1000 экз.) году а куплена книга моей дочерью аж  в 2015-том(!).

Я говорю о большой НЕ-читательской атмосфере, Николай Петрович, которая видна как на ладони. Скажу еще больше. Серьезные и уважаемые издательства, которые обладают (на мой взгляд) хорошим литературным вкусом, такие как, 'Новое Литературное Обозрение', и 'Три квадрата' выпускают замечательные книги тиражами всего в 1000 или 500 экземпляров (!) на всю страну и купить эти книги можно только в нескольких крупных городах в стране. Пятигорск, не захолустье, но здесь такие книги не продаются.

Хочу привести еще один факт. Подарочное издание афоризмов, под чарующим названием "Женщина и любовь", в предисловии которого написано:
 /Инициативная группа общественности города Пятигорска, представленная интересными женщинами, решила дерзнуть -- осуществить издание сборника афоризмов. О женщине./
Решили дерзнуть и издать сборник тиражом в 2000 экземпляров (и это на один город Пятигорск [!]) Так увлеклись, что распространяли его через местный отдел образования, -- по школам, используя авторитарные рычаги. Как Вы думаете, местный отдел образования таким методом распространения книги подстраховывал инициативную группу "интересных женщин" , или зарабатывал? ....Ладно-ладно, не буду утомлять и отходить в суррогатные ответвления-лабиринты.

Я продолжу наш с Вами разговор.

А помните, дружище Николай Петрович, старую замыленную фразу: "Писатели -- инженеры человеческих душ"? Откуда она пошла? Сейчас поищем, погодите...
Берем с полки книгу "Анекдоты о Сталине. Тексты, комментарии, исследования." (авторы Архипова А. Мельниченко М. тираж 1000 экз., из-ва 'Российский Государственный Гуманитарный Университет' и 'Объединенное Гуманитарное Издательство' 2010 год)
Читаем:

| Устойчивое клише "Советские писатели -- инженеры человеческих душ" пошло, судя по всему, от тоста, произнесенного Сталиным на встрече с писателями 26 октября 1932 г.: Человек перерабатывается самой жизнью. Но и вы помогаете переделке его души. Это важное производство -- души людей. Вы -- инженеры человеческих душ. Вот почему выпьем за писателей и за самого скромного из них, за товарища Шолохова!"|

 и чуть ниже в книге:

| /.../ "О музыкантах теперь говорят: инженеры человеческих уш (инженеры человеческих туш -- это о хирургах)" [из дневников 1948-1949 гг.] |

Вы думаете опять меня заносит в сторону? Отнюдь. Сейчас исчезло только первое слово --  "советские". А смысл остался. Буквально здесь, на Прозе, я прочла в резюме одной, совсем молоденькой девушки о том, что до инженера человеческих душ ей, якобы, еще далеко, но она очень желает этого. Откуда у неё тайное желание стать инженером человеческих душ? не от наших ли школьных учителей литературы, которых, кстати, полно на сайте, и которые садясь писать в Прозе, забывают, что они не на уроке. Иными словами можно сказать: "Вы не на работе, господа, очнитесь!" В Интернете я как-то почитала призовое (отмеченное нашей системой образования) сочинение, озаглавленное "Почему я хочу стать писателем". В нём одна нить, --  желание стать "инженером". Сейчас появилась еще одна тенденция. Многие авторы на Прозе считают себя проповедниками, а некоторые  проповедниками-пропагандистами. Что может выйти  из умствований инженера человеческих душ-проповедника-учителя-пропагандиста? Графоманская колбаса,  а не литературный текст.

Вот я и подошла еще к одному вопросу, который крутился у Вас в голове: А как же профессионалы, журналисты и писатели, которых с лихвой имеется на сайте? Почему они тоже пишут суррогат? Немного терпения, Николай Петрович, не все сразу...

Для меня особо приятно, что замечательное слово "суррогат", подобрали именно Вы, Николай Петрович, человек с блестящим образованием и проживший в Германии более 20 лет (если не ошибаюсь)... Вы, -- человек европейских взглядов и оцениваете начинку этого сайта как суррогат...
Почему Вы пишете сами и читаете других? Зная русский язык, Вы желаете пообщаться с русскими сородичами, узнать, понять, что у них в голове, чем они дышат, что пишут, что читают; и-и-и, немного покружив, покружив на сайте. Вы приходите к разочарованию... Прекрасно!

Понятно, что размышляя, Вы деликатничаете и недоговариваете и в конце концов удаляете свой текст. Думаю, делаете это оттого, что не живете в России. Мне же, наоборот, именно поэтому хочется продолжить и сказать (а заодно и спросить) большее: А какого качества литература может появиться при автократическом режиме? В такой атмосфере любые ожидания рассыплются... Более, того Проза ру. дает наглядный пример культурного кризиса, который наблюдается в России.

Еще совсем недавно Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007; кстати, последее место его проживания, это Германия) писал:

"В России власть поддерживает традиционное искусство. Её вкусы таковы. Власть с традиционным искусством  совпадает по идеологии, по менталитету, по принципу".

Николай Петрович, не спешите с возгласами типа: "2015-й на за окном!" Хотите удивляйтесь, хотите нет, но сейчас в России, как и в советские времена, раскрашиватель деревянных яиц, или частушечник, живет в бОльших почестях и сытости чем художник, не говоря о художнике современного искусства. Кстати, как только наш президент сел во власть, то первым политическим эмигрантом стал именно художник современного искусства. Он вынужден был срочно выехать, чтобы избежать преследований (живет в Чехии).

Продолжим разговор. Я хочу вернуться к словосочетанию "европейские взгляды" (чуждому многим [пишущим на Прозе] ).

В 2013 году, министр культуры РФ, достопочтенный Владимир Мединский, находясь в Армении, заявил: "Никаких общеевропейских ценностей не существует". Через неделю, посещая Манеж указывая на состоящую из кирпичей инсталляцию китайской художницы Инь Сючжень "Температура" (2013), он заявил, что эта "груда кирпичей" искусством не является, что государство не должно поддерживать "современное искусство", наконец, что на самом деле современным искусством является все искусство, которое производится сегодня.

Кирилл Кобрин (род. 1964, Горький, РСФСР, СССР; российский писатель, историк, журналист, редактор. Кандидат исторических наук) высказался тогда в адрес нашего министра культуры: "Реакция обывателя на современное искусство обычно мало отличается от реакции постаревшего комсомольца Мединского -- гогот, непонимание, обвинения в надувательстве."

Совсем недавно, я прочла в статье Алексея Кузнецова, преподавателя истории в гимназии #1543, члена Вольного исторического общества, слова Мединского о том, что историки и архивисты должны заниматься "тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии".

Такие же речи произносятся Мединским и в обращениях к работникам культуры: "государство ничего не запрещает, но не все оплачивает".

/ Мединский в своей статье привел результаты опроса общественного мнения в исполнении фонда "Общественное мнение", в соответствии с которыми 82% граждан страны считают, что "государство должно контролировать содержание художественных произведений". "Мы не можем и не будем тоталитарно игнорировать мнение большинства наших сограждан", — указывает Мединский. - See more at:

Приведу небольшую говорящую справку из Википедии о нашем достопочтенном:

/Влади;мир Ростисла;вович Меди;нский (род. 18 июля 1970, Смела, Черкасская область, УССР, СССР) — российский государственный и политический деятель, специалист по связям с общественностью[1], публицист и писатель.Министр культуры Российской Федерации с 21 мая 2012 года[2]. Член Высшего совета политической партии «Единая Россия»[3][4]. Профессор МГИМО, член Союза писателей России, доктор политических наук (1999) и доктор исторических наук (2011). Председатель Российского военно-исторического общества (с 2013)[5]./

Вы заметили, что Мединский еще и член Союза писателей России? :))

Далее. Николай Петрович, для внесения еще большей ясности, приведу небольшой отрывок из обзора доклада Павла Арсеньева [поэт] (СПбГУ; журнал «Транслит» ) (Малые Банные чтения автор Е.Пасынкова; выдержка из журнала НЛО 2013г.)

/ <...>В последовавшей за докладом дискуссии в ответ на вопрос, что такое «провластная» поэзия и литература сегодня, докладчик заметил, что современная культурная власть не вполне соизмерима по масштабам с тем, что она представляла собой в сталинской культуре. Сейчас предпринимаются попытки угадать, какое именно художественное высказывание заинтересует власть, но они настолько комичны, что отсылают даже не к сталинскому соцреализму, а к чему-то вроде реалистической живописи XIX века. Причина этого в том, что сегодняшние элиты нуждаются лишь в глорификации собственного положения и не имеют интереса к искусству как таковому. Поэтому говорить о централизованном формальном художественном методе сейчас нельзя. На вопрос о том, не стоит ли вместо вопроса «как быть писателем?» обратиться к другому эйхенбаумовскому вопросу — «что такое литература?», который звучал еще в 1990-х, докладчик заметил, что эти вопросы, безусловно, связаны, но сегодня именно вопрос о присоединении к какому-либо движению или сообществу стоит куда более остро, чем в 1990-е. Тогда речь шла о таксономии, классифицировании и позиционировании разных художественных практик, а вопрос «как быть писателем?» не ставился до середины нулевых. Концепция неприсоединения (non-alined) сменяется концепцией re-alined («переприсоединения»). Именно эти вопросы сейчас стоят перед творческим работником и заставляют его определять свои отношения с формой. Сегодня вопрос «как писать?» подчинен вопросу «как быть писателем?». Только сейчас вопрос «с кем вы, мастера культуры?» снова зазвучал легитимно. <...> /

А знаете ли Вы, что Проза ру. была организована при содействии правительства Москвы? (пусть поправят меня, если я не права)
......
Размышляя над приведенной выше информацией, думаю следует ко всему спросить: А что пишут эксперты, занимающиеся подбором авторов в номинации? конечно, было бы еще интереснее почитать тех, кто выбирает экспертов... Но, достаточно почитать первых, чтобы сделать выводы о вторых.
Николай Петрович, я нашла список коллегии экспертов премии "Народный писатель" (кажется за 2013 год).  Члены коллегии экспертов, взяты из числа авторов Прозы. Специально не рылась, вынула наугад (нет времени долго искать и читать их).

Вот автор Олег Вороной.

Любимая, ты так красива!
Как будто светят звёзды всех небес!
Любимая, ты так красива!
Как будто все сады Земли цветут!
Любимая, ты так красива!
Как будто разом птицы все поют!
Любимая, ты так красива!

.... (комментировать не буду, меня и без того закидают яйцами:)))

А вот автор Владимир Хованский (видимо одержим сочинением песен), Вам, жителю Германии, думаю, будет любопытно почитать (комментировать опять не берусь)

Жаль тех, кто не был в Мюнхенской пивной –
Они так много потеряли.
Там пиво пенное лилось рекой
И трубы медные играли,

И пел народ, в экстазе опьянённый,
В немецкий монолит объединённый.
И в шуме, гаме взвинченной толпы
Барменши с кружками литровыми сновали,
Тяжёлый пенный груз прижав к груди,
Улыбки всем привычно раздавали.

И ты вдруг понимаешь, что толпа
Слилась с тобой, и понесла к высотам
Застолья вольного, где все равны,
И где скупой становится вдруг мотом –
Ведь пиву Мюнхенской таверны нет цены.

И дух твой благ и невесом,
И сердце бьется в унисон
С биением сердец соседей. Кружек звон
Сливается в артиллерийский гром,
И общий внутренний подъём,
И общий внутренний порыв,
И вот уже летит призыв:
«Вставай…на стол…споём !…»

Жаль тех, кто не был в Мюнхенской пивной –
Они так много потеряли…

Ещё.Тот же автор:

Ангел-хранитель, Ангел-хранитель,
Сильной и чистой души покровитель,
В поисках истины, мудрый учитель,
К горним вершинам, сопроводитель.

Ангел-хранитель, Ангел-хранитель,
Слабой и грешной души попечитель,
Зависти, зла, искушений, гонитель,
Тяжких душевных болезней целитель.

Если же плоть в споре с духом не права:
Помыслы благи - поступки лукавы,
Кто вам поможет, рассудит, утешит,
Кто скажет: грешен ты, или не грешен?

Данный нам Господом крестный родитель,
Ангел-хранитель, Ангел хранитель!

Я представила Вам двух авторов и их произведения, совсем не углубляясь в изучение всего списка, над которым написано:

/ Члены коллегии экспертов осуществляют номинацию на премию «Народный писатель» и лично отвечают за каждого выдвинутого ими автора. Задачей Коллегии является выдвижение наиболее известных, достойных и авторитетных писателей. Для каждого эксперта установлен ежемесячный лимит на количество номинаций. /

Остается горько  вздыхать....

Шкловский (1893-1984), как-то сказал:

/ Союз писателей Ужасно разбух. Не могу понять, когда это произошло. Откуда все эти люди? И многие — почти ничего не пишут. Что это за писатели?! Союз разбух и развалился. И даже уже попахивает. /
("Разговоры с Виктором Шкловским" Александр Галушкин; НЛО)

Николай Петрович, боюсь, я Вас утомила,  хотя не написала и половины из набросков в черновике.
Мне хотелось говорить, говорить и приводить выдержки, одну за другой.

****
и-ии :)) в ближайшие выходные обязательно загляните в мюнхенскую пивную.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.