Хлам - в утиль!

        Как говорится: новое – это хорошо забытое старое. Можно бы добавить: хорошенько разбитое на русских дурацких дорогах, пришедшее почти что в полную негодность, держащееся кое-как на честном матерном слове и годное лишь в утиль. Счастливого последнего пути! Если доедет вообще-то...

        Именно для этих «утилитарных» (в буквальном смысле) целей и предусмотрена возобновившаяся с первого сентября по второму разу государственная программа утилизации устаревших, износившихся и давно уже отслуживших свой срок автомобилей, являющихся не только досадной помехой на трассах, но и вредным фактором ухудшения городской экологии. Короче говоря, в переплавку их. Ударим автогеном по автохламу! Сделаем нашу жизнь если уж не намного ярче, то, по крайней мере, хоть чуточку свободнее от ржавой коросты и шершавой коррозии. А в награду за чистоту намерений и благородство помыслов родимое наше государство расщедрится на безналичный сертификат достоинством чуть ли не в сорок тысяч рублей – таков будет размер субсидии (проще говоря – скидки) при покупке новенького шедевра отечественного автомобильного производства.

        Пессимисты резонно заметят, что существительное «скидка» имеет общий корень с глаголом «кидать», причем в специфически российском значении этого емкого и выразительного слова. Нет, прямого подвоха, конечно, не ожидается: государство Российское, даже несмотря на то, что оно изъедено коррупцией еще сильнее, чем старый «Москвич» коррозией, действительно дает всем чудакам-желающим льготную возможность обменять шило на мыло, таз на лохань, а точнее – доплатить из своего, то бишь гражданинского, дырявого кармана с ветхой подкладкой разницу в цене между старым и новым автохламом, приманивая расчетливых скупердяев этой самой утилизационной скидкой. Не забывайте только старинную народную мудрость о том, сколько раз приходится платить опрометчивому скупому.

        Да, денежная сумма вроде бы не столь уж и маленькая, но так ведь и качество покупаемого товара не слишком высокое. В сущности, как формулирует это положение дел еще одно народное присловье, одно другого стоит. Вот и подумайте на досуге сами: а стоит ли ввязываться в эту полуэкономическую-полупатриотическую акцию? Не пошел ли бы этот Автопром куда подальше пешком, ибо ехать дальше, кажется, уже просто некуда.

        Возникает закономерный вопрос: с чего бы это вдруг наши власти предержащие так разгорячились и раскошелились (правда, в форме безналичного расчета)? Ответ очевиден: всё это горькие плоды проклятой глобализации! Цепочка причинно-следственных связей, сковывающая автолюбителей по рукам и ногам хуже каторжных кандалов, тут свершено элементарная, звено к звену. Автомашины стоят дорого. Купить их за наличные могут отнюдь не все. Приходится брать автокредиты в банке. Но сами-то банки где деньги добывают? Многие – путем заимствований свободных денежных средств за границей, на пресловутом Западе. А он сейчас с нашей Рашей в крупных контрах – санкции ввел, сотрудничество притормаживает-замораживает, валютных займов-кредитов больше не дает. Проблема! В такой ситуации госструктурам ничего иного не остается, кроме как делать хорошую мину при плохой игре. (Лучше бы они научились делать хорошие машины на тольяттинском конвейере, но куда уж там!)

        Раз деньги теперь в дефиците, то вместо банковских автокредитов – утилизационно-сертификатная скидка. А остальное доплачивайте, граждане и гражданочки, как-нибудь самостоятельно: кто хочет кататься с ветерком, тот должен уметь вертеться-крутиться без устали. Вот и вся подоплека реанимированной пиар-акции, горделиво названной программой государственного стимулирования покупки продукции отечественного автомобилестроения. Импорт нам теперь не по зубам. Только и всего. И незачем тут выдавать за политический патриотизм банальный экономический кризис, вызванный, впрочем, именно внешнеполитическими просчетами властей. Ну, ничего, зато Крым – наш!

        В этой автомобильной саге обиднее всего два обстоятельства. Во-первых, вынужденное ограничение альтернативного выбора на автомобильном рынке. Зарубежные стандарты становятся рядовому российскому обывателю попросту не по средством, а так называемые отечественные аналоги вызывают аналогии вовсе не с советским знаком качества, а скорее с выбраковывающим клеймом, которое зачастую уже некуда и ставить. Во-вторых, снова – бог весть в какой по счету раз! – наглядно выявляется классическая «дистанция огромного размера», отделяющая слуг народа от своих электоральных хозяев. Как разъезжали наши избранники на иномарках со спецмигалками по градам и весям богоспасаемой Руси, так и продолжают это делать, причем автопарк иномарок обновляется с завидной регулярностью. Там никаким кризисом – ни экономическим, ни политическим – отнюдь не пахнет. Там царит совсем иная ароматическая аура – пахнет большими деньгами, тесными связями, далеко ведущими расчетами и, конечно же, мягкими кожаными салонами затонированных явно не по ГОСТу служебных лимузинов с совершенно случайно оказавшейся симметричной комбинацией циферок и буковок автономеров.

        Самое свежее впечатление напоследок, чтобы закончить эту пафосную речь на высокоторжественной ноте. Только что в одном из городов, красующихся на обшарпанной карте нашей обширной родины (эпитеты можно при желании поменять местами), прошли некие спортивные игрища, основанные как раз на мастерстве кидать партнеров. Золотых медалей спортсменам это действо не доставило, что, впрочем, не исключало возможность озолотиться его организаторам. Для возбуждения вящего градуса массового патриотизма финал мероприятия сопровождался беспрецедентной VIP-поддержкой. Ради приема официального автокортежа улицы города были наглухо перекрыты – и это еще слава богу, что лишь местами, а не вообще повсеместно. Однако тем, кого все-таки угораздило попасть в плотную многокилометровую получасовую пробку, таковые исключительно местные неудобства отнюдь не показались чем-то милым и забавным.

        Единственным, что скрашивало время в ожидании возобновления свободного проезда, был уникальный шанс терпеливого созерцания лихо проносящихся мимо автомобильных кавалькад с супер-пупер-почетными гостями спортивного шоу. И как вы думаете: сколько в тех кавалькадах насчитывалось показательных образчиков отечественного автомобилестроения, которое государство так заботливо норовит стимулировать и развивать? Увы, ни одного! Хотя может все-таки пара-тройка неприметных с виду машинок и промелькнула, да только как их разглядишь на такой скорости, приближающей к рекордам «Формулы 1» и заставляющей начисто забывать об ограничительных требованиях ПДД. Какие там 60 км/час в черте города? К чему эти смешные цифры? Они никак не впечатлят народных слуг, спешащих исполнить свой патриотический долг и морально поддержать виртуозов спортивного кидания. Впрочем, давно замечено: какой новый русский не любит быстрой езды? (Особенно на новенькой иномарке специальной сборки...)

        За долгое время ожидания конца этих эксклюзивных начальнических гонок невольно вспоминался еще один гоголевский риторический вопрос: «Русь, куда несешься ты?» Куда сломя голову летели все эти элитные кавалькады прямо на глазах у застопоренного и сгрудившегося в автопробках народа? Русь, дай ответ! Отчего-то навязчиво возникала мысль, что неслись все эти блистательные иномарки со своими загадочными и молчаливыми пассажирами по специально расчищенной для них полосе напрямик по направлению к политическому кладбищу утраченных репутаций, ибо пробуждало сие зрелище в народе, вопреки Некрасову, отнюдь не чувства добрые, и провожали их вслед доморощенные комментаторы из душных, переполненных маршруток вовсе не как Тараса Шевченко, то есть явно не тихим, добрым словом... И кто виноват? – спросил бы разбуженный декабристами посреди ночи, жутко не выспавшийся Герцен. Неужели Пушкин? Или человек с похожей фамилией? Но Русь, как известно, не дает ответа...   
 
        Приходится и за Пушкина, и за Русь отдуваться своими силами. Вот что из этого вышло.               

Мой дядя самых честных прав
(Их прикупил в ГИБДД),
В утиль свою шушлайку сдав,
Теперь опять на высоте –
Хлам приобрел он поновей,
Под гордой маркой «Жигулей»
С сорокатысячною скидкой.
Сноб скажет: «С гайками ведро»,
Для работяг же, хоть старо,
Но средство сократить убытки.

Его пример – другим навар.
Зачем хранить ненужных хлам?
Сдает бракованный товар
По льготным нормам госпрограмм
И получает результат,
Хоть, может быть, не так уж рад
Владеть корытом Автоваза.
Но из-за внешних санкций он
На скудный выбор обречен.
Инфляция всё съела сразу.

Не процветает Автопром,
Лишь выживает кое-как.
Эх, то ли дело за бугром,
Вот где машинки – самый смак!
А патриоты за рубли
Пусть покупают «Жигули»
И чинят их потом успешно.
Хватай подачку в сорок тыщ,
Кто слаб умом и духом нищ.
Зато Крым наш! Ну да, конечно...

2 сентября 2014


Рецензии