Я помню вас, друзья...

        Зоя Булгакова-Фролова пережила в Чечне ужас войны. В 2007 году одно из тех воспоминаний было напечатано в местной городской газете " Знамя труда" - города Тимашевска.

Война не щадит никого, война - это страшно. Это творение человека, который, вопреки здравому смыслу, нашёл верный способ уничтожить себя и всё живое на земле, не говоря обо всех ценностях. Сколько людей пострадали физически, морально, и до сих пор несут её бремя на себе...

        В полубезумии люди бродили по улицам в поисках пропавших родных. Разве могла бояться мать за за свою жизнь, если у её ног лежал невинно убиенный ребёнок? У войны звериный оскал. Когда над городом по ночам появлялись первые корректировщики и небо освящалось красными фонариками, опускающимися на парашютиках, мы с удивлением смотрели на эту обманчивую иллюминацию, не понимая, что происходит. Ну, а где тут понять животным?! Наш дворовый пёс Рыжик
вёл себя беспокойно, и когда приземлялся парашютик, пытался схватить его зубами.
        Люди прятались в подвалах, ямах, а мы - в убежище. Ночью - обстрелы, бомбёжки, днём - 4-5 часов передышки.
        А животные? Страх заставил нашего Рыжика и кота Ваську подружиться. В квартирах окна и двери были выбиты взрывами. Рыжик с Васькой жили в моей комнате. В убежище мы их не могли взять, люди не соглашались.
        Когда мы с сыном первый раз попали под взрывную волну в двух шагах от входа в убежище, перед нами, как яичная скорлупа, лопнули огромные окна и двери здания. Стекло бисером посыпалось на нас, а мы куда-то покатились кубарем.
        Рыжик успел спрятаться, иначе бы он погиб. Как же он метался потом у входа в убежище! Зубами вгрызался в фанеру, загораживающую вход, до крови ранил лапы об остатки стёкол, рычал, лаял, безумствовал. Гул самолётов, взрывы сводили его с ума. Но люди не пускали. Рыжик исчез. Мы решили, что он погиб.
        Однажды утром мы всё же решились сбегать в свой двор. Продукты кончились, людей было много, но все издалека, и мы приносили свои запасы, что бы как-то прокормиться.
        Добежав до дверей своей квартиры, а она, конечно, была выбита, я чуть не упала. Сзади на спину прыгнул кот Васька, а следом, еле ковыляя, шёл Рыжик.
Он был ранен, истощён, слаб, но глаза были радостные, насколько это можно было выразить.
        Васька не слезал с плеч, а Рыжик не отходил ни на шаг. Я не знала, как помочь им. Взяв продукты, лекарства из дома, я на правах "кормилицы" привела животных в убежище. Рыжику нашлось место в кладовке, а Васька со мной разместился на топчане. Людей собралось слишком много, около 60 человек, тесно, душно, но Рыжик вёл себя послушно, а Васька тихо лежал. У него были отбиты все внутренности, он почти ничего не ел. Рыжик поддавался моему лечению, рана затягивалась. Многое мы пережили вместе. Но какое-то время, после трёхмесячного заточения, наступила передышка. Сына отправила к семье в Ингушетию, а я с Рыжиком и Васькой начала обустраивать быт. До мира было далеко. Федеральные войска были в городе, от которого остались одни развалины.
По улицам ходить было опасно: мины, трупы, снайперы и всё, что придумала война.
        И вот Рыжик, немного окрепнув, выбежал на улицу. Уже была весна. был довольно светлый день, хотя солнца мы уже давно не видели. Небо было совершенно серое, тусклое, как будто у художника небесного кончилась голубая краска. Город всё горел. Не прошло и несколько минут, как во двор вполз на передних лапах Рыжик. Он даже не скулил, а с трудом поднимал веки, чтобы видеть перед собой. Я увидела страшную картину. Задняя часть животного была раздавлена. Он попал под БТР. Я с трудом дотянула его в сарай, а он был довольно крупным, положила на подстилку и плакала вместе с ним. Не зная, что делать, гладила его, пытаясь определить, насколько повреждены позвоночник, ноги, внутренности. Васька пришёл к нему, лёг рядом и, удивительно, сам больной, пытался вылизывать ему больные места, уткнувшись в шерсть. Я не верила, что смогу помочь. И всё же, применив все свои медицинские знания и возможности, каким-то чудом я Рыжика выходила. Через неделю он стал подниматься, есть и с благодарностью лизал руки. С трудом он выжил. Васька же вскоре умер.
        Война шла своим чередом. Рыжик не отходил от меня, понимал даже моё настроение. Попав в очередной раз под взрывную волну, я еле добрела домой.
Меня сильно ударило о дерево, дышать было трудно, казалось, что всё внутри оборвалось. Доползла до кровати и рухнула. Сколько я так лежала, не знаю, но почувствовала, как Рыжик облизывает мне лицо и тянет за рукав. Очнувшись, я сказала Рыжику позвать соседку. У меня не было сил встать.Не знаю, как он понял, но привёл её.
        Чего мы только не пережили! Вместе мёрзли, вместе голодали. В августе 1996 года война начала свой новый виток. Мы жили в центре военных действий, информации никакой, только бои, обстрелы и ужас.
        Как-то к соседям пробрались родственники в поисках родных, и я узнала, что 19 августа будет "коридор" для выхода из города перед очередным штурмом.
        Я знала, если не уйду, живой мне не быть. Утром 19-го вместе с женщинами, под прикрытием ленинградского ОМОНа, а я им помогала по возможности, навсегда покинула свой дом, уходя в неизвестность. Рыжик не отходил от меня. Я пыталась перепоручить его соседке, но не тут-то было. Он озлоблялся, и это было опасно. Так из центра, через весь город пешком,мы с ним добрели до окраины. Я ослабла, есть было нечего, думала до эвакуационного пункта не дойду. Меня, сидящую на обочине с узелком и собакой, заметил какой-то водитель, возможно знакомый. Подошёл, взял мой узелок, посадил в кузов, и мы тронулись. Тут чуть не случилась беда. Рыжик бросался на колёса, рычал, лаял. Он ждал, что я его заберу. Но, увы, надо было ехать без него. Вертолёты уже кружили над головами, мог начаться обстрел. Рыжик забегал вперёд машины и метался. Я не знала, что делать. Водитель остановился, дал Рыжику хлеба, уговаривал его поесть, но тщетно. Боль сжимала сердце. Рыжик ослаб, уже не прыгал, а сел у колеса и мутными глазами смотрел на меня, как бы умоляя.
Водитель всё же выбрал момент, и мы тронулись. Я сквозь слёзы видела, как Рыжик пытался бежать, но вскоре силы его оставили. Рыжик прощался со мной навсегда, а я всё же думала, что вернусь... Так хочется крикнуть политикам: " Остановитесь! Ведь у каждого жизнь одна, кто дал вам право отнимать её? Тогда убейте своих детей, родных, чтоб почувствовать чужое горе и боль".


Рецензии
Непросто писать про войну... ваш рассказ надрывает душу!
Каждый,хоть раз в жизни столкнулся с потерей дома,семьи,друзей,питомцев,тот понимает и сочувствует вашей утрате.
Пусть будет мирным небо над вами,и родные будут живы и счастливы!

Оксана Светлова   07.07.2020 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за рецензию. Зоюшку, мою любимую, чеченская война-90х г. очень сильно покалечила - она умерла 21 июня, 2020 года, в неврологическом отделении больницы.
Всего пять дней пробыла она там. 30 июля будет сорок дней. Помянем. Царство Зоюшки небесное.Земля Зоюшки пухом.

Анатолий Фролов-Булгаков   16.07.2020 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.