Темная сторона власти

Этот обзор очередных новинок серии «Всемирная история в романах» («Вече», 2015 г.) начну с рассказа о романе «Великий стол»  - второй книге цикла романов Дмитрия Балашова «Государи Московские».
Хотел бы обратить внимание читателей на некий триптих балашовского зачина.
Как мы помним, первый роман «Младший сын» начинается с кончины князя Александра Невского. Вторая книга цикла открывается похоронами его сына князя Андрея Александровича.
«Никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского», - говорил первый русский историк Николай Карамзин. И у Балашова смерть Андрея Александровича  не заслуживает никакого авторского сожаления.
« Ничего не осталось от Андрея, ни от дел его. Мир праху того, кто был  и не был, кто сеял зло и пожал забвение!».
И снова  разгорается междоусобица, «снова пошел брат на брата». В центре романа «Великий стол»  борьба между Михаилом Ярославичем Тверским, получившим ярлык на великое княжение владимирское, и московским князем Юрием Даниловичем. Снова интриги и козни.
Читателям, которые знакомы с русской историей известно, что Юрий Данилович в этой борьбе показал себя не лучшим образом. Чтобы получить в Орде ярлык на великое владимирское княжение он оклеветал Михаила Тверского и добился его казни ордынцами.
Закончил Юрий Данилович скверно. Тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи не смог сдержать себя, он отомстил за отца, зарубив в  Сарай-Берке московского князя, за что позднее по приказу хана был казнён.
Такое вот трагическое и полное противоречий время описывает Дмитрий Балашов в своей многоплановой эпопее.
Еще один фрагмент русской истории отражен в романе Валерия Полуйко «Лета 7071». К личности  царя Ивана Васильевича («Грозного») русская литература и кинематограф  обращалась неоднократно. Самые заметные книги - «Князь Серебряный» Алексея Константиновича Толстого  и эпопея Валентина Костылева «Иван Грозный». Самый великий фильм «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Самая ироничная пьеса «Иван Васильевич» Михаила Булгакова и ее киноверсия в постановке Гайдая, растасканная на цитаты. А еще знаменитая картина Ильи Репина, а еще поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Исторические оценки деяний «грозного царя» разнятся. Для кого-то это отвратительный тиран, для кого-то царь-реформатор, государственник, патриот.
К последним относится и автор книги «Лета 7071» Валерий Полуйко.
«Время действия романа Валерия Полуйко — тревожные годы кануна опричнины. Это период больших побед русского войска в Ливонской войне, период подготовки к осаде и взятие города-крепости Полоцка и вместе с тем время особой напряженности внутриклассовой и межклассовой борьбы, активной деятельности аристократической оппозиции российскому самодержавству. Действие романа ограничено формально 1562–1563 годами, то есть 7071 годом по старорусскому летосчислению, когда год начинали не с января (как с 1700 года), а с сентября и отсчет годов вели не от «рождества Христова», а от не менее легендарной даты «сотворения мира» (за 5508 лет до «рождества Христова»). Но, по существу, перед нами широкая картина России XVI столетия, выводящая нас за узкие хронологические рамки 7071 года.
Валерий Полуйко, безусловно, детально ознакомился с историческими источниками — сочинениями русских и иноземных авторов XVI века, актовым материалом, памятниками фольклора, изобразительного искусства, материальной культуры, с трудами специалистов по истории феодальной России и по русской культуре допетровского времени. Естественно, что в романе Валерия Полуйко, как и во всяком художественном произведении, много вымысла, но произведение его, если можно так выразиться, и научно убедительно» - писал об этой книге советский историк Сигурд Оттович Шмидт.
Роман Генрика Сенкевича «Пан Володыевский» - завершающий в исторической трилогии, куда входят также «Огнём и мечом» и «Потоп».
Поэтому несколько странно для составителей серии «Всемирная история в романах» начинать знакомство с трилогией с последнего романа, хотя каждая из вышеназванных книг самодостаточна. «Пан Володыевский» - героическая сага о борьбе польской шляхты с османами. Героическая гибель польских рыцарей Михала Володыёвского и Кетлинга, взорвавших цитадель Каменец-Подольского, для Сенкевича не заключительный аккорд его трилогии. В   эпилоге романа описывается битва при Хотине, в которой армия великого коронного гетмана Яна Собеского разгромила турок под командованием визиря Кара-Мустафы.
Такая вот история. Зато сегодня и турки и поляки в одной НАТО. Вот тебе и «Гей, славяне!».
А в завершение этого обзора как и обещал в предыдущей публикации расскажу о второй книге  историко-детективной саги Роберта Фаббри - «Веспасиан. Палач Рима».
Фаббри, как и в первой книге, «берет быка за рога» и погружает своих героев, а вместе с ними и читателей в пучину политических интриг, которые одна из самых знаменитых женщин Рима Антония плетет с целью уничтожения своего врага - префекта преторианской гвардии Сеяна, которому полубезумный император Тиберий, удалившись на остров Капри, фактически отдал власть в Риме.
Будущий основатель династии Флавиев Тит Веспасиан, с которым читатель расстался в мятежной Фракии, вновь востребован Антонией для выполнения сверхсекретного задания. Сюжетные повороты в романе – смертельный серпантин. Впрочем читатели сами испытают тройной выброс адреналина.
Добавлю только, что Фаббри мастерски скомпилировал кровавые страницы правления Тиберия, опираясь на труды Светония, Тацита и Диона Кассия. Так что против истории автор практически не погрешил. Это же касается и бытовых деталей из жизни Древнего Рима. А в остальном автор саги о Веспасиане непревзойденный мастер жанра, который я бы назвал «античный экшн». Наверное как раз этого самого «экшна» чуток не хватило старику Гомеру, чтобы сделать «Одиссею» приключенческим бестселлером. А все остальное там присутствует.


Рецензии