Преследование певицы Новоспасской

До 1935-го года никаких серьёзных преследований со стороны власти семья монархиста Савенко не испытывала. Однако после убийства С. М. Кирова 1-го декабря 1934-го по всей стране прокатилась волна репрессий, и однажды глубокой ночью в начале февраля  пришли с ордером на арест и обыск киевские "орлы" НКВД. Пришли они за певицей Надеждой Новоспасской, работавшей в это время в консерватории, и её младшей дочерью Натальей. Среднюю дочь певицы Ирину тогда не тронули, и ей удалось на следующий день узнать в управлении НКВД, что мама и сестра заключены в Лукьяновскую тюрьму.

В это время рядом с ними не было Николая Александровича Столярова, второго мужа певицы, не раз выручавшего членов семьи от мелких нападок партийных и карательных органов.  Его послали полгода назад на постоянную  работу в Минск с заманчивыми перспективами. Ирина немедленно сообщила ему о случившемся, и он прислал денег на передачи. Спустя три месяца после ареста певицу и её младшую дочь выпустили из Лукьяновской тюрьмы. Летом в Киев приехала к матери старшая дочь Татьяна со своими детьми, а вслед за ней прибыл и профессор Столяров из Минска.
 
Это было счастливейшее довоенное время для всей семьи, только продлилось оно недолго. Каникулы близились к концу, когда в один  из летних дней Надежду Новоспасскую вызвали в НКВД и  вручили предписание, по которому она должна была в течение 24-х часов покинуть вместе с младшей дочерью Киев. Им предстояло отправиться в административную ссылку на три года в город Чимкент на юге Казахстана. По иронии судьбы именно в этом городе, но не в Москве и не в Киеве закончится жизнь великой оперной певицы, с которой обожал петь Фёдор Шаляпин на гастролях. После отъезда Новоспасской и её младшей дочери стали срочно собираться в дорогу старшая дочь с детьми и Николай Александрович Столяров.

Чимкент встретил ссыльных киевлянок ослепительным солнцем, сверкающей зеленью и невиданным для Киева обилием дешёвых фруктов. Культурная жизнь до войны в городе на юге Казахстана кипела, и проблем с трудоустройством у них не возникло. Наде предложили организовать вокальную студию при Чимкентском педагогическом институте, а дочь Нату устроили петь на радио. Из трёх дочерей Новоспасской только младшая стала  профессиональной певицей. Самой талантливой и упорной в учёбе оказалась средняя дочь Ирина, окончившая успешно музыкальную школу, но поступившая по настоянию отчима на химический факультет политехнического института. Судьба распорядится так, что всего лишь несколько лет использует она в своей жизни диплом инженера-химика.

Очень много времени уделяла певица на новом месте своим ученикам, и они платили ей уважением и любовью. Ко времени приезда ссыльных киевлянок в Чимкенте были запущены свинцовый завод, зеркальная фабрика, масложировой комбинат и другие предприятия, на которых работало много молодёжи. Однажды дочь Ната познакомилась на радио с одним из лидеров комсомольцев Чимкента Ваней Жуковым, и он стал   приходить по вечерам к ней в гости. Новоспасской молодой человек понравился, и она не стала мешать их союзу, хоть и чувствовала, что характеры у них слишком разные.


Рецензии