Рубль спешит на помощь

Финансовая агрессия Украины против ЛНР: рубль спешит на помощь

Как гласит старый принцип «не можешь победить оружием – побеждай деньгами». Вот его-то и взяла на вооружение Украина. С одной стороны, введена блокада, да такая, что даже селян из Станицы-Луганской ограждают минными полями от Луганска, чтоб они мешок картофеля «сепаратистам» не продали. С другой стороны, план Киева в сфере финансов, который, хоть и не так очевиден, но тоже довольно прост. Если остановились банки, то нет и безналичных расчетов. Остается только «вымыть» денежную массу из народных республик, и «дело в шляпе» — производство переходит на бартер и хаос типа 1990-х. Промышленность теряет связи. Но не вышло!

При введении в оборот российского рубля экономика ЛНР наполнилась средствами для взаиморасчетов, и план Киева провалился на этом участке фронта. Более того, это значительно облегчило экономическую интеграцию Донбасса и РФ.

Итак, мультивалютная система в Луганской Народной Республике состоялась. И не только состоялась, но и во многом себя оправдала: российский рубль стал полноправной внутренней валютой на данном этапе.

Не знаю, была ли такая цель у правительства РФ, но, похоже, на территории ЛНР получился любопытный эксперимент – годится ли российский рубль в качестве резервной валюты, о готовности к чему ранее заявляли Дмитрий Медведев и Константин Корищенко.

Пока не могу утверждать, что вопрос адаптации российского рубля достаточно изучен, чтобы делать однозначные выводы, поэтому ограничусь «зарисовками с натуры».

Центральный рынок Луганска. В 100 метрах находится Дом Правительства ЛНР, установившего номинальный курс гривны к рублю 1:2. Молодые люди пополняют счета мобильных операторов. При этом если счет пополняется на 30 гривен, то наценка составляет 5. А вот если оплата в рублях, то выходит дороже. Понятно, что прибыль в рублях есть, но закупать товар у украинских операторов приходится за гривны. А конвертация — это те же дополнительные расходы. Автоматы для пополнения мобильных счетов также «предпочитают» гривны.

Рынок на ул. Годуванцева. Покупатель расплачивается за свежее мясо рублями. Продавец, как это часто бывает, спрашивает мелочь, чтоб дать «удобную» сдачу. На предложение дать сдачу гривнами отвечает следующее: «Кто б мне гривны дал! Я же товар за гривны покупаю!»

В целом, если месяц назад сдачу при покупке в рублях зачастую давали гривнами, то теперь это редкость, за исключением мелочи в транспорте.

Однако на предложение вовсе отказаться от гривны глава Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий отвечает отрицательно.


Почему так происходит?

Дело в том, что рубль успешно справился с ролью региональной валюты и выполнил функцию поддержки внутриэкономической кооперации. Но факт остается фактом: Новороссии до самообеспечиваемой КНДР еще далеко, если не бесконечно далеко. Весь существующий комплекс промышленности узкоспециализирован и глубоко интегрирован в украинскую экономику. В принципе, если бы Киев вдумался бы в это обстоятельство, то понял бы, что установить блокаду невозможно, а можно только лишь загнать торговлю ЛДНР и Украины в тень. Это не результат типа «победить», а неудобство типа «нагадить». По сути, Киев дал возможность наживаться бизнесу, ничего не платя в бюджет Украины. Но, это как говорится, уже их внутреннее дело.

Еще один щекотливый для Киева момент: многие пенсионеры ездят получать пенсии на украинскую сторону. В общем-то, это справедливо. Человек всю жизнь платил в украинский пенсионный фонд и имеет полное право требовать от него отдачи. Но факт есть факт: «гривневая» денежная масса просачивается в ЛДНР, несмотря на блокаду. И поделать с этим Киев ничего не может. Тут надо либо признать, что ЛДНР уже не Украина, и «это не наши граждане» (что, впрочем, не освобождает Украину от обязательств по выплате пенсий) либо, поддерживая легенду о «российской оккупации», продолжать не признавать народные республики и молча платить на Донбассе пенсии. Таким образом, вредная идея блокады, ко всему прочему, еще и доведена до бессмысленности.


Чего же сейчас не хватает экономике Новороссии?

Не хватает признания государственности. По независящим от Донбасса геополитическим обстоятельствам признание ЛДНР Россией приходится отложить. Но, как минимум, необходимо максимально открыть «старороссийский» и «новороссийский» рынки друг для друга. Чтобы таможенные пошлины не мешали российским товарам вытеснять или хотя бы конкурировать с украинскими (украинские, справедливости ради отметим, страдают от нелегального аналога пошлины – дани на украинских блокпостах). Также создать условия для вхождения на рынок Новороссии мобильных операторов из РФ.

Сейчас экономика Новороссии застряла между формально своей, но враждебной Украиной и родственной и дружественной, но формально заграничной экономикой России. Как между нелюбимым мужем и любимым соседом, который обещал замуж позвать, если разведется, да простят мне читатели такое сравнение.

А пока Новороссия застыла в ожидании законодательных инициатив федерального уровня, рубль, как образцовый рядовой, «с боевой задачей справился и ждет дальнейших приказаний».

Дмитрий Молчанов,
Новороссия.  30.06.2015
Источник:


Рецензии