Божья тварь

Божья  тварь

Иногда отец молча брал ружьё и уходил в лес. Усталость, а может тоска по родным карельским местам тянули его побродить в одиночестве. Домой он возвращался всегда без добычи, но в хорошем расположении духа.
В тот день отец  вернулся с охоты  рано. В сенцах он голиком обмёл снег с валенок, отряхнул фуфайку и уже с порога весело спросил:
- Ну, что там у нас на обед?
- Так мы ждали, что ты куропатку принесёшь,- ставя на стол наваристый суп, в тон ему ответила мама.
Отец на минуту замер, будто что-то вспоминая,  потом резко повернулся и вышел. Было слышно, как он ходит по двору,  что-то бормоча под нос. Вот дверь в избу приоткрылась,  и мы услышали его тревожный голос: 
- Вера, ты не знаешь, куда я мог ружьё поставить?
- Так,  наверное, на место ….
- Да нет его нигде!
- Ну и охотник: ни сохатого, ни ружья, - засмеялась мама.
Отец нерешительно потоптался, и вдруг в его  глазах  блеснули весёлые искорки:
- Вот те раз! Так я его на привале оставил ….
- А если кто найдёт да беды наделает?-  заволновалась мама.
 - Не бойся, оно не заряжено,-  успокоил он её.- Сбегайте сынки, там оно, за фермой, у раскидистой сосны.
- Пап, а почему  ты с охоты возвращаешься всегда без добычи?-  спросил я. -  Ты же воевал с финнами, с немцами, с японцами…. Неужели стрелять разучился?
Он посмотрел на свои руки, и глядя мне в глаза, тихо ответил:
- Поклялся я на войне: останусь живым - не выстрелю без нужды в живое.

***
А мы с другом Шуркой изобрели новый способ охоты на тетеревов, без ружья. Основывался он на рассказах опытных охотников и нашей мальчишеской изобретательности.
Сначала мы до тонкости продумали орудия охоты: отцовские фронтовые котелки, пустые бутылки из-под вина, сухие и замороженные ягоды, лучинки и спички.
Затем принялись изучать повадки тетеревов-косачей.  С этой целью было предпринято несколько вылазок в лес. Много нового мы узнали об этих удивительных птицах.  Во-первых, живут они  в стае   штук по десять.  Во-вторых, крепкими клювами ловко  склёвывают   серёжки и почки с веток берёз. В-третьих, могут висеть, как гимнасты, вниз головой, только чёрные клювы да красные надбровья мелькают в вышине.
А как красиво они ныряют в снег головой! Только лёгкие снежные брызги веером вздымаются вверх.  Прячутся они там от морозов да лакомятся ягодами  и семенами трав. К тому же мы сделали вывод, что это очень осторожная птица: ближе, чем на пятнадцать-двадцать метров приближаться нельзя - улетят.
Первый этап охоты заключался в следующем: нужно разжечь костёр, разогреть воду в котелке  и наполнить ею бутылки. Чем больше бутылка, тем дольше остывает вода.
Второй этап не менее сложный: нужно незаметно подкрасться к месту обитания птиц и воткнуть бутылки с горячей водой  в снег.   
Третий этап должен быть самым приятным: подойти к ледяному колодцу от бутылок и забрать дичь.
Как оказалось на практике, пройти эти этапы оказалось делом не из лёгких. Пока разводишь костёр,  рукавицы превращаются во что-то колко-липкое, покрытое шариками-сосульками. Сухие веточки могут мигом вспыхнуть и тут же погаснуть от налетевшего ветерка. Да и говорить шёпотом на морозе одно мучение.
Тем не менее, с этими задачами мы всегда справлялись, но вот незаметно подкрасться ближе к стае тетеревов – не получалось.  Случалось всякое: то ветка треснет, то Шурка кашлянет, то я нечаянно чихну. Птицы улетали, а мы, бросив в ледяной колодец приготовленный корм, уходили домой ни с чем.
Конечно, мы были уверены, что тетерева рано или поздно  на нашу столовую. Но вот когда?
И всё-таки нам повезло. Не надеясь на удачу, мы приближались к нашей ловушке тайными тропами. Но что это? Из ледяной лунки торчали чёрные бугорки! Утопая в снегу, мы бросились вперёд….
Наша догадка подтвердилась: тетерев попал в ловушку!  Но мы представляли это как-то иначе.
Застывшие пальцы птицы в тёмно - роговой оправе  безуспешно искали опору в воздухе… Короткий хвост, с изогнутыми чёрными перьями в ореоле белого подхвостья, еле шевелился ….
Первое чувство радости сменилось предательской   жалостью.  Мы  немного потоптались рядом с лункой, потом осторожно освободили из плена еле живого тетерева.   
Домой возвращались молча.


Бабушка, увидев нас с добычей, всплеснула руками, на лице её отразились удивление и боль:
 - Да кто весной на птицу охотится?
Её сестра, Ганна Акуленко, приехавшая в гости из Семёновки, вступилась за нас:
- Матрёна, так это же тетерев! Вкусное жаркое будет на ужин.
- Перестань, Ганна, там же одни косточки!
Затем повернулась к нам и каким-то уставшим голосом, строго добавила:
- Грех божью тварь зазря уничтожать!

Через всю жизнь я пронёс два жизненных урока отца и бабушки: нельзя без необходимости убивать божью тварь – человека и всё живое на Земле.

                2013г

               


Рецензии
Мудрая у Вас была бабушка!!! Но не "зазря" всё же уничтожение признавала. Так человек устроен. Разводит себе и другим на еду божью тварь, а мы с удовольствием уплетаем.

Эйно Тимонен   18.12.2015 18:27     Заявить о нарушении