Немного споттинга. Самолеты Судного дня

            Первого декабря в СМИ появилась информация о завершении испытаний ВКП (Воздушного командного пункта) стратегического управления второго поколения Ил-80, предназначенного для управления войсками в условиях ядерного конфликта.

            Фотографии этого ВКП подвигли разыскать в архивах собственную фотографию неизвестного воздушного судна, сделанную еще в сентябре 2006 года в небе Подмосковья.

            Находясь в лесу в условиях ограниченной видимости, сделал навскидку несколько фото, больше ориентируясь на грохот двигателей самолета, нежели на поиск его в видоискателе фотоаппарата.

            Один из снимков оказался удачным, и в кадре между кронами деревьев отчетливо виден самолет.

            Фото вызвало ряд вопросов, которые и после обсуждения с друзьями до сегодняшнего дня оставались без ответа.

            А именно: по конфигурации это самолет Ил-86, но гражданского аэробуса под крыльями четыре двигателя. А у этого есть еще пара двигателей, правда, меньших размеров.

            Так и не выяснив, какой тип самолета попал в кадр, на всякий случай сохранил фото в своем архиве.

            И вот теперь-то все стало ясным!

            Я не ошибся с типом самолета, это действительно Ил-86, на базе которого Конструкторским бюро им. С.В. Ильюшина еще в 1985 году создан ВКП (воздушный командный пункт), поступивший на вооружение в 1992 году. Всего было создано четыре таких самолета с регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149.

            И с тех пор эти самолеты, в регистрационных номерах которых «СССР» заменены на ныне принятую кодировку «RA», продолжают находиться в эксплуатации.

            Во времена, когда обороной страны «рулил» Сердюков, судьба этих 200-х тонных гигантов могла завершиться трагически -  в Минобороны рассматривался вариант отказа от эксплуатации этих самолетов без их дальнейшей замены.

            Но здравый смысл возобладал над откровенной глупостью, и с 2012 года началась модернизация ВКП, которая и завершается (судя по информационным реляциям) в эти дни.

            Ведь в мире только две ядерные державы (Россия и США) имеют на вооружении такие командные пункты, которые даже при полном разрушении наземных пунктов управления могут взять на себя весь объем руководства обороной в условиях ядерной войны.

            В США такой ВКП создан на базе самолета Boeing E-4B.  Удивительное (или паритетное) совпадение, но в США их тоже 4 штуки, которые получили название «doomsday planes» - «самолеты конца света» или «самолеты Судного дня».

            Один из этих ВКП постоянно сопровождает президента США во время его зарубежных поездок как неизменное приложение к всем известному «ядерному чемоданчику».

            И снятие с вооружения ВКП привело бы к нарушению баланса сил, отнюдь не в пользу России…

            Чем отличается Ил-80 от гражданского аэробуса Ил-86?

            Внешне – отсутствием иллюминаторов с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва и наличием под крылом двух дополнительных турбогенераторов в гондолах электрогенераторами (длиной 9.5 м, диаметром 1.3 м), установленных на пилонах и ошибочно принятых мною за двигатели.

            Хотя по большому счету ошибка эта незначительна. По сути – это электрогенераторы, приводимые в действие турбодвигателями НК-24 разработки все того же Конструкторского бюро Кузнецова, чьи четыре турбовентиляторных реактивных двигателя (ТВРД) НК-86 обеспечивают самолету тягу 52 000 кгс.

            Ну и кончено же, Ил-80 отличается от Ил-86 своей электронной, антенной и радиолокационной «начинкой», для обеспечения которой и служат эти два дополнительных турбогенератора.

            После модернизации ВКП Ил-80 получили еще одно внешнее отличие – на носу самолета установлена штанга для дозаправки самолета в воздухе, так как в час «Х» командный пункт должен находиться в воздухе до 24-х часов. В конце же фюзеляжа установлена система выпуска троссовой антенны для связи с подводными лодками.

            Из описанных внешних отличий на моем фото можно увидеть только одно – дополнительные турбогенераторы, отмеченные стрелками.

            Ил-80 имеет также кодировку Ил-86ВзПУ, а по классификации НАТО –«Maxdome», что можно перевести как «большой купол» из-за наличия на носу фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование.

            

            PS Вся изложенная информация о ВКП РФ и США не является секретной и взята из открытых источников в Интернете.

            

            

            

            


Рецензии
Времена меняются и самолеты тоже.

Аэробус был очень большой и вместительный самолёт. Очень устойчивый к турбулентности.
Три раза летала на нём в Сочи. И если верить прессе это самый надежный самолет. Так что не зря на его базе спроектировали командный пункт.

Валюш Ка   05.12.2015 19:32     Заявить о нарушении
Над нами ежедневно летает Ил-18. Вот это старожил! Тоже кажется с какими-то локационными приборами

Генадий Леонов   05.12.2015 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.