Рассказы о Дальнем Востоке. Ч. 7. Опасная рыбалка

               
             Как-то в гости к нам зашел сосед,- дядя Миша.
    Наш дед сразу понял, что это, неспроста.  Дядя Миша по соседям  ходил очень редко!
Весь поселок знал этого почтенного рыболова и отменного рассказчика.
  Значит, где-то, что-то, но произошло!
   По старой традиции, налили ему  армейскую  норму хмельного зелья, это почти граненый стакан.  Сосед осадил предложенную  порцию бражки, крякнул,  и, затянувшись крепким самосадом, сообщил нам, что  рыбаки опять пришли ни с чем.

 Опять старики взялись за старые дела, - подумал я и поднялся, чтобы оставить  дедов.
 -  Да не спешите Вы уходить, - тормознул меня сосед: давайте подумаем над этой проблемой вместе. 
   Закурив  самодельную  трубку,  стал рассказывать о многолетней борьбе здешних рыболовов со старожилом здешних омутов – тайменем. Когда-то его поймали.  Это была очень крупная речная рыба, мясо которой подходило, по вкусу, на осетра.
   За многие века, - экземпляр, - этой пресноводной рыбы, - почти исчез. Остались только фотографии в Золотой книге Гиннесса.
 
 Но в нашей Уссурийской тайге, в ее закромах  и не такое находили.

   Вот и вчера  местные рыбаки его  не видели.  Иногда, по утрам этот гигант выпрыгивал над поверхностью горной реки и распугивал простую рыбу. Случалось это, как правило, в утренние сумерки, и трудно было представить, - что бултыхнулось в воде. Один рыбак, даже заготовил здоровый кусок поджаренного мяса, и насадил его на строенные крючки.  Но и этот фокус не удался,- ни на какую приманку хитрец  не клевал, а самые крутые крючки, в виде кошки, просто исчезали с толстых поводков. Поймать его – была давняя мечта здешних рыбаков.   
     Дядя Миша опрокинул еще стаканчик и стал рассказывать, что его сын как-то привез маленькую коробочку взрывчатки, которую ему подарили  отъезжающие геологи.
 - Вот бы пугнуть этот омут, может и сам подводный старожил – таймень,- выскочит от  страха.
- Конечно,  пугнуть – то можно,- промолвил наш дед, но горная речка в том месте очень  быстрая и холодная.  Нужно подумать!
          Мы с Геннадием переглянулись и решили внести свою лепту в эту проблему.
- Доставай  дед взрывчатку и мотоцикл, с коляской, - попросили мы  его и вместе поедем за тайменем.

 Через пару дней, втроем подъехали  к слиянию двух горных речушек. Приток скоростных потоков, образовал в этом месте, глубокую впадину, похожую на омут. В нем-то и обитал наш таймень.
 
   Дед посмотрел на бурное течение и пошел по берегу реки, вниз по течению. Мы последовали вслед  за ним. Когда отошли метров на сто, дед сел на крупный камень и закурил.

 - Вот  это место, где придется встречать оглушенную рыбу.  Ширина горного потока реки, здесь  была около 40 метров. Основная масса воды проносилась около противоположного берега.

    Мы взглянули на него и увидели неприступный земляной откос, по краю которого свисали  длинные  ветви и обнаженные корни деревьев. Мощные воды постоянно упирались в этот берег, размывая земляной слой за слоем. Наш же берег был пологим  и был похож на сборище  мелких  речных камней.

     Дед  рассказал нам, что если  переплыть   на ту сторону реки  и не ждать там,  уцепившись за кусты,  оглушенная рыба, непременно,  пронесется мимо.
   Работать придется  быстро, потому что, контузия рыбы от взрыва, может пройти быстро и с ней уже никто не справится.
        Геннадий воды боялся, потому и плавал плохо.

   -  Значит, в воду  полезу я,- осознал я, - больше некому.

   Дед  обрадовался  и стал натирать мое тело гусиным жиром. Это очень нужно.

-  В холодной воде долго не продержаться,- произнес он.

  Был почти полдень.   Солнце хорошо пригревало, но нам было не до этого.

 -  Скоро появится почтовый самолет, - сказал дед. Мы забросим взрывчатку в омут, когда  он будет пролетать   над нами. Тогда взрыв никто не услышит.

- Ты, в это время, должен быть на том берегу и смотреть за нашим сигналом, - советовал мне дед.

       Так и решили.  Я сел на одеяло и стал ждать. Дед и Геннадий  скрылись за поворотом  реки. Время шло, но самолета не было.
- А вдруг я не успею добраться до того берега или не зацеплюсь за что-нибудь, - переживал я.
  Немного подумав, я  решил рискнуть.

     Осторожно стал входить в холодную воду, а  затем быстро поплыл на другой  берег.
 Если бы не мои  способности быстро плавать, то течение снесло бы далеко вниз. Но  я успел ухватиться за какие-то коряги  и повис на них, вытянувшись струной по течению.

  Не прошло и пару минут, как из поворота реки показался сначала Геннадий, а за ним и дед.
Они махали мне, показывая на воду.  Я  попробовал, что рассмотреть, но мне это не удалось.

   Где-то там,- вдалеке передо мною,  -  что-то торчало, похожее на топляк. Лицо мое, было почти на уровне воды, и я не мог видеть то, что видели они.

   Дед начал усиленно махать мне, чтобы я поплыл навстречу этому топляку.

     И это  оказалось в самый раз.  Передо мной  показалась голова очень крупной  рыбы, которая плыла вверх брюхом.

     Я подплыл к ней вплотную  и дотронулся рукой до огромных жабр.   Видимо взрыв  оглушил тайменя,  и они слегка шевелились.
  - Но как его вытянуть на берег? – оторопел я.

  И вдруг я увидел, как рыба вздохнула,- жабры, на мгновение, шевельнулись.

  - Да она  сейчас  утопит меня,- понял  я  и, засунул руку в жабры. Что-то  кольнуло в палец, но рассматривать причину было некогда.

    Свободной рукой я стал загребать  изо всей силы, но этого не помогало.

    Течение уносило нас все дальше и дальше.   Я стал кричать Геннадию, что бы он помог мне.
Холодная вода, периодически, попадала в мои легкие, и я стал захлебываться.
  Где-то рядом, на берегу, раздался голос Геннадия и я увидел, что он, стоя по пояс в воде,
протягивает мне длинный шест. Я ухватился на него и только обрадовался этому, как от сильного толчка, ушел с головой под воду.

   Таймень, - оживал.   Я вынырнул и зацепился за шест левой рукой. На правой же руке, - увидел струйку  крови, вытекающей из разрезанного пальца.
     Я зажал его, оставшимися тремя пальцами, и  ухватился за жабру тайменя.  Через пару минут,
обессилев от напряжения, я  перебирался на согнутых  коленях по крупным речным  камням.

   Дед с Геннадием, подхватили огромную  рыбину  и волоком, потащили её  в кусты. Таймень отошел от шока и  начал резко подпрыгивать.

   Геннадий взял огромный камень и грохнул по бунтарю. Подождал немного и, довольный сам собой, уселся верхом на рыбу.
        Но напрасно мы успокоились.

  Дед вдруг подскочил и завертел рукой:
- Смотрите,- крикнул он,-  да там еще что-то плывет, а вдруг  это тоже  рыбка. Жаль будет, если уйдет!

 Я встал, посмотрел  в ту сторону  и увидел уже  знакомое очертание рыбы.

- Не уйдет, - ответил я деду и смело  шагнул в горную реку.

 В этот раз я сразу залез в жабру и рванул, с уловом, на отмель. Геннадий принял груз и показал свободной рукой на клокочущую  перед нами  воду, - похоже и там плывет рыба!

  И я, в третий раз, кинулся за добычей.

  Ну, конечно и это оказался таймень, но размером поменьше. Когда я с ним выбрался на сушу, - мое тело покрылось горячим потом, как в бане.

    Дед сел около меня, накрыл шерстяным одеялом и протянул солдатскую баклажку.
  - Глотни срочно,- предупредил  он, и через пять минут забудешь про усталость.
 Я приложился к напитку во фляжке и не почувствовал крепости. Видимо, здорово промерз в студеной воде реки. Улыбнулся деду и еще раз отхлебнул.
 Действительно, скоро мне стало хорошо.
   
    В кустах лежали три огромных рыбины.

  Геннадий вырубил толстую жердину и просунул ее в их жабры. Но она треснула, когда мы
попытались приподнять улов на плечи.  Такой вес мог выдержать только жердь из тиса, и мы,
втроем, стали искать его эту породу древесины.  На сей раз, мы спокойно донесли улов  к
мотоциклу, и, усадив деда в коляску, с замотанным,  в одеяло, уловом,  - поехали.

До поселка  добрались спокойно.
       
        Новость мгновенно разнеслась по поселку.
Собрались все рыбаки, и старые и малые. Замерили тайменей.
 Один оказался длиной  1 метр и 28 сантиметров, второй – 1 метр 12 см, а третий – 98 см.
 Крупный таймень потянул на 36 килограмм.
 Нас поздравляли, особенно меня.

  Женщины разделали самого крупного   и достали из его желудка камень размером с грецкий орех.
А в голове, точнее в жабрах, обнаружилась  причина травмы моего пальца.
Это была рыболовная крючок-кошка, которая торчала в жабре. Видимо, я наткнулся на острые крючки ее и пробил палец. 

Стенки желудка тайменя были покрыты жиром. Через несколько часов, все гости и мы, угощались белым рыбьим  мясом.  Такого вкуса старожилы не знали.

 Еще бы! Такой попался деликатес, -  да еще приготовленный в русской печке. 
         
       В день нашего отъезда, в гости к нам, пришло несколько стариков.
 Благодарили семью Геннадия и меня за угощение  тайменем  и приглашали приезжать  еще раз в гости.

  Вручили рюкзак набитый орехами, сушеными грибами и медом.
 Для студентов это был бесценный подарок. А мама Геннадия добавила ко всему прочему  и большой кусок тайменя.
 
           Мы часто рассказывали друзьям по институту о Дальневосточной тайге и о своем отпуске на летних каникулах.

     Есть о чем вспомнить !   


                продолжение:http://proza.ru/2015/12/03/1517
               


Рецензии
Да, уж! Опасны таёжные реки! Знатная рыбалка! Но динамит - не одобряю!
Трёх краснокнижных тайменей взяли, а сколько мелких рыбёшек наглушили?
А рассказ интересный получился. Мне понравился!

Дикий Медведь   15.11.2021 12:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.