Боевая подготовка ЗРВ
В 60-е годы система С-75 поставлялась в страны народной демократии, в том числе и во Вьетнам, который вёл решительную войну с США. Система хорошо себя зарекомендовала в реальных боевых условиях против американской авиации.
Американцы тоже не дремали. Они мгновенно засекали место старта ракет и, спустя несколько часов, наносили по нему массированный бомбовый удар. Вьетнамцы тоже не дураки, они сразу же после стрельбы, сворачивали дивизион и переезжали на новую запасную позицию.
В связи с этим в войсках ЗРВ начались тренировки по свёртыванию и развёртыванию техники. Инструкциями, разработанными конструкторами, на эту операцию отводится около 2-х часов. Реальные тренировки показали, что это время, при соответствующей подготовке, можно значительно сократить. Начались своеобразные соревнования боевых расчётов дивизионов. В них привлекали и наш дивизион.
Во время свёртывания техники. Нужно закрепить блоки и все остальное в кабинах, отсоединить все межкабинные кабели, смотать их и погрузить на машины. Прицепить кабины, пусковые установки, полуприцепы с ракетами и пр. к машинам или тягачам. Это всё легко проделывается в кабинах «А», «У», а также на пусковых установках. В кабине «П» помимо указанных операций необходимо было провести демонтаж антенно-фидерных устройств.
На крыше моей кабины «П» расположены 5 антенн, вес их от 200 до 900 кг. Их снятие с кабины осуществляется с помощью подъёмного крана. Они укладываются в специальные три прицепа с посадочными местами. Высокочастотная энергия от передатчиков к антеннам передаётся по волноводам, сечением 6х2,5 см и имеющим замысловатую форму. Каждая из четырёх антенн имеет свой набор волноводов, собираемых в определённом порядке. Они стыкуются между собой болтами и имеют специальные прокладки, обеспечивающие герметичность всего волноводного тракта. Их не менее тридцати. Они укладываются в специальные ящики, расположенные в тех же прицепах. Для каждого волновода предусмотрено своё посадочное место.
Свёртыванию кабины предшествовала большая подготовительная работа. Во-первых, мы с Альбертом Иокелло обозначили все волноводы цифрами, например, цифры II/3 означали, что волновод принадлежит антенне широкого луча по азимуту и он третий в своей позиции, начиная от передатчика. Эти же цифры наносились и на посадочные места в ящиках для волноводов. Во-вторых, мною была тщательно изучена инструкция по свёртыванию-развёртыванию. продумана последовательность операций, разработана технологическая таблица, в которой указывалось когда и кто делает операцию. Продумывался и готовился набор требуемого инструмента. В мастерской инженерной службы бригады были сделаны и поставлены в дивизионы накидные гаечные ключи-трещётки. Командир дивизиона разрешал мне привлекать к работе любого свободного специалиста дивизиона. В расчёт я включал около 13 человек, включая меня, Альберта и расчёт кабины «П»,. Выбор был не большой, использовал я фельдшера дивизиона, повара и собаковода, секретчика и др. Накануне развёртывания с ними проводил занятия и тренировки.
Свёртывание, а также развёртывание кабины «П» не только сложная, но и достаточно опасная работа. Были случаи падения антенн, так же падали и участники развёртывания, работающие без всякой страховки на высоте до 5 метров.
Свёртывание и развёртывание начиналось с проверки крана. На позиции находился до поры, до времени груз, превышающий вес самой тяжелой антенны. Кран подъезжал к нему и проверял свою работоспособность. Обязательно при свёртывании и развёртывании присутствовали представители инженерного отдела зрбр. Всем руководил главный инженер бригады майор Латышев. Он был главным судьёй наших «соревнований», подавал команду «Отбой, поход», включал секундомер и контролировал наши действия.
Свёртыванием кабины руководил Александр Павлович Воробьёв. Он, как дирижёр оркестра, командовал крановщиком и расчётом. Антенны отстыковывались в следующем порядке: 1) антенна РПК; 2) антенна узкого луча по азимуту; 3) антенна узкого луча по углу места; 4) антенна широкого луча по углу места 5) антенна широкого луча по азимуту.
К каждой антенне, имеющей специальные крепления, подсоединялся крюк крана и верёвки растяжки, управляемые с земли и исключающие раскачку и вращение антенны. После подсоединения крюка крана к антенне, отворачивались крепящие её болты. Далее антенна отводилась от кабины, укладывалась в прицеп и крепилась в нём. С земли слышались команды Александра Павловича: «Вира», «Майна».
Операции по подсоединению крюка крана и отворачиванию крепящих болтов, выполняли я и Иокелло.
Параллельно расчётом расстыковывались волноводы и подавались вниз для укладывания в ящики. За их работой я не мог следить. Каждый знал свой манёвр и чётко выполнял свои обязанности.
Операция заканчивалась тем, что кабина, освобождённая от антенн, с помощью четырёх винтовых домкратов опускалась на колёса и прицеплялась к буксируемой её машине.
Наш лучший результат был около часа. Передовики успевали всё это проделать за 45 минут.
При развёртывании все операции выполнялись в обратном порядке. Волноводы перед стыковкой раскладывались по группам и номерам, и подавались наверх по команде, с указанием номеров группы и номера. Перед стыковкой фланцы волноводов протирались спиртом, проверялось наличие прокладок. После выполнения всех операций по развёртыванию ЗРК, производилось его включение, и проводился контроль функционирования, для определения его боевой готовности.
Поддержание боеготовности техники
Радиолокационная техника начала 60-х годов создавалась на электронных лампах. Они обладают тем недостатком, что по мере эксплуатации изменяются их параметр, либо они вовсе выходят из строя. По тем или иным причинам так же выходят из строя сопротивления, конденсаторы, индуктивности, полупроводниковые приборы, реле и пр. Для обеспечения поддержания и контроля работоспособности (боеготовности) техники предусмотрены проверка отдельных её параметров при ежедневном КФ, проведении еженедельных, месячных и годовых регламентных работ.
При выявлении неисправности, её поиск и устранение (ремонт) осуществляются немедленно. Устранение неисправности на технике осуществляется старшим техником, отвечающим за её эксплуатацию. Для консультации, особенно вначале своей деятельности, приглашал при устранении неисправности Александра Павловича Воробьева. Он был опытным технарём.
С появлением опыта, появилась уверенность, и я обходился собственными силами. Для устранения неисправности нужно хорошо знать свою технику, уметь выявлять неисправности в ходе контроля функционирования по малейшему отклонению показаний различных встроенных в технику измерительных приборов. После обнаружения неисправности, осуществляется поиск элемента, вышедшего из строя. При этом используются функциональные и принципиальные схемы, а так же различные измерительные приборы.
В ходе регламентных работ осуществляется проверка и подстройка ряда параметров, перечисленных в инструкции по эксплуатации. С увеличением периодичности регламентных работ, увеличивается количество проверяемых параметров. Каждый проверяемый параметр имеет номинальное значение и определённый допуск. При подстройке параметр выставляется по номиналу. Если это не обеспечивается, то необходимо определять причину этого. Результаты регламентных работ, а также полная информация о неисправности записываются в журнал регламентных работ.
Для контроля боеготовности техники ЗРВ, для того, чтобы личный состав не расслаблялся, предусматривались плановые и внезапные проверки комиссиями различного уровня. Особенно проверялись дивизионы, стоящие на боевом дежурстве. При проверке боеготовности техники комиссиями, параметр должен быть в пределах заданного допуска. Не у всех это получалось. В этом случае делались очень серьёзные оргвыводы, вплоть до снятия с должности. К счастью, в мою бытность в нашем дивизионе этого не было.
Всегда ответственно относился к поддержанию боеготовности своей кабины «П». Очень приятно, что это было замечено и отмечено.
Осенью 1964 года, запомнилась внезапная армейская проверка, возглавляемая начальником ЗРВ армии генералом Мисиком. Мою кабину проверял очень знающий её подполковник с ремонтной базы. Проверку всех боевых параметров, частоты передатчиков, гетеродинов, настройку БАПК и пр. он делал сам. При этом он меня не о чём не спрашивал, ничего мне не говорил и свои действия не комментировал. Заглядывая из-за его спины на показания приборов при измерении параметров, я для себя констатировал, что у меня все параметры в допуске.
На подведении итогов, молчаливый подполковник заявил генералу: «Такую настроенную кабину «П» я встречаю впервые в армии». Генерал здесь же объявил мне благодарность за отличную службу, а подполковник предложил мне пойти к нему служить на базу. Мне было лестно получить такую высокую оценку за все мои труды. Мне, бывшему авиатору, уже никто не мог тыкнуть: «Там где начинается авиация, там кончается порядок». За это, или по совокупности, не смотря на то, что я не старался лезть на глаза командованию, я стал каким-то победителем, меня сфотографировали, и мой портрет стал красоваться в гарнизонном Доме офицеров в Лиде.
В связи с неисправностями на технике, запомнился такой случай. Наш дивизион находился на боевом дежурстве. Ежедневно, дежурный офицер, заступающий утром на дежурство, обязан был проводить контроль функционирования ЗРК и определить его боеготовность. При нормальном его функционировании, осуществлялся доклад оперативному дежурному зрбр в следующей форме: «Дивизион готов 3-мя каналами 6-ю пусковыми установками». Три канала это значит, сколько может одновременно наводиться ракет на одну цель. Шесть пусковых установок с ракетами, которыми могут обстреливаться цели.
При заступлении на дежурство мне сказали, что готово только 5 пусковых установок. Я поинтересовался у командира дивизиона: «Неделю тому назад было пять пусковых и сейчас пять, в чём причина?». Присутствующий при этом командир стартовой батареи капитан Селиванов, отвечающий за пусковые установки, разорался на меня: «Неисправна установка!». «А почему она не ремонтируется?» – поинтересовался я. «Из бригады приезжали, и не могли найти неисправность!», – парировал он.
Это меня задело. Я начал изучать принципиальную схему их САУ ПУ (система автоматического управления пусковой установки). Благо, что она была вывешена в учебном классе. По сравнению с нашими радиолокационными схемами, она выглядит примитивно – набор реле, последовательно срабатывающих и подающих команды на ракету при её подготовке к пуску и самому пуску. Когда я всё это изучил, то предложил командиру взвода старшему лейтенанту Владимиру Короткому свои услуги. В течение часа неисправность была обнаружена. У электромоторчика, выполняющего роль реле времени, окислились контакты коллектора, и он не запускался.
Свидетельство о публикации №215120201783