Собаки и охота

               
     В старые времена невозможно было представить себе охоту без собак. Тогда охотничьих собак держали стаями, и на охоту выезжали большими коллективами и часто верхом на конях. 
    В советский период большинство охотников завели себе собак. О породах, назначениях и других узко специальных вопросах сейчас говорить не будем.
    На сегодняшний день многие охотники в нашем городе и близлежащих поселках держат охотничьих собак. У моих родственников охотников, всегда жили разномастные помощники лесного промысла.
     Став взрослым я тоже завел себе собаку. Были у меня и беспородные дворняги, различного роста и масти, были лайки, теперь вот держу гончаков.
     Сам бы по доброй воле, наверно не стал бы заводить гончаков, тем более, что внешне мне больше всего нравятся лайки. Но в определенный период мои то-варищи по охоте, убедили меня, что с собакой, а тем более с гончей, самая прекрасная охота из всех имеющихся.
     Все это я отлично знал и без них, в классической литературе по охоте, это красочно описано нашими великими охотниками, писателями, художниками.
     У меня самая любимая охота по чернотропу, по боровой птице, с подхода без собаки. На мой взгляд, это самая интересная и содержательная, по объему впечатлений охота.
     А с собакой, тем более с гончей, только по зайцам и получается по снегу. И если идешь с собакой, хоть по снегу, хоть по черной тропе, гончая собака разгонит все, в радиусе пары километров.
     Но вот уже несколько поколений гончаков, постоянно бывали со мной в лесу и я привык к ним. Теперь  уже различаю их морды по «выражению лица», хотя раньше они мне казались все одинаковыми и различаю теперь не только своих, но и чужих.
    Не только «лица» у собак разные, но и характеры. По своим собакам могу сказать, что некоторые очень злобные. Могут и хозяина иногда схватить в полсилы, что б не лез и знал границы. Другие собаки добродушные, жизнерадостные и часто любят поиграть, погрызть валенки, утащить рукавицу. Одна из молодых собак, играя, перегрызла черенок метлы, хотя сначала очень ее боялась.
     Та собака, которая сейчас живет у меня, любит играть с чашкой. Когда чашка пустая она переворачивает ее лапой, гоняет носом по снегу и подцепив на нос, подбрасывает вверх. При этом злобно рычит, шерсть на загривке дыбом и подгавкивает.
     Овчарка жившая у нас, когда я был в школьном возрасте, тоже любила поиграть. Гонялась за мячиком, кусала велосипедные колеса, ловила шмелей, пчел, мух и жуков (и все мои собаки их тоже ловят). Терпеть не могла почтальонов, видимо поэтому, доставала из почтового ящика газеты и рвала их в мелкую крошку.
     Еще любила упасть на спину и пока я «крутил» ей уши, лапы и дергал за шкуру, радостно гавкала и символично кусала меня за руки. Потом соскакивала, начинала носиться и нападала, обхватив меня сзади лапами.
     В студенческий период у меня была беспородная собака Шарик. Небольшого роста, лохматый, хвост крючком, остроносая морда, уши стоячие как у лайки. Это был боец, в лесу он дрался со всеми: барсуки, ежи, змеи, лоси. Залазил в норы к лисам, утром в предрассветном тумане, мы шли на охоту, он самостоя-тельно поймал здоровенного глухаря.
     Другая собака, это уже охотничья, была можно сказать аристократического характера. Она не только не позволяла играть с собой, но не любили когда ее гладят и равнодушно смотрела на подачки. От чужих, ни чего не брала и могла серьезно укусить. И еще не переваривала женщин.
     Контролеры, две женщины, пришедшие проверять показания счетчиков, отнеслись к ней благодушно. Одна пошла погладить, на мое предупреждение не подходить, ухмыльнулась: у меня дома побольше собака, я знаю, как с ними обращаться. Собака подпустила ее на вылет цепи, быстро рванув цапнула за бок. Я даже не успел среагировать. Толстое пальто и вязанная кофта, спасли женщину от травмы.
    Эта собака в лесу была по своему сообразительная. Ранней осенью, когда травы были еще высокие, собака вернувшись из поиска, пыталась рассмотреть где находятся охотники. Она вставала на задние лапы и правой передней лапой, оперлась о ствол сосны.
    Мы с напарником стояли сзади и немного сбоку и все это, хорошо видели. Потом между собой шутили, что собаке, не хватало еще другую лапу «козырьком» к глазам приставить.
    Другая собака, так же в ранний осенний период при высоких травах, забегала вверх по наклонному стволу дерева, осматривалась и затем спускалась обратно. Она же с разбегу, запрыгивала на небольшие копенки сена и так же проводила «визуальную реконгсценировку».
    Отношение к воде у собак разное, некоторые собаки, почему то боятся воды. У одного из наших старых охотников, тоже была собака аристократического характера. Она не хотела или боялась переходить реки и лужи, в брод.
    Когда нужно было перейти речку, хозяин брал ее на руки, переносил на другую сторону и собака вновь, продолжала активный поиск в лесу.
   Одна из моих собак полугодовалым щенком, впервые самостоятельно перебегала через широкий, но мелкий ручей.
    Мы охотники, перешли на другую сторону, а собака с разбега по камням торчащим из воды, забежала на середину ручья и от неожиданности или незнакомых ощущений, встала и замерла.
    У гончаков уши всегда висят, здесь от неожиданности, страха или ужаса, уши у собаки поднялись параллельно земле, как лопасти у вертолета.
    Она стояла в воде и широко открытыми глазами, смотрела на быстро текущую, со звуками на перекатах, воду.
    Так она и стояла примерно пару минут. Нам со стороны, все это показалась забавно, я успел вытащить фотоаппарат и сделать несколько снимков.
    В зимний период мы обратили внимание, что собаки чуют опасность. При переходе реки по льду, лед под нами трещал, собака взятая на поводок, не хотели ид-ти рядом. Отцепили.
    Собака убежала выше по течению, где ширина перехода была меньше и видимо лед толще и спокойно перебежала пространство.
    Собака, которая живет у меня последнее время, любит поиграть. А характер у нее можно сказать пофигиста. Она может на охоте забежать в лужу, «слить» воду и из этой же лужи напиться. В лесу может лечь в сырое место. Сама с куста, есть лесную малину, бруснику, чернику.
    У этой собаки есть свои приемы и методы которых я не встречал и не видел не только у своих собак но и у чужих.
     Например, собака хочет с хозяином поиграть, я строгим голосом говорю нельзя! Собака бежит рядом со мной, преданно смотрит мне в глаза, а за ногу на хо-ду, обнимает хвостом.
     Собаке бросили печенинку, которая укатилась на полметра дальше, чем длина цепи позволяла достать угощенье.
     Прилагая неимоверные усилия, собака тянулась передней лапой до печенинки, но достать не может. Пробовала одной лапой, нет, второй - не дотягивается.
     Поскулив и глядя не лежащее угощенье отошла, посмотрела, вновь подошла, казалась о чем то думала. Развернулась начала пятиться задом. В этом случае цепь полностью вытягивалась на шее собаки, корпус вместе с хвостом и задними ногами от края цепи, то есть ошейника, удалялся почти на метр.
    В этом случае задние ноги собаки, свободно доставали до лежащего печенья. Но в этом случае, стоя задом собака, не видела печенинку. И она задней правой лапой, на ощупь, нашла печенинку и в три приема передвинула ее так, что смогла развернуться и подхватить языком.
    Еще одно интересное наблюдение, все охотничьи собаки, да наверно и не охотничьи тоже, любят кататься на машине. Только откроешь дверь, собака од-ним прыжком залетает в машину и быстро перепрыгивает на переднее сиденье, за руль.
    Так было со всеми моими собаками и собаками моих знакомых.
    В машинах, они ведут себя по разному, некоторые ложатся на заднее сиденье, некоторые стоят всю дорогу и до леса едут на ногах. 
    Почему собаке хочется посидеть за рулем, на месте водителя, до сих пор определить не могу. И за руль они залазят не только в своей машине.
    Перед началом охотничьего сезона, это август месяц, мы пошли «прогнать» собаку на высоковольтной. Или как выражаются охотники «набить лапы».
    Пройдя в одном направлении километров пять, вернулись назад. На подходе, к месту где оставили свою машину, увидели на высоковольтной машину грибников.
    Они переехали через грязь и увидев впереди большую лужу, вышли из машины, оценивая дорогу и ситуацию, стоит ли ехать дальше. Все двери открыты.
    Моя собака, увидев машину издалека, рванула к ней. Я начал кричать как можно громче: мужики закройте двери!
    Они стояли и ухмылялись, навстречу моей собаке от мужиков, выскочила овчарка. Собаки встретились посредине лужи. Потоптавшись в грязи, понюхали друг у друга морды, загривки, хвосты и моя псина радостно рванула к машине в открытую дверь и с грязными лапами за руль.
    Овчарка повторила маневр, заскочив в машину там они еще поскакали по сиденьям и только от жуткого мата хозяев машины, покинули измазанный салон.
    У моего товарища по охоте, собака жила на производственной территории в будке, на площадке цеха. Рано утром, я приезжал за ней на «УАЗИКЕ», садил в салон и ехал собирать напарников.
    Ни кого, кроме охотников, в салон посадить было невозможно, собака серьезно кусала всех, кто был не в охотничьей форме.
    Эта собака была самостоятельная и жесткая, как бы сказать, сама себе на уме. Она из кармана рюкзака хозяина, могла втихаря, вытащить бутерброды с колба-сой и все, что можно было съесть.
    На охоте, когда у нас было две собаки, они естественно пытались утащить друг у друга куски, это заканчивалось грызней.
    Про обеды надо сказать отдельно. Ни какими химикатами, в виде сухих кормов, мы своих собак ни когда не кормили.
    Один из моих знакомых, у которого дома жила такса, для эксперимента, положил в чашку сухого корма, а рядом косточку из супа. Собака естественно выбрала натуральный экологически чистый продукт – косточку.
    Кстати, на сегодняшний день, моя собака не ест тушенку производства Калининграда и Московской области. А вот Омскую и Барнаульскую, употребляет в пищу, хотя и не с очень большим удовольствием.
    Хочется остановиться на «кормлении» собаки ово-щами. У меня в саду растет почти весь набор овощных культур нашего региона. Кроме того яблони, груши, слива, вишни, виктория и весь набор плодовых кустарников.
    Выхожу в сад, срываю свежие огурцы, аппетитно, на глазах у собаки, откусываю большой кусок огурца и жую. Собака стоит на крыльце и глотает слюну. Отламываю ей кусок и ложу на землю. Она так же с удовольствием ест огрурец.
    То же самое происходит с яблоками. Но если я ей дал целое яблоко, она его есть не будет. А вот если у нее на глазах откусить половину и кушать, она повторяет и ест яблоко.
    Несколько лет назад привил грушу. Через несколько лет первый урожай, груши выросли с кулак величиной. Пошел пробовать, груши оказались неимоверно кислыми, как в русской поговорке «только кривых править».
    Стою жую. Откушенный кусок кислой груши. Собака напротив скулит и просит, ей тоже надо. Дал полови-ну. Собака радостно начала жевать и остановилась. У гончих и так монголоидный разрез глаз, а тут собака так скривилась и прищурила глаза, что такой гримасы ни у одного северного народа и даже китайского нет.
    Просила, вот и ешь! – строго сказал собаке, и она доела остаток кислющей груши.
    Зато ягоды малину, крыжовник, викторию, смородину и другие, ест без проблем. Но самая любимая ягода вишня. Вот косточки только выплевывать не научилась.
    Старая собака, жившая у меня еще в конце ХХ века, была аристократического характера. Просто так ей что ни будь дать поесть не выйдет.
    Кличка у собаки была «Беби». Когда принесли домой маленького толстенького щенка, с неуклюже большой головой, который ходил боком и часто падал, теряя равновесие, я спросил у детей: как назовем собаку? Дети назвали собаку «Беби».
    Выношу ей чашку с едой, ставлю. Она сидит и даже не смотрит, я ухожу, проходит пара минут. Собака сначала посмотрит через плечо, что там лежит, затем подойдет, понюхает из далека. Уйдет, через некоторое время вернется и только рассмотрев и понюхав, что лежит в чашке, начинает есть.
    В период перестройки, когда у нас появились в продаже «Сникерсы» и «Марсы», жена купила детям на новый год «Марсы». Дети откусив, есть не стали, что бы не пропало, пошли сделать сюрприз собаке на Новый год. Собака так же, не стала есть заграничные «Марсы».
    Для эксперимента, летом выношу собаке пряник, дети наблюдают издалека. Собака сидит на крыльце, подношу ей под нос пряник: «На, возьми». Собака от-ворачивает морду в сторону.
    Снова подношу пряник ей под нос. Она отворачивается в другую сторону. И так повторяется насколько раз. Ложу пряник к ее ногам. Она равнодушно посмот-рела и сидит дальше, не обращая внимания. Я ухожу, собака еще пару минут сидит, не обращая ни какого внимания на пряник, лежащий у ее ног. Затем как бы нехотя берет его, уходит, выбирает место, ложится и медленно начинает его есть.
    Хочется привести пример, из которого можно сде-лать заключение, что собаки умеют думать.
    На охоте. Конец сентября, золотая осень, погода солнечная, теплая. Остановились в лесу на обед. Костер разводить не стал, тепло. Сижу, обедаю, в первую очередь дал собаке пару бутербродов, сделанных дома заранее.
    Собака съела, посидела около меня пару минут и убежала. Возвращается минут через пятнадцать, я уже заканчиваю обед и сидя на бревне, допиваю чай, бла-женно вытянув ноги.
     Подбегает собака, приносит в зубах переднюю ногу косули, ложит к моим ногам. Видимо решила подкормить хозяина. Нога козла уже полуразложившаяся, трупно - сине - фиолетового цвета, аромат…
    Наорал на собаку, послал ее… подальше, ногой в сапоге отшвырнул этот «деликатес» в кусты. Собака подхватила тухлятину и так же невозмутимо убежала, откуда пришла.
    Но когда вернулась…, от ее шкуры воняло за пару километров, а на загривке виднелись остатки протух-шего «деликатеса» застрявшие в шерсти.
    Да… Сижу пью чай, собака приносит… Трое охотников в начале октября, снега в лесу еще нет, обедают у костра.
    Собака, съев свой обед, шумно потянула носом воздух, покрутила головой и мелкой «трусцой» подняв голову вверх, удалилась в северо-западном направле-нии.   
    «Верхочуй» - прокомментировал с юмором один из наших товарищей, наблюдая, как собака с поднятой головой, удалялась от нас.
    Вернувшись через десять минут, собака принесла кость и положила около нас. Кость большого размера, светлого цвета.
    Один из наших охотников, подозрительно осмотрел кость и примерил ее на себя, к бедру.
    - А кость то человеческая – авторитетно заявил он. Второй товарищ, посмеялся над аналитическими и дедуктивными способностями нашего охотника. Но, все таки кость взяли и пошли проверить, откуда ее притащила собака.
    Через пять минут собака привела. Куча костей, человеческий череп, рядом с останками одежда, аккуратно сложена стопкой и ботинки. В кармане нашлось водительское удостоверение, конечно вечером сообщили в милицию и съездили на место.
    Вот так, сижу пью чай, приходит собака…
    Собаки перенимают от людей привычки, иногда не самые лучшие. Один из наших товарищей, после завер-шения обеда, перед тем как отправиться в путь, отходил от костра, вставал за дерево и «сливал» воду.
    Перед этим, он предлагал одной из собак: «Альфа» пойдем по... (помочимся) и собака шла с ним, вставала рядом и тоже «сливала» воду.
    У другого моего товарища был спаниель. Пес среднего размера, черно белого окраса. Отец товарища охотник и вместе с сыном они ездили на утку, собаку тоже брали с собой, изредка выбирались в лес. Весной он обязательно брал собаку на вальдшнепов.
    Собака была немного со странностями. Жевала стрелянные бумажные гильзы, на огромного оленя, вставшего от нас в двадцати метрах, не среагировала и когда тот неторопливо убежал, даже не пыталась преследовать.
    Осенью на ходовой охоте по птице, этот спаниель так устал, что забегал по лесной дорожке впереди нас, до предела видимости и ложился на тропинке. Пропустив нас, все так же лежал и только когда мы скрывались за поворотом, соскакивал, догонял и все повторялось вновь.
    Моя собака, после гона очередного зайца, прибегала падала рядом и несколько минут отлеживалась. В начале сезона, естественно уставала и в машине иногда ехала лежа на боку.
    Собака моего товарища, так же «укатывалась» до предела. Забравшись в машину, она ложилась на бок прямо на полу и так ехала часть дороги, а иногда и до самого дома.
    На охоту по зайцу, мы с товарищами ездили на «УАЗИКЕ» как правило втроем, иногда вчетвером и две собаки.
    Обычно я садился на заднее сиденье посредине и собак по краям. Это не давало им возможности с утра драться между собой, правда иногда, что бы прервать грызню, приходилось несильно и дать по морде.
    А вот вечером, когда собаки набегались и устали, ехали совсем по другому. Я сидел в середине. Обе собаки лежали слева и справа, а морды ложили мне на колени. Каждая старалась свою морду, просунуть как можно дальше, а вместе с мордой на колени просовывали еще и по одной лапе.
    Последние лет двадцать, наша компания охотилась периодически с несколькими собаками. Последние годы самая молодая собака была моя. Охоту на зайца, с собаками, у нас открывают почти в середине сентября.
    Я в этот период с удовольствием походил бы по птице, но мои товарищи убежденные гончатники, им подавай в лес с собакой, гонять зайца.
    Обычно попав в лес, мы полдня «чесали» выруба и кромки болот, где в прошлые годы поднимали зайца. Но пока травы не пали, заяц лежит плотно и даже хорошей собаке поднять его не просто.
    После обеда, когда надо возвращаться в обратный путь, я предлагал товарищам пойти с собаками. А сам хотел пройти в одиночку, по лесным дорожкам, пострелять птицу.   
    Товарищи брали собак на поводок, и уходили «вытаптывать» зайца, я пережидал минут пятнадцать и шел  своей дорогой.
    Через полчаса, сзади раздавался топот и обе собаки прибегали ко мне. И кружили около меня, до самого вечера, разгоняя все вокруг на пару километров.
    Точно так же повторялось зимой. Мы иногда на лыжах, шли параллельными курсами. В одном из участков
леса, у нас район разбит лесными дорогами и просеками на квадраты, как шахматная доска. Идя параллельными курсами, затем встречались в определенном месте, обменивались информацией и продолжали поиск.
    Только стоило нам разойтись, как собаки увязывались за мной и так шли до очередной встречи с товарищами.
    Особо конечно нужно сказать о сборах на охоту. В старые времена, напротив моего дома, в частном секторе жил старый охотник Иван Васильевич. Он держал пару гончих и когда он утром собирался на охоту, собаки выли и лаями совершенно неимоверными голосами.
   Я тогда еще в школьном возрасте, почему то думал, что он бьет их, перед тем как посадить в машину. Потом мне объяснили, что это собаки от нетерпения воют, лают, скулят и выдают такие звуки, которые даже описать невозможно. 
    Моя собака, увидев в начале охотничьего сезона, что с вечера загоняем в ограду «УАЗИК», тоже радостно лает и скачет. 
    С вечера она ложится на крыльцо, у дверей и всю ночь лежит под дверями, свернувшись калачиком. Утром даже не ест, что бы не пропустить, когда я выйду одетый в охотничью одежду.
    Весенний период, у собак гон. Мимо моего дома пробегают целые кортежи собачьих свадеб. У соседа живет заморская собака ротвейлер, у нее течка. Она стоит у забора, скулит и лает на мою собаку. Мой пес сидит на крыльце на цепи и тоже лает на соседскую собаку и рвется к ней.
    Я хожу вокруг машины и проверяю заливные емкости в моторном отсеке. Двери в машину открыты. Гавканье собак мне надоело, отцепляю своего гончака с цепи, пусть понюхаются у забора и может перестанут лаять. Пес одним прыжком соскакивает с крыльца и несется… к машине. Заскакивает в салон машины, на переднее сиденье за руль и громким могучим басом радостно лает!
    Зимой собака спит в будке, а будка стоит под кухонным окном. Когда в охотничий сезон я встаю рано, еще затемно и начинаю собираться, заправляю термос, строгаю бутерброды, она сидит на крыше своей будки под окном и «подслушает».
    Если услышит звяканье рюкзака или бульканье заливаемого термоса, начинает сначала радостно скулить, затем подвывать и увидев, что хозяин одет в охотничью одежду, гавкает во все горло.
    Поэтому всю охотничью одежду, с вечера заносим домой, почти тайком. Рюкзак так же, что бы она не видела.
    Утром в полуодетом состоянии выношу собаке поесть. Минут через десять выхожу, в той же гражданской одежде и независимо от того, съела собака или нет, быстро заталкиваю ее в машину и закрываю дверь.
    Попав во внутрь машины она не лает, а сидит на месте водителя и ждет когда мы выйдем в «боевой форме» с ружьями и рюкзаками.
    У одного из моих родственников охотников, дома в благоустроенной квартире, живет дратхар. В семье двое теперь уже взрослых детей, все собаку любят. Спит она в комнате, на специальной подстилке, за диваном около батареи.
    Но если она увидела, что хозяин достал рюкзак и ружье, собака уходит в коридор, ко входной двери и там свернувшись на тонком коврике калачиком, спит ночь, привалившись спиной к дверям. Что бы хозяин выходя из дома, не перешагнул через нее и без нее не открыл бы дверь.
   Как говорят специалисты, собаки понимают все, в некоторой литературе написано, что они умеют читать мысли, нам пришлось столкнуться с другим.
   У меня уже взрослые дети. Женившись, они как многая современная молодежь живут по своим меркам. А родителям нужны внуки. Разговоры на эту тему мы за-водили неоднократно и со всех сторон, в том числе и в прямую: когда?
    Дети отнекивались, улыбались и конкретно ни чего не говорили. В один из весенних дней, они пришли к нам - родителям в гости. Собака выбежала радостно встречать.
    Как всегда понюхав пришедших, она неожиданно забежала сбоку, встала по ветру, замерла и почти закрыв глаза и подняв уши, напряженно нюхала жену сы-на. Пришлось даже ее отогнать. Но собака отбежав, вновь замерла и усиленно нюхала воздух и недоуменно  смотрела на девушку.
    А затем с таким радостным энергичным видом, стала скакать, метаться, радостно гавкать и бегать вокруг нас. Она смотрела на нас какими то особенными глазами, а у нас на тот период, не было объяснения необычному поведению собаки. 
    Мы удивились, что случилось с поведением собаки, в тот период молодые еще сами не знали, что через девять месяцев у них появится дочь, а у нас внучка.

 



             


Рецензии
Прочитала с удовольствием человека, который
совсем не охотник, но принимающий всю жизнь
собаку в семью, как равноправного члена.))
Наблюдения ваши, Александр, радовали.
Интересные они существа, с таким чувством собственного достоинства.
Такие разные и как многому у них можно просто поучиться.
Спасибо за приглашение.
С уважением,


Дина Иванова 2   06.06.2017 11:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.