ДУХИ ГОР-4

....Группа бойцов,все дальше и дальше,удалялась от дымящего перевала.Чтобы избежать ненужных встреч,с преследующим противником,на тропке установили две мины и протянули проволоку с растяжками.Огибая горное село,по козьей тропке,в кустах послышался шорох и хруст сухой ветки.Щелкнули затворы автоматов. -Свои!-послышалось из кустов.На тропку вышли двое десантников из группы прикрытия.-Живы,чертяки!-капитан обнял старшего лейтенанта,с перебинтованной рукой.Из его рассказа мы узнали,что когда мы спустились с высотки,боевики,как сумасшедшие,бросились вниз за нами,но наши товарищи накрыли их минометным и пулеметным огнем.И тогда,обозленные маджахеды бросились на высотку,где младший лейтенант-десантник,Васютин,с раздробленной ногой,сидя на ящике со снарядами,стрелял из пулемета,прикрывая своих,спускающихся вниз,по отвесной скале.И когда его окружили бородачи,с оскаленными зубами,и горящими злостью и ужасом глазами,выдернул чеку гранаты и кинул ее в ящик со снарядами.....Сняв каски и отстегнув магазины,направили вверх стволы автоматов,в дань почтения памяти своего товарища,беззвучно спустили курки....Начинало сереть,а ночью бессмысленно продвигаться дальше,риск слишком велик,можно угодить в засаду или подорваться на заминированной тропке.Пора бы позаботиться о ночлеге.На небольшом плато,было слышно блеяние баранов,а показавшийся в поле зрения человек махал руками,приглашая подойти поближе.Я отправил двух бойцов,чтоб узнать о намерениях местного жителя.Тот оказался пастухом,тем самым,которого мы освободили от грабящих бородачей.Он,на ломаном русском,рассказал что нас ищут боевики,и они уже были в их селе,но недавно ушли,и он приглашает нас переночевать у него,предоставив нам для ночлега сарайчик,рядом с овчарней.Мы приняли его предложение,ночевать,имея хоть какую то крышу над головой,намного лучше,чем под открытым небом,холодной осенней ночью.Мы,выставив двух часовых по обеим сторонам строения,расположились на охапках сена и мешках,сваленных в углу.Пастух принес нам корзинку с лепешками,два небольших круга,домашнего сыра и аллюминевый бидон с молоком.Мы поблагодарили хозяина за угощения и за предоставленный кров,и принялись к нехитрой трапезе. Капитан-десантник,Филимонов,достал свою заветную фляжку:-Ну что,лейтенант,давай выпьем,за то что наши прошли,обещал же!-и сделав глоток,передал ее мне.                -Да,наши уже дома:-сказал я и сделал хороший глоток,обжигающего глотку напитка:-За погибших товарищей,которые больше не выпьют с нами,почтим память! Я передал флажку дальше,старлею-десантнику,который отпив,послал ее по кругу.Каждый,вставая,мочил губы и к капитану она вернулась с одним глотком.                -Ничего,доберемся к своим,по человечьи помянем товарищей наших,а фляжку тебе подарю,разведка,правда пустую не дарят,в гарнизоне наполню и подпишу!-влив в себя последний глоток и оправив усы,капитан засунул фляжку во внутренний карман.....
.....В прохладной,осенней ночи,в небо вышла полная луна,на ночную охоту,освещая мертво-холодным светом горные вершины.Тишину ночи нарушал шелест падающей листвы и далекий волчий вой,черной кошкой скребущей в глубине души.Мерцающие звезды,будто играющие в прятки,наводили тоску и уныние.....Я проснулся и вышел из сарая,чтоб проверить караул,да и заодно справить нужду,бурлящую в животе,видимо от домашнего молока.Перекинувшись парой слов с часовыми,удалился по дальше в лощину,среди груды больших камней.Закончив,не очень приятное,но нужное мероприятие я вышел на тропку ведущую к селу.Вытащив из пачки сигарету и сжав ее губами стал хлопать себя по карманам в поисках спичек.Вдруг перед глазами,в воздухе,повис спичечный коробок и чиркнул огонек горящей спички.Жуть сковала мои ноги и холодный пот выступил на лбу,по спине пробежали тысячи кусающих мурашек.Чуть качнувшись вперед я прикурил от горящей спички и выпустил дым вперед себя.Мутно белый клубок сигаретного дыма,закрутило воронкой,обрамляя очертания серой массы,из глубины которой блеснули две красные точки,и передо мной предстало,улыбающееся лицо Романа.           -Тьфу,ты нечисть,Ромка,ни как не привыкну к вашим шуточкам!-выругался я,выпустив дым ему в лицо:-Когда вы меня в покое оставите?Хорошо что успел,в кусты сходить,а то еще не хватало....грешным делом....усраться!                -Не злись,Санек,я специально подождал,когда закончишь.Дело есть,давай присядь:дух взгромоздился на старое,поваленное ветром, дерево.Я присел на камень и глубоко затянувшись сигаретой,выпустил дым через нос,как не довольный дракон.:-Давай не томи,что там ждет нас впереди,опять жопа? -Ты научился улавливать ход моих мыслей,Сашка!-дух расплылся в улыбке:-И не просто жопа,а двойная.Путь к вашему гарнизону ведет через два ущелья,можно слева зайти,можно справа.Но среди бородатых тоже стратеги есть,так что в обеих засада.А вам,чтоб добраться к своим надо пилить в обход по хребту,сделав крюк более сорока километров. -Ну ты,Ромыч,порадовал меня,не сегодня,так завтра снег выпадет и куда это мы такие зеленые,красивые попремся по лысому хребту,ото всюду заметные:-занервничал я,представляя дальний переход и теребя в руках вторую сигарету:-И спички отдай,спички духам не игрушка,еще лес подпалишь! -Вот за что я тебя уважаю,Санек,что духом не падаешь,держи свой коробок,так слушай дальше и не перебивай:-дух пошуршав коробком кинул его мне в руку:-А прямо,только свиду отвесная скала,там средь камней есть тропка козья,малозаметная,как раз на вершину хребта выходит,а там километров десять и вы дома.Только сами не суйтесь,сроду вам не найти эту тропку,да и если начало ее найдете,до верха вам не дойти,местами она теряется среди камней и разветвляется на несколько,ведущих в тупик или в пропасть.Проводник вам нужен,пастух что вас приютил,Карен,он часто там бывает,там на верху травы много,бараний рай. -Складно говоришь,ты Ромка,а в честь чего он нас поведет,да не будет он рисковать,а за то что спасли его от бандитов,он расчетался уже давно,приютил,накормил:-я заерзал на камне,туша сигарету об землю.
-Есть для него вещь одна,помянешь меня добрым словом еще,лейтенант,:-дух протянул ко мне свою костлявую руку и передал мне кинжал,с горящим рубиновым глазом на рукоятке и в отделанных серебром ножнах:-Это кинжал его прадеда,еще в прошлом году,украденный бандитами.Сам знаешь,Санек,что в воровстве я ни разу замечен не был,грех это,не по мне,а вот сейчас не выдержал и конфисковал у их главаря,для свершения справедливости,возможно и получу взыскание от своих,но что не сделаешь по старой дружбе.Отдашь Карену,скажешь что это знак свыше,что прадеда его видел,Давида,и он просил помочь.Знаю,что ты врать не любишь,но придется,для вашего возвращения.А как на верху окажитесь,свяжитесь со своими по рации,и укажите координаты для артиллерии,пусть накроют их по полной! -Ну спасибо,Ромка,если все пройдет удачно,век не забуду,дома буду,в церкви панихиду тебе закажу,руку пожимать не буду,мурашки до сих пор по спине бегают и кусаются,сучки:-сказал я,вставая с камня. -Ну удачи,тебе командир!Мне тоже пора:-дух медленно приподнялся над землей и быстро растворился в воздухе,лишь два красных глаза еще долго мигали на фоне полной луны....Чуть начало светать,засобирались в дорогу,путь то не близкий.Вышел хозяин с сынишкой прощаться,котомку с какой то едой нам в дорогу собрали.Бойцы искренне благодарили хозяина и хлопали его по плечу.Я отозвал его в сторону и хотел начать разговор из далека,но что то дернуло меня за язык и зайдя за сарай,я показал ему кинжал,данный мне духом гор.В глазах пастуха,одновременно загорелась радость,удивление и ужас,он упал на колени и протянул ко мне руки.Я присел на корточки и вложил в его руки этот кинжал и положив руку на плечо рассказал ему то что поведал дух,а от себя добавил:-Если не хочешь помочь,заставлять и умолять не буду,но мне надо бойцов моих живыми вывести к своим.Проведя пальцами по его кинжалу,крепко сжатому в его руке,я встал и пошел к своим.Через несколько секунд он вскочил на ноги и прокричал:-Камандыр,я отвэду вас!Падажды,нада взят...в дорогу! Карен,пулей метнулся в ближайшую саклю,из которой послышался плачь ребенка и причитания женщины.Через пятнадцать минут он вышел с вещмешком,со старинным ружьем на плече и с кинжалом предков за поясом и по доброму светящимися глазами.....
.....Да,тропка оказалась не простая,Карен с трудом пытался объяснить,как ступать по острым камням,но у нас не очень то получалось,рвали сапоги и берцы от неправильных шагов и роняли вниз камни,которые,увлекая за собой множество других камней,с шумом летели вниз.Пастух прикладывал палец к губам и говорил:-Тшшии!....потом тихо ругался на своем языке....После двухчасового восхождения мы поднялись на заветный "овечий рай" и упали навзничь,на покрытую инеем,пожухлую,но еще зеленую траву,пытаясь отдышаться.Кто то снял обувь,чтоб обработать стертые в кровь ноги,кто то закурил сигаретку,из последних запасов и пустил ее по кругу.Я,отхлебнув воды из фляжки,подсел рядом с пастухом:-Дай еще раз посмотреть и кивнул на кинжал.Он,с неохотой,вытащил кинжал из ножен и бережно передал его мне.Я покрутил его в руках,глядя на переливающийся на солнце рубин на рукоятке и блеск хорошей стали,и положив его плашмя на ладонь поцеловал острое лезвие.Отдав его Карену,я сказал:-Спасибо брат,ты нам очень помог,пока не чем тебя отблагодарить,момент представится в долгу не останусь,иди домой к жене и детям и пусть удача сопутствует вам всем! Пастух прослезился и обнял меня:                -Нэт,брат,ты мнэ ничэго нэ должен,а вот когда вы пройдете...во...от до того камня,я уйду! Я и капитан Филимонов осмотрели в бинокль низины.Боевики выдали себя дымящимися кострами,еще бы,ночи то холодные.Разложив карту,быстро рассчитали координаты и сержант Галиулин радировал нашим.На другом конце обрадовались,что мы живы и сообщили,что машина с ранеными прибыла без эксцессов и чтоб мы были готовы,что через пятнадцать минут сработают наши батареи,вернее то что от них осталось.Мы заняли позиции,хотя на голом,открытом плато это очень сложно.Глядя вниз,в окуляр прицела я увидел мирно завтракающих боевиков,а боковым зрением вспышки со стороны нашего гарнизона....Снаряды точно ложились в указанные цели,оба ущелья полыхали и чадили гарью.Мы,поняв свое преимущество,встали и пошли вперед к ближайшей гряде камней.Неожиданно оттуда сработал пулемет и двое наших бойцов,шедших впереди упали навзничь.Это было неожиданно,но мы быстро рассредоточились и приняли бой.Сержант Синцов и рядовой-десантник поставили миномет на позицию и выложив три последние мины начали бой.Первая мина прошла сверху,отколов макушку скалы и разбросав ее мелкие частицы по периметру скальной гряды.Вторая мина прошла ниже,но немного дальше цели,но пулемет замолчал.Капитан Филимонов,выстрелив из подствольника и откинув приклад,нацепив штык-нож,скомандовал:-Десантура вперед! Десантники,последовав его примеру,с криком "Ура!"побежали вперед.Я заметил,что слева поднимается небольшая группа боевиков,неся на себе миномет и несколько гранатометчиков.Одного из них я уложил из своей винтовки и он падая,выстрелил себе под ноги,унеся с собой еще двух боевиков.Подняв свою группу мы бросились им на перерез.Карен,присев за небольшим камнем,стрелял из своего "раритета" и вполне успешно,но слишком долго перезаряжал и получил пулю в грудь.Десантники,обойдя гряду камней и уничтожив противника,возвращались к нам.Левый фланг тоже был чист,одни боевики были мертвы,а другие убежали вниз,в дымящее и горящее ущелье.-Ну что,лейтенант,вперед,осталось то совсем ничего:-подзадорил капитан,вытирая кровь с рассеченного осколком или камнем лба.Сообразив из плащ палаток носилки,погрузили на них двух погибших десантников и тяжело раненного пастуха,пошли вперед к своей цели.....
....На встречу нам вышли бойцы из батальонной разведки,перехватив у нас носилки с погибшими солдатами и обменявшись короткими приветствиями,повели нас в сторону гарнизона...последнего гарнизона,который остался после вывода войск,в наше пристанище,надеюсь временное...                ...Вот и наша цель,согласно приказа,мы у своих,в нашем временном доме,что может быть лучше.Первым делом относим раненных в полевую санчасть.Пастух,Карен,что то пытается сказать.Я,слегка прикрыв его рот рукой и погладив волосы другой,сказал:-Не бзди,брат,все будет хорошо,подлечишься тут не много и домой!Мне твой прадед,Давид,сказал что на свадьбе своего сына гулять будешь и меня,как вы называете,федоина,пригласишь,погуляем!-соврал я.Он улыбнулся и сказал:-Канэшна,брат!....Я вышел из палатки и пошел знакомиться с новым для меня местом проведения дальнейшей службы.Из бронетехники полка остались две "сау-шки",два "бтр-а"и одна "прп".Одна "бм-21" была полностью разбита и техники полка,вместе с местными умельцами,смогли снять с нее шесть рабочих стволов из сорока и закрепить их на кузове "камаза" самосвала,взятого из заброшенного карьера.Оружие получилось малоствольное,но очень скорострельное и эффективное.Боевики,завидя,приближающийся "камаз" бежали куда глаза глядят.Мы его ласково называли "татарин-шестиград".Вторая "бм-ка" была не на ходу,требовался ремонт двигателя.И вот с этим хозяйством нам придется немного повоевать,пока там,в тепле,крикливые дядьки в мундирах и в галстуках,решают нашу судьбу.......Ночь прошла и солнце,не спеша выходило из за горы,кидая тусклые блики на белые облака,нависшие над высоткой.С неба летели крупные хлопья снега,слегка кружа и налипали на лапы сосен и после,беззвучно падали на землю,рассыпаясь небольшими островками,покрывая пожухлую траву.В небе летел клин,улетающих на юг птиц.Они,махая крылами и гогоча,прощались со своим,недавним пристанищем.А мы выскочив из палаток,хватали первый снег руками и кидали в друг друга,запихивали за пазуху и резвились как дети....Нам тоже хочется домой....но мы ни куда не летим.....мы пока остаемся здесь......


Рецензии