Еще раз о Байкале
Он у нас и получился, потому, что компания подобралась что надо. Разбили мы свой палаточный лагерь на берегу Баргузинского залива (340 км от Улан-Удэ). Столы, скамейки, таганы и туалет были сооружены работниками национального парка. Лагерь обустроить не создавало большого труда. Чудная природа. По всему берегу кедры. Из-за того, что здесь частенько дуют сильные ветра они разлапистые и низкие, так что шишки можно срывать не залазя на деревья, но работники парка предупредили нас, чтобы мы не наносили никакого вреда природе, и мы «старались» этого не делать. Песчаный пляж протянулся на 20 км, а может быть и больше. Ягода шикша, голубица, клюква – под ногами. Если поедете не забудьте взять с собой совок для сбора ягоды и мазь от москитов, и тогда ваш стол будет украшать ягода.
Свежую рыбу каждое утро приносят рыбаки, предлагают совсем недорого. Вы можете купить не сорожку, а сорогу по килограмму каждая, окуня и щуку, омуль и Байкальского красавца сига. Женщины наши оказались искусными кулинарами и баловали нас пирогами с рыбой, пирожками с капустой и жульеном с грибами. Перечислять всех блюд я не стану, но питались мы не хуже, чем в хорошем ресторане.
Выпали солнечные деньки. Вода в заливе прогрелась и наши детки из воды не хотели выходить. Справа и слева от нас в одинаковых условиях тоже жили люди. Когда я с ними знакомился, то они оказывались откуда угодно, но только не с Бурятии. Мне как-то становилось неловко за нашего брата. Такая красота, а наших никого нет. Километрах в трех от нашего лагеря возвышалась и манила к себе гряда гор, вершины которых были покрыты снегом, хотя был на дворе уже июль месяц. Подошел Антон, студент из Москвы:
- Вот бы туда взобраться?
-Да нет проблем!
Потом, когда взбирался с Антоном на эту вершину, на каждом привале я жалел, что сказал эти слова. Вечером нашли тропу, идущую вверх, а рано утром, захватив с собой бутерброды и пару бутылок с водой, мы начали свое восхождение. Оказывается, ни одни мы дураки (ни зачем, и в гору). В начале, пока наши силы были свежие, мы обгоняли группы молодых и пожилых людей. Чем выше, привалы становились все чаще и чаще. Обходили заросли кедрового стланика, в котором посвистывали бурундучки, россыпи мелкого камня. Вода кончилась, до вершины – рукой подать, а сил уже никаких. Охладив лицо снегом – последний рывок и мы на вершине. Отдых. В глазах все плывет. Борьба за взятие вершины продолжалась пять часов. Я встрепенулся после слов: «Здравствуйте, Геннадий Парфенович!» Передо мной стояла белокурая девчушка Настя из Шалут, когда-то училась у меня «Военному делу» в школе, а теперь же преподаватель БГУ.
-Ну надо же, и здесь меня все знают, - вырвалось у меня, а сам был безумно рад такой встрече. Да где? На самой вершине, 1870 метров над уровнем моря!
Климат и природа здесь здорово отличались, чем там внизу. Первый раз в жизни потрогал облака руками. Было сыро и камни покрыты лишайником. Карликовые березки не выше 50 см, голубишник – в 3 см с одной ягодкой на вершине. По земле стелется багульник с крупными листьями, мох-ягель. Растительность тундры. Как будто бы попал в другой мир. Другая земля – земля Санникова. Перед нами расстилалось громадное плоскогорье. Небольшое озерцо, водой из которого невозможно напиться. Такая уж она вкусная! Дышится легко, но кружится голова. Мы не переставали восхищаться творениями природы, сожалея о том, что оставили фотоаппараты там внизу, забыв, что время движется.
Поклонившись бурятскому Богу Будде (оказывается, он здесь живет), попросив у него прощение за беспокойство, и чтобы он немного помогал нам в нашей нелегкой жизни, мы поспешили вниз. Правда, встретили еще двух парней с рацией из службы МЧС. Подарил им пачку сигарет, так как после такого восхождения в очередной раз решил бросить курить. Оказывается, можно заказать сюда вертолет из Иркутска, но каждый час его полета обойдется нам в 60 тыс. рублей. Посчитали, что для нас дороговато, да и ноги подумали, что лучше не ломать, и аккуратно стали спускаться вниз. Когда мы достигли подножия мыса «Святой Нос», на одной из моих ног от кроссовка остались одни лишь лохмотья. Если захочешь совершить наш подвиг, то посмотрите на ногах чьего производства обувь. Смеркалось. В нашем лагере беспокоились за нас.
- Ура! Есть! Мы сделали это! – как малые ребята радовались мы, прыгая по песку.
А на утро бросили свой лагерь на попеченье соседей и поехали на мыс «Монахово». Там наняли яхту (500 рублей за человека) и весь день по Байкалу. Посетили «Змеевый мыс», змей там нет, одни ужи. Из под земли бьет термальный источник. Приняли горячие ванны, посетили деревню Карбулик, где проживают около ста жителей вместе с детьми. Занимаются только одной рыбалкой. Линии электропередачи до сих пор нет, хотя пройден путь-то всего в 40 км. Около берега большими стаями мелкая рыба, тут же плавает ондатра. Поразило нас то, как глотает рыбу чайка. Полкилограммового хариуса – свободно в один раз, не расклевывая. Вот откуда и пошло выражение «Глотаешь, как чайка».
Прожили-то мы в палатках всего одну недельку. Соорудили из полиэтилена на берегу свою баньку и коптилку для рыбы. Покидать обжитое нами место совсем не хотелось, но у москвичей были куплены билеты на обратную дорогу. Сергей, бизнесмен из Москвы, бросив мелочь в залив, сказал, что какой там черт, Таиланд может сравниться с Байкалом, на следующее лето обязательно вернусь сюда! И мы поддержали его: «Вернемся! Вернемся! Лишь бы погода опять была бы такой же хорошей!»
Свидетельство о публикации №215120200288