Сенокосная пора

Сенокосная пора

В воздухе стоит предрассветная росная прохлада. Я ещё нахожусь в том состоянии, когда граница между сном и явью почти неощутима. Мысли сонно набегают одна за другой и незаметно ускользают. В лесу слышится мерное звучание ботала на шее пасущихся лошадей.  Почему колокольчик называют ботало? От того что он болтается или оттого что много болтает? Машинально натягиваю на голову одеяло: опять эта назойливая муха! И почему этим мухам не спится по утрам!
-Тпру…. Приехали…,- слышу я папин голос.

Что-то сегодня должно случиться важное…. Что-то….  И тут же захлёстывает радостная волна: сегодня первый день выезда на покос!
-Сони, вставайте!- расталкиваю я Аллу и Колю.- Проспите покос!
 
Папа уже привязал обмотанные тряпкой  косы к телеге. Пересчитываю глазами: пять! Значит, родители и в самом деле разрешат нам сегодня косить. Вот бы мне досталась бабушкина коса, говорят она самая лёгкая. Я представляю, как мы идём друг за другом по покосной лужайке, и за нами ровными рядами ложится скошенная трава. Скорее бы!

После завтрака усаживаемся на телегу.
-Держитесь!- предупреждает папа. Он слегка  сдерживает быстрый бег коня при спуске с горки. А нам весело и чуточку страшно. Незаметно проезжаем мимо плотины, кузницы, подтоварника  и сворачиваем на парфёновскую дорогу.

Как же мне нравится всматриваться в колосящееся поле с васильковыми узорами. Я прищуриваю глаза и вижу вдали причудливые очертания колков: пиратские корабли, сказочные замки, страшные чудовища.
 
Вдали показались кудрявые заросли ивы на   покосе Яковлевых. Если его пересечь, то окажешься на большой поляне с душистой клубникой. Там косит сено Ореховский Митрофан. Дальше по дороге будет покос Абакановских, затем мостик и деревня Парфёновка.

Телега сворачивает налево - это  наши сенокосные владения.  Среди стройных берёз видны полянки и косогоры, покрытые густым ковром разнотравья.

Почти из-под колёс, с большим шумом и громким хлопаньем крыльев, взлетает птица. Мы не успеваем опомниться, как она снова опускается и только её коричневая спинка с серыми и чёрными полосками мелькает в густой траве.  Вот это да! Не договариваясь, мы спрыгиваем с телеги.

-Вы куда? Траву мять?- строго окликает нас мама.
- Мы только на птицу посмотрим…,- просит Коля.
- А ну-ка  обратно забирайтесь!- приказывает папа. -  Это тетёрка.   Зря будете за ней бегать, всё равно она уведёт вас от гнезда с птенцами.

Мы внимательно выслушиваем его предупреждение и молча переглядываемся.  Поверить в то, что нас сможет перехитрить какая-то птица – никогда!

***
Вот и наше место под большой берёзой. Папа распрягает коня и уводит его пастись к дальним кустам. Мы выгружаем вещи, а мама аккуратно снимает косы с телеги.
- Смотрите, будьте осторожны.
- Да знаем, первый раз, что ли, на покосе,- уверяем мы её.

Мама показывает, как правильно держать косу, как делать шаг, как обкашивать муравейники и кочки.
- Сегодня будете косить каждый на своём месте, чтоб ноги друг другу не порезали,- говорит подошедший папа.

Нас расставляют на косогорах, там, где трава не очень густая.
Чего здесь сложного? Я смело беру косу и делаю первый взмах. Дзинь! Носок косы врезается в небольшой земляной бугорок. Я пытаюсь её вытащить, но не тут-то было.
-Как же, знаете вы всё,- качает мама головой.- Давай-ка вместе попробуем.

У меня начинает дрожать подбородок, надуваются губы, и я обречённо шепчу:
- Ничего у меня не получится….
-Получится! - мама берёт косу из моих рук.- Валя тоже так говорила, а потом бригадир на дальний покос её в первую очередь приглашал.

Я недоверчиво перевожу взгляд с мамы на папу.  Неужели моя старшая сестра,  живущая в большом городе, умеет косить?
-Не веришь? Она хоть и невысокая ростом, а как заведёт косу на все сто восемьдесят градусов -  ни один мужик не угонится! – с нескрываемой гордостью отвечает на мой немой вопрос папа.

Мама становится за моей спиной, кладёт свои руки поверх моих, плавно заводит их назад-вверх и уверенно ведёт косу по траве.  Раз, два…. Получается!
-Вот такой чистый и ровный прокос должен оставаться,- учит она.
-Спасибо, теперь сама!- перевожу я дыхание.

-Мам, иди сюда,- слышу через минуту  растерянный голос Коли.
Поворачиваюсь в его сторону…. Боже мой! Как же он умудрился вогнать косу в трухлявый пенёк!

Мама спешит к нему на помощь, а я со знанием дела начинаю косить.
-Галя, не торопись, видишь, трава на прокосе стоит! – останавливает меня папа.

Я растерянно смотрю на свою работу.  Как же так? Я всё делаю правильно!
- Дай-ка косу,- предлагает он.
-Подожди, Василь, ты косишь как у себя на болотах в Карелии, а надо пяточку к земле прижимать,- и мама начинает ещё раз объяснять.
-Ну вот, век живу, век учусь, а переучиться не могу,- со смехом разводит руками папа.

После первых нерешительных взмахов косой, я начинаю чувствовать уверенность. Как же приятно ощущать себя настоящим косарем, как мама и папа, как мои деды и прадеды.  В знойной тишине сливается воедино пение косы, стрекотание кузнечиков и  шелест пролетающих шмелей.  Чувство гордости распирает мою грудь. Запах свежескошенной травы кружит голову и невозможно молчать, хочется петь. И я пою.

Эйфория продолжается недолго. Вскоре коса становится тяжёлой, хочется пить, на ладонях выскакивают и лопаются мозольные пузырьки. Смотрю с надеждой на солнышко, может пора обедать? Но оно, выглядывая из-за облаков, весело дразнит меня: «Коси, лентяйка, коси!».

Я оглядываюсь. Недалеко от меня, там, где высокая густая трава, косят родители. Их ритмичные лёгкие движения приковывают к себе взгляд и вызывают чувство восторга. Кажется, будто идёт шаловливая игра между человеком, травой и косами. И самое удивительное - награда для них единая: ровные зелёные змейки прокосов, которые мягко огибают пеньки и муравейники.

Справа по травяной ниве уверенно идёт Алла.  Время от времени она вытирает платком с лица пот. Я ревниво окидываю взглядом её участок – не придерёшься.  «Конечно, и коса бабушкина, и трава невысокая, и старше нас…»,- пытаюсь успокоить себя я.  Вот она наклоняется и кладёт в рот красную гроздь костяники.  Я ощущаю кисло-сладкий вкус ягод у себя во рту и тихо смеюсь.  Ну, кто же мне мешает наклониться и взять ягодки   в скошенной траве! Одна кисточка, вторая….

-Эй, девчонки, мёда хотите?- кричит Коля.
Нас не нужно просить во второй раз. Мы укладываем косы и мчимся к брату. Возле старой колоды кружит рой диких пчёл, а Коля, отмахиваясь кепкой, пытается достать маленькие чёрные соты с мёдом. Вот он с воплем отскакивает в сторону:
- А-а-а! Кусаются!
-Бежим!- на ходу даёт команду Алла.

Перегоняя друг друга, отмахиваясь от невидимых пчёл, мы с криками летим к телеге.
-Что случилось?- почти бегут к нам родители.
-Да пчёлы на нас налетели …,- нестройно тянем мы.
-Как же, вы мирно  косили, а пчёлы вот так за вами и погнались,- с усмешкой прищуривает папа правый глаз.

- А ну-ка, покажи, что там у тебя,- отрывает мама руку Коли от уха.
Мы ахаем! Вот это фокус: маленькое ухо  брата превращается то ли в гриб, то ли в калач.
- Ладно, что одна пчела ужалила, а если бы все налетели?- ворчит мама, прикладывая листья мать-и-мачехи к месту укуса.

Коля молча хмурит брови и искоса поглядывает на нас. Нам его очень жаль, но губы растягиваются в улыбке, когда мы переводим взгляд на пчелиное творение.
- Наверно, мать, наши работнички проголодались, не пора ли обедать?- наконец предлагает папа.
Мы радостно выдыхаем. Точно! Как хочется кушать!

На чистое полотенце мама выкладывает хлеб, яйца, картошку, сало, малосольные огурчики, достаёт молоко в бутылках.
Мы усаживаемся в тесный кружок, и, стряхивая с одежды муравьёв, наслаждаемся вкуснейшей на свете едой.

После трапезы папа располагается в тенёчке под берёзой, и, прикрыв лицо кепкой,  торжественно объявляет:
-Пять минут перекур!
-Сидите тут, мёдоискатели,- наказывает нам мама и идёт в сторону злосчастной колоды.

Через несколько минут мы держим в руках маленькие соты. Капельки неимоверно душистого мёда тают во рту, оставляя на всю жизнь запах летнего покосного дня.

***
После обеда погода начинает портиться.
- Бегите-ка домой, пока дождь не начался, а мы ещё немного покосим,- говорит папа, забирая у нас косы.

Мы особо и не возражаем.  Как бы не был прекрасен труд косаря, а усталость даёт о себе знать. Идти пешком, конечно, не хочется, но и оставаться на съедение мошкаре - не лучший вариант. К тому же, по дороге домой у нас есть важные дела: нарвать ползущие стебли костяники для мытья волос, заглянуть на пригорок с клубникой,  найти гнездо тетёрки, которую вспугнули утром. 

Сначала мы идём молча, наслаждаясь заслуженной свободой.  Каждый из нас, вероятно, считает себя лучшим косарем, но вслух  об этом говорить остерегается: ведь и промахов было немало. Наконец молчать всем надоело.

-Смотрите,  какая  мозоль у меня! - хвастается Коля.
-Подумаешь, одна! У меня на обеих ладонях,-  протягивает Алла к нам руки.
- Нашли чем хвастаться!- чувство первенства охватывает меня.-  Смотрите! -  морщась, я разжимаю ладонь.
  -Вот это да! Кровавая …,- брат и сестра в шоке. - Маме, почему не показала?
 - Что же я из-за пустяка буду её от работы отрывать?- отмахиваюсь я.
- Может ты и права. Давай,  лист подорожника приложим!- предлагает Алла.

Вскоре все наши мозоли и ухо-гриб брата залеплены целебной травой. В белые платки уложены плотными моточками плетни костяники, и мы направляемся к пригорку с клубникой.
- Тише! Кажется, птица вон там пробежала…,- замирает Коля на месте.
- Точно, вот следы от телеги…. Здесь мы её утром вспугнули!- шепчет Алла.

Мы крадёмся к месту, где должно быть гнездо, крадёмся так тихо, что даже не слышим друг друга. И вдруг совсем рядом слышится испуганное быстрое кудахтанье «Ко-ко-ко!». Мы оборачиваемся на звук и видим, как пригибаясь к земле, от нас удаляется птица с серо-бурым окрасом туловища,   очень похожая на пёструю курочку.
-Ага! Попалась! - радостно кричит Коля и бросается за ней.
- Да остановись ты!- Алла повышает голос.- Гнездо с птенцами должно быть где-то здесь!

Мы исследуем каждую подозрительную кочку, каждый кустик – гнезда нет.
-Давайте замрём, она подумает, что мы ушли и вернётся к птенчикам,- как опытный охотник предлагает Коля.
Мы присаживаемся возле небольшой сосенки и ждём. Время идёт долго, затекают ноги, начинает ныть спина. И тут я вижу, как по моей кофте ползёт слепень.
-Слепень! Уберите слепня!- громко вскрикиваю я.

И тут же за нашими спинами слышится  шум крыльев и тревожное квохтанье «Ко-ко-ко!». 
Возмущённые поведением неуловимой птицы мы подскакиваем и несёмся в её сторону. Тишина.
- Где-то здесь затаилась…,- тяжело дышит Алла.
- Давайте её окружим,- предлагает вспотевший Коля.

Мы расходимся в разные стороны и зорко следим, не шелохнётся ли где трава.   Бесполезно! Торжествующе-дразнящее «Ко-ко-ко!» уже слышится где-то у дороги.

- Да ну её! Разве мы курицу не видели? - говорит Коля.
-Сто лет она нам нужна,- обмахивая потное лицо мышиным горошком, поддакиваю я.
- Вот только жаль - птенцов не посмотрели,- тоскливо вздыхает брат.
- Ну и ладно, может, птенцы ещё не вывелись или вовсе разбежались. И  вообще, близко к гнёздам подходить нельзя, слышали об этом?- с умным видом говорит Алла.

Коля осторожно трёт и без того красное ухо и делая шаг назад передразнивает:
-А вы слышали об этом?
Алла на ходу подбирает берёзовый прутик, и мы  с криками несёмся за братом по не кошеной траве.
-Ау! - кричит издалека Коля.- Торопитесь! Сейчас дождище польёт!

И в самом деле, на нас опускается сумрак, трава низко склоняется под порывами ветра, а над головами нависает тёмно-синее море туч.
 Забыв об усталости, мы снова срываемся с места, надеясь быстро добежать до дома.

Но туча оказывается проворнее нас. Возле покоса Яковлевых раздаётся такой грохот, что мы, закрыв голову руками, приседаем.  От вырвавшейся из темницы молнии становится необычно светло.  Не помня себя от страха,  мы бросаемся в заросли ивняка. Крупные капли дождя поднимают пыльные фонтанчики на дороге и вскоре сменяются ливнем.

- Какой гром, даже земля задрожала…,- испуганно бормочу  я.
- Боженька на колеснице едет,- то ли в шутку, то ли всерьёз говорит Алла.
- Ага, заливай больше! Это в детстве ты нас пугала сказками,- ворчит Коля.
-Как же, сказки! Слышал, в поле корову молнией убило?- не унимается она. 

- Под деревьями мне никакая гроза не страшна,- бравирует брат.
-Эх, ты! В школе лучше учиться надо! Молния - это  электрический разряд, и под деревьями стоять опасно!- стараясь перекричать шум ливня, кричит Алла.
- А сама, почему здесь прячешься?
- Потому и прячусь, что сегодня гроза…  безвредная…,- замешкалась сестра.

Понемногу дождь утихает, и мы, мокрые и продрогшие,  выползаем из укрытия. 
- Давайте скорее, а то родители скоро возвращаться будут,- торопит Алла.
- А как мы объясним, почему задержались? - переживаю я.
- Мы не виноваты, что тетёрка неуловимой оказалась!- прикладывая мокрый лист к уху, оправдывается Коля.
- Что ты, про это молчок! - предупреждает Алла.
 - Дождь во всём виноват,- высказываю я своё мнение.
- Точно,- единогласно подтверждают брат с сестрой.

Идти по размытой дороге с бесчисленным множеством луж доставляет нам великое удовольствие. Мы снимаем сандалии и, размахивая ими, шлёпаем по чёрному  мягкому месиву. Тёплая грязь приятно щекочет, проскальзывая между пальцами ног, и незаметно обувает нас в свои чёрные сапожки. Каждую встречную лужу мы не оставляем без внимания: разбег, скольжение и брызги во все стороны! Хорошо!

Неожиданно Алла останавливается, внимательно оглядывает нас с Колей, и упавшим голосом произносит:
- А где наши платки с костяникой?

Мы молча топчемся на месте. Попробуй, вспомни тут, куда подевались эти платки! И кого нам винить в пропаже: тетёрку, гром, яковлевский колок, себя?

После недолгих раздумий, мы  принимаем решение повернуть назад. Весёлое настроение бесследно исчезает.
С тоской поглядывая на алеющий закат солнца, мы понуро бредём обратно по скользкой дороге и мутным лужам. 

Но вот в предвечерней тишине раздаётся скрип колёс и на дороге показываются родители.
-Вот влипли!- присвистывает от неожиданности Коля.
Мы стоим на обочине дороги босые, в ещё не просохшей одежде, с чувством раскаяния на чумазых лицах.

В глазах у мамы скрытая тревога сменяется маской строгости, а  папа, остановив коня, улыбается уголком рта:
    - Что помощники, заблудились?  Или в ночную смену идёте косить?
- Не…. Не заблудились. Платки где-то оставили…,- мямлим мы.
- А не эти ли? Нашли там, где утром тетёрку вспугнули,- показывает мама нашу потерю.

Мы нерешительно топчемся на месте, пытаясь понять настроение родителей.  По их глазам понимаем: очередного испытания сегодня не будет.
 - Эти!- выдыхаем мы.
- Ну что ж, запрыгивайте скорее, так и быть, подвезём!- командует папа.
 
Мама расправляет на влажном сене чистый самотканый половичок,  и мы быстро усаживаемся. Усталость разливается по нашим телам, но мы не обращаем на это внимание.  Скоро будем дома! Как хорошо, что правда раскрылась сама собой и нам ничего не нужно скрывать от родителей.

-Ну,- так что у вас приключилось?- поворачивается к нам мама.
-Да это неуловимая тетёрка…,- и мы наперебой начинаем рассказывать о послеобеденных событиях.

Дома нас ждёт бабушка. Она удивлённо осматривает нас с головы до ног, потом переводит взгляд на родителей:
- Что же вы детей до позднего вечера на покосе держали?
- Какие же это дети? Видела бы ты, как они работали! Настоящие косари! -  в голосе мамы слышится гордость.
- Хорошие помощники выросли! - поддерживает её папа.

Лучшей похвалы нам и не надо! Счастливые мы отправляемся спать. Сенокосная пора только начинается….
               
                Июль 2015г


 


Рецензии