За что мы любим улицу Чайковского?

Есть один старинный философский вопрос, над которым уже много веков напряженно бьются лучшие умы человечества: «Что должно быть приоритетнее – конкретная частная выгода или абстрактное общее благо?» Ответ не так-то прост, как могло бы показаться с первого взгляда. Постараемся докопаться до сути, но сначала – маленький анекдот, наполовину разъясняющий двойственный смысл заголовка этого фельетона.

У армянского радио спросили: «А правда ли, что знаменитый композитор Чайковский был, как бы это помягче выразиться, голубоватым человеком?» Армянское радио ответило: «Возможно, что и правда, но мы любим Чайковского не только за это».

А теперь – уже вовсе не анекдотическая, а совершенно серьезная информация к размышлению, содержащая в себе обоснование второй части смыслового подтекста. По сообщению одного из информационных сайтов, аккурат с нынешнего дня, то есть ровно с начала второго полугодия, сроком на целых две недели, до 15-го июля, будет частично перекрыто движение автотранспорта в Челябинске по улице Чайковского. Может быть, читатели предположат, что такие крупные и продолжительные неудобства автомобилистам вынужденно создаются в силу какой-нибудь важной общественной необходимости – реконструкции самой дороги, прокладки новой теплотрассы или замены изношенных труб, снабжающих водой окрестные многоэтажки? Как бы не так! Всё до удивления просто и ясно. Если верить сайту: «Несколько полос закроют в связи со строительством входной группы в торгово-офисное здание и спортивно-развлекательный комплекс по проспекту Победы в Курчатовском районе».

Над этими словами стоило бы крепко призадуматься. Хорошенькое получается развлечение! Как говорится, без всяких лишних комплексов, а исключительно из спортивного и торгового интереса. Ведь что же это делается? В угоду чьим-то сугубо частным коммерческим планам, никак не связанным с коммунально-бытовыми проблемами жителей микрорайона, на полмесяца гарантируется автопробка буквально на ровном месте. «Несколько полос!» Легко себе представить, какой масштаб приобретут заторы из газующих на жаре машин, тщетно пытающихся протиснуться чуть ли не по одной-единственной узенькой полосочке, милостиво оставленной строителями «входной группы». Пока будут воздвигаться эти входы, автолюбителям не будет другого выхода, кроме как искать пути кружных объездов неожиданного и непрошеного заградительного барьера на привычной дороге. Ну ладно еще случайные проезжие, но за какие же грехи жителям ближайших к стройке домов такая морока и мука вместо музыки хотя бы того же самого Чайковского? Согласие местного населения кто-нибудь спрашивал? Риторический вопрос, иронический ответ...

Конечно, спору нет: строительная индустрия является мощным локомотивом экономики региона. Но, во-первых, этот локомотив все-таки не должен пересекать дорогу потоку личного автотранспорта горожан, а во-вторых, стройка стройке рознь. Вот, например, улицу Ворошилова тоже перекрыли на две недели, но ради чего? Ради строительства мощной тепломагистрали, которая будет согревать в холода сразу несколько микрорайонов. В случае же с улицей Чайковского ситуация принципиально другая: здесь строители озабочены отнюдь не общим благом, а частной выгодой – помпезным украшением «входными группами» офиса и комплекса, куда, может быть, местные жители вовсе и не собираются заглядывать, чтобы их там, неровен час, не нагрели. Ну так что же оказалось, в конечном счете, приоритетнее? Вот как легко, без раздумий и без зазрения совести, решился классический философский вопрос в наш новокапиталистический век!

Впрочем, и это бы еще только полбеды. Но почему такие длительные сроки? Отчего горожане должны будут на протяжении двух недель стоически переносить искусственные трудности, создаваемые им неторопливыми и нерасторопными строителями? Неужто нельзя управиться за неделю, если очень захотеть и постараться, а к тому же еще и чувствовать строгую социальную ответственность за темпы своей деятельности, неудобной для очень многих жителей района? Да, естественно, отгрохать входные группы – это немножко посложнее, чем сколотить сортир на огороде, но не сравнить же по трудоемкости с сооружением тепломагистрали! И зачем при украшательстве офисного подъезда перекрывать прилегающую улицу? Объяснение всех этих несуразностей напрашивается только одно: похоже, что сомнительный голубоватый ореол фамилии Чайковского бросает специфический отсвет на этот злополучный участок автодороги. Поневоле создается впечатление, что при подходе к планированию строительных работ возобладали исторические стереотипы ЛГБТ-сообщества – всё там делается через пятую точку. 
 
В сущности, именно точку тут бы и следовало поставить, но, по традиции, подведем неутешительные итоги несколькими рифмованными строфами.

За что же любим мы Чайковского?
За оперы или балеты?
Для человека не таковского,
Как большинство, престижно это.
Вот только чем гордиться улице,
Где сряду целых две недели
Нарочно на смех мокрой курице
Продлится стройка еле-еле?

Мир восхитят входными группами 
Строителей-трудяг бригады.
Но отговорками столь глупыми
Довольствоваться мы не рады:
Закрыть дорожное движение,
Чтобы пышнее сделать входы?
Да это ведь неуважение
Дельцов коммерции к народу!

Любые суперпланы личные
В культурных странах, как известно,
Второстепенней, чем публичные
Общественные интересы.
Но бизнес полон проходимцами,
И если всем им дать свободу,
Однажды с грустью убедимся мы –
Ведут в тупик такие «входы»...

29 июня 2014


Рецензии