Берегите автомобили! Но только иномарки

Патриотические приоритеты могут измеряться различными критериями. Одни страны вправе гордиться высоким качеством производимой продукции, другим же остается лишь утешаться большими объемами потребляемого импорта. России занимает на этой шкале промежуточное место – сырья их нее вывозится во множестве, но зато и поступают сюда в изобилии товары со всего света. Справедливо ли и равномерно ли они распределяются среди населения? Это уже другой вопрос, имеющий отношение не столько к патриотизму, сколько к социальной политике государства.

Посмотрим, как обстоит со всем этим дело, коснувшись лишь одного, но едва ли не ключевого показателя – автотранспорта, привольно разъезжающего по нашим беспредельным просторам и безобразным дорогам. Воистину, чего здесь только нет! От ретро-автомобилей довоенного производства до самых последних новинок ведущих мировых автосалонов. Есть и советское, и российское, и зарубежное – европейское, азиатское, американское. Кажется, только в Австралии нет пока своего собственного автопрома (по крайней мере, в экспортном варианте), а жаль: австралийские железные кенгуру могли бы лихо поскакать по колдобинам, ухабам и выбоинам местных автотрасс! Здесь бы они очень даже кстати пригодились.

В общем, гоняют у нас на всём подряд – и зачастую с весьма печальными последствиями. А вот угонять наши криминально-предприимчивые граждане, как утверждает беспристрастная гаишная статистика, предпочитают в первую очередь иномарки. Недавно был обнародован рейтинг двадцати самых угоняемых моделей авто, и среди них скромненько затесалась только одна-единственная отечественная модель – злополучная «Лада Приора». А лидируют-то, причем с большим отрывом, всякие «Мазды» да «БМВ», а впритык к заднему бамперу уже подбираются «Тойоты» и «Мицубиши», плюс еще «Форд Фокус» там нахально и шустро маневрирует, норовя сравняться с фаворитами столь специфического рейтинга.

Как-то не слишком патриотично получается! А где же наша хваленая ВАЗовская классика? Где «Волга»-матушка и «Ока»-игрушка? Отчего «Нива» не колосится? Да и экономичный «Москвич», в отличие от расточительной Москвы, давно уже приказал жить долго и счастливо, умерев в один совсем не прекрасный день.

Однако ведь кое-что из этих горе-чудес родимого автопрома еще упрямо колесит по шоссе и проселкам, упорно чадя густыми выхлопами и нещадно ревя то и дело глохнущими моторами. И немало же этого добра кругом! Почему же никто не норовит его угнать? Уж не потому ли, что от чрезмерного рывка оно грозит развалиться на части прямо под опрометчивым угонщиком? Вот и выходит, вопреки известной советской комедии «Берегись автомобиля», что новейшие Юрии Деточкины в поисках социальной справедливости, руководствуясь нормами здравого смысла, скорее остановят свой пытливый взор на космополитически-буржуазной иномарке, нежели на патриотически-мещанской «классике».   

Да уж, тольяттинские ВАЗы – это вам не орловские рысаки. Но и менеджеры по их производству сами, как видно, отнюдь не орлы, если за столько лет так и не сумели кардинально усовершенствовать свою продукцию. Правда, «Лада Приора» тоже вроде как вошла в перечень приманок для угонщиков, но уж наверняка только для самых отчаянных и бесшабашных любителей своеобразной «русской рулетки»: заведется или заглохнет? доедет до укромного гаража-отстойника или рассыплется по дороге? удастся ли перепродать ее целиком или рациональнее сдать в утиль частями по цене металлолома? О, эти вечные, проклятые русские вопросы! Какой Гамлет или Шумахер мог бы дать на них исчерпывающе точный, пусть даже и не очень патриотичный ответ?

Угонщики на всё горазды.
Автовладелец, не дремли!
Но угоняют чаще «Мазды»,
А не родные «Жигули».

Как это, граждане, обидно,
Что иномарка нам закон,
И в грустном рейтинге не видно
Давно усвоенных имен!

Ах, нет ни «Волги» там, ни «Нивы»,
Не говорю уж про «Москвич».
А ведь казалось, что счастливой
Судьбы без них нам не достичь.

И где со скромным логотипом
(Компактный, вроде рюкзака):
«Я вырасту и стану джипом!» –
Автомобиль мечты «Ока»?

Есть в списке лишь одна «Приора»,
Неравнодушно к ней жулье.
Но, может быть, что очень скоро
«Форд Фокус» вытеснит ее.

И с чем останемся, ребята?
Где наша русская краса?
Патриотизму плоховато
На все четыре колеса.

Итак, теперь предельно ясно:
Заезд не кончится добром.
Увы, наш автопром несчастный –
Совсем не то же, что Газпром!..

13 июля 2014


Рецензии