Шедевр-кадавр

Подарки – это дело хорошее, если, конечно, сами подарки хорошего качества. А то ведь, знаете ли, нередко дарение осуществляется по принципу: вот тебе, боже, чего мне негоже. Ну и самое главное – подарок должен быть проявлением бескорыстной щедрости, а не маскировкой корыстного расчета. Посмотрим теперь, как эти общие принципы реализовались в конкретном случае.

Точнее говоря, случаев этих (клинических случаев, как непременно уточнили бы психиатры) целых два – и, подобно медицинским диагнозам, они тоже имеют свое название: первый именуется «Венер», а второй – «Пролетарий». Многие горожане уже наверняка имели весьма специфическое удовольствие созерцать сии новоявленные (то бишь изваянные) шедевры арт-хауса, преподнесенные в дар Челябинску, якобы истосковавшемуся по современному авангардному искусству, нашими бывшими земляками, а ныне жителями благополучной Финляндии – двумя братьями-работниками (чуть было не окрестил их ошибочно по-пушкински «братьями-разбойниками») Рафаэлем и Камилем Сейфулиными.

Подарки произвели сильное и явно не однозначное впечатление! Да, прав был все-таки старина Вергилий, честно предупреждавший в своей «Энеиде»: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» И в самом деле, пресловутый Троянский конь, вдруг ни с того ни с сего, по-чиновничьи расточительно и по-барски щедро пожертвованный жителям Трои хитроумными греками, долго и безуспешно осаждавшими этот мегаполис древнего мира, сыграл шутку очень дурного тона с защитниками города – внутри коня-то, как оказалось, лукаво скрывались коварные захватчики...

Времена деревянных коней давно прошли, да эти гордые животные как-то вовсе и не к лицу нашей суровой и серой южноуральской столице. Здесь гораздо больше в чести покорные и смирные верблюды. Именно такое громоздкое существо габаритами три на четыре метра, сделанное всё теми же двумя работяще-неутомимыми братьями, причем не из бревен и досок, а из чугуна и стали, должно, по официальной информации городских властей, в будущем году украсить собою сквер на площади Революции. («Красота неописуемая!» – подумала собака, обходя, задрав лапу, вокруг баобаба.) Слава богу, что верблюд все-таки не настоящий, поэтому он не сможет плюнуть в сторону оголтело поющего всякую эстрадную попсу новенького фонтана. А жаль, ибо не мешало бы...

Впрочем, есть в этой ситуации и существенный минус: о халявном получении городом неуклюжей верблюжьей  скульптуры почему-то ничего не говорится. Похоже, что подарки уже закончились. Вероятно, на сей раз муниципальной казне придется порядком раскошелиться для приобретения очередного творения в стиле арт-хауса. Так что первые два презента – это и впрямь была презентация, то бишь всего лишь пробные ходы, которые, скорее всего, неплохо окупятся третьим одиозно-грандиозным творением. Значит, «горячие финские парни» не чужды хладнокровного коммерческого расчета? Вот уж поистине: чудо – от «Верблюда»!
   
Но вернемся к подарочным объектам. Как говорится, дареному коню в зубы не смотрят. Ну так ведь удивительный «Венер» вовсе и не из конской породы – он отдаленно напоминает нечто человекоподобное. Однако всё равно состояние его зубного ряда проверить никак не удастся – головы-то у фигуры нет: вместо черепной коробки – прикрученная гайка. Вот как круто обошелся со свой скульптурной моделью Рафаэль Сейфулин! Так сказать, креативная трансформация античного мраморного Бельведерского торса в индустриальную чугунную тушу, беспощадно освежеванную и наглядно препарированную умельцем-металлистом.

Смелость изобретения потрясает воображение! Финскоподданный гражданин скульптор превзошел в своей эстетической предприимчивости даже самого турекцоподданного гражданина комбинатора Остапа Бенедера – тоже, как известно, не чуравшегося художественных работ (вспомните, как сей ловкий субъект за сдельную плату взялся изобразить плакат «Сеятель»). Нет, куда уж там какому-то доморощенному российскому «Сеятелю» до совершенно гениального импортного «Венера», затмившего своим металлоломным безруким торсом жалкую Венеру Милосскую! Ничего подобного еще не было доселе видано «от финских складных скал до пламенной Колхиды», а ведь именно Колхида, сиречь Грузия, дала миру еще одного величайшего ваятеля всех времен и народов – Зураба Церетели. Но и его гигантомания просто меркнет, как сальная свечка перед солнцем полудня, рядом с менее масштабными, но зато гораздо более модернистскими произведениями живого классика уральско-финской школы монументальной скульптуры.

Да что там современники! Даже знаменитейшие творцы прошлых веков должны скромно уступить пальму первенства нашему даровитому (то есть раздающему даром свои творения родному городу) соотечественнику. На такой новаторски-экспериментальный подвиг, наверное, не отважился бы не только его тезка Рафаэль Санти, но и сам величайший из великих – Микеланджело Буонарроти. Слава Уралу и хвала Финляндии, совместными силами взрастивших восьмое чудо света в сфере скульптурных форм!

Но и девятое чудо света – вздымающий тяжелый молот, пустившись во все тяжкие, «Пролетарий» – пожалуй, мало в чём отстает от предыдущего чуда номер восемь. Как учили основоположники марксизма, рабочим нечего терять, кроме своих цепей. И в самом деле: не пропадать же такому добру? Находчивый Камиль Сейфулин, по его же собственному признанию, очень кстати подобрал на какой-то свалке выброшенную за ненадобностью старую и насквозь проржавевшую приводную цепь от трактора – и она вполне сгодилась ему на роль каторжной цепи, оковывавшей рабочий класс в проклятые капиталистические времена. Правда, тогдашние цепи, разумеется, не были и не могли быть тракторными, но это сущая мелочь – на то ведь и модернизация с инновацией, чтобы заменять устаревший антураж более актуальными атрибутами индустриального модерна. Как говорится: это хай-тек? Ну, нехай так...
 
Об одном только приходится горестно сожалеть: ну почему два столь выдающихся арт-объекта монументальной пропаганды размещены столь далеко друг от друга? Нет бы поставить их рядышком, чтобы молот «Пролетария» в экстатически-страстном порыве обрушивался прямехонько на то место, где у «Венера» должна была бы находиться голова. Тогда скульптурная группа превратилась бы в целостную, законченную композицию, своеобразный криминальный диптих, изображающий момент совершения преступления – нет, не перед эстетическим вкусом и здравым смыслом, а всего лишь перед Уголовным кодексом: убийца и жертва, палач и труп, киллер и кадвр. А установить эту «сладкую парочку» следовало бы отнюдь не по адресу: ул. Воровского, дом 2, около управления архитектуры, а на несколько километров подальше (кстати, продолжая движение по той же автомагистрали в направлении от центра города к ближайшей окраине), возле известного медицинского учреждения по адресу: ул. Кузнецова, дом 2, популярного в народе под кодовым обозначением «психушка». Вот где новоявленные творения смотрелись бы вполне органично, хорошо вписываясь в окружающий ландшафт и тонко соответствуя тамошней атмосфере.
               
В общем, вычурные объекты арт-хауса закономерно породили полнейший хаос в умах и душах челябинцев. Суровость многих из них была до слез растрогана. Некоторых так и тянуло не только тщательно обдумать скрытый смысл этих неповторимых даров искусства, но и как следует их обмыть. Спору нет: очень даже полезно иногда собраться тесной компанией, чтобы, в соответствии с исконными народными традициями, «на троих сообразить». Реакция вполне естественная, иначе и быть не может, ведь подлинное искусство всегда крепко спаивает массы. А наши на лицо ужасные, но добрые внутри простонародные массы эдак ненароком и впрямь могут спиться, ибо верно замечено малость отредактированным и удачно адаптированным к народным аппетитам мировым классиком: «Есть многое на свете, друг Горацио, чего без пузыря не разберешь».      

Да, мы живем в тисках промзоны,
И кто ответит, что важней:
Простые скверы и газоны
Или объекты арт-идей?

Теперь «Венер» и «Пролетарий»
Достались нам нежданно в дар.
Где на Земном стесненном шаре
Такой найдется экземпляр?

Знай наших! Их узнали финны,
А вот и нам узнать пришлось...
Чем перед жизнью мы повинны?
За что ирония и злость?

У нас и так металлолома
Без этих штук полным-полно.
Зато с арт-хаусом знакомы,
Нам на халяву всё дано. 

Пусть это вовсе не уродство,
А эстетический гротеск,
Но тьма нелепостей найдется,
И качество – отнюдь не блеск.

Недоумение в народе
И ропот вслух со всех сторон:
«Скульптурами на огороде
Как раз отпугивать ворон!»

В музей бы лучше поместили,
Подальше от профанских глаз,
Ведь монументы в странном стиле
Не слишком вдохновляют нас.

И торс уж слишком вызывающ –
Стриптиз нескромный для людей:
Что на виду у всех, товарищ,
Стоишь без красных труселей?

А эти тракторные цепи
На пролетарии? Атас!
Один другого тут нелепей,
Комизмом потешая нас.

Вот современное искусство –
Или подделка под него?
Дешевый китч – смешно и грустно:
И смех и грех, скорей всего.    

Зачем же власти городские
Решились на такой конфуз?
Лишь показали – не впервые! –
Отсутствующий напрочь вкус.
 
Но знать во всём пора бы меру,
Чтоб не дразнить напрасно мир.
Где место этому Венеру?
Ответ простой: убрать в сортир.

23 сентября 2014


Рецензии