Учеба и рост личности

Жизнь устроена так, что большинство молодых людей вступают во взрослую жизнь с совершенно различной степенью подготовленности к ней.
Кто-то получил достаточно серьезную подготовку в семье. Это наилучший вариант. А у кого-то, в силу тех или иных причин, такой возможности, в том числе и материальной, попросту не было. Таким образом, у людей с самого начала совершенно различный «стартовый капитал».
Во многих случаях, я умышленно воздерживаюсь от слова «в большинстве», различные стартовые возможности определяют и ход, или форму всей дальнейшей жизни.
Однако, это все-таки не фатальная неизбежность.
Есть множество примеров литературных героев Джека Лондона, Бальзака, Золя и других, которые показывают примеры того, как человек «сам себя делает».
Гораздо больше подобных примеров можно найти в реальной жизни, в том числе и на моем собственном жизненном опыте.
Мне кажется, что для этого нужно, как минимум, два условия:
1. Человек должен уметь всегда реально оценивать себя и четко понимать, чего ему хочется достигнуть.
2. Человек должен хотеть и уметь учиться всему, везде и всегда.
Конечно, жизнь в этом случае во многом уподабливается постоянному взбиранию вверх, по пожарной лестнице. Трудно. Иногда можно упасть. Смотреть можно только в одну сторону. Вверх.
Вся беда заключается в том, что учиться надо не только профессии, или какому-то делу. Учиться приходиться всему. Как вести себя, как разговаривать, как одеваться, как соблюдать личную гигиену, как держать себя за столом, и миллиону других вещей, которым в нормальных условиях учатся дома, в семье.
Причем учиться надо всему разом.
При советской власти в стране существовала хорошо развитая сеть вечернего и заочного образования для рабочей молодежи, которая совмещала работу и учебу.
Таким образом, знания можно было как-то получить в учебных заведениях, а всему остальному следовало научиться самому. Где? Как? А вот здесь уже правил не существует.
Учись везде. В обществе, в котором живешь. От людей, с которыми общаешься. От друзей, которые больше тебя «продвинуты». В кино. Телевидении. Театре. Все источники хороши.
Следует очень внимательно смотреть, научиться видеть и слышать.
Не очень горевать и казниться, если совершены ошибки. Надо их осмыслить, увидеть, и, что самое главное, не повторять.
По сути дела, это, примерно, как у барона Мюнхгаузена. Надо самому себя за волосы вытащить из болота.
Есть еще одна особенность подобного образа жизни. Нельзя останавливаться, потому что сразу начнется возврат туда, откуда начал.
В этом, вероятно, и есть главное отличие врожденных, или полученных в детстве навыков и понятий, от благоприобретенных впоследствии, во взрослой жизни.
В первом случае они намертво сидят в крови. Во втором случае, если человек не врастает в образ, который он сам из себя создает, достаточно велика опасность, - в случае остановки скатиться к исходному уровню.
Человеку, поставившему себе цель перейти со своей орбиты на более высокие уровни, приходится преодолевать и многие морально-этические трудности.
В цехе рядом на станках, или на верстаках, работают два рабочих парня. Один из них решил учиться. Он немедленно сталкивается с недоумением, или даже с неприязнью соседа. Ты что, решил уйти от нас? Хочешь в интеллигенты записаться?
Прошло некоторое время. Вас выдвинули на ступеньку вверх.
Ваши вчерашние коллеги очень враждебно воспринимают этот факт. Подчиняться человеку, который всегда был, как ты, кто это хочет?
Сколько ума и такта требуется, чтобы наладить с ними новые отношения!
На каждом этапе Вашего жизненного пути кто-то является Вашим наставником. Но Вы ведь учитесь, а он нет. Отсюда прямая неизбежность. Вы обходите своего наставника. Чаще всего, это очень болезненный факт для вчерашнего учителя. Мало кому удается гордиться тем, что ученик обошел учителя. И везде надо грамотно оценивать ситуацию. За то, что довел меня до определенного уровня, большое спасибо! Век не забуду. Но «труба зовет меня вперед!».
И так ступенька за ступенькой. Если человек постоянно растет, начинает выделяться на общем фоне своих коллег, чаще всего его замечают и как-то дают дорогу.
На определенном этапе и в обществе понимают, что человек уже перерос свой уровень, и как должное воспринимают его продвижение.
На всем этом пути главным остается фактор желания и умения учиться. И профессионализму и всему тому, что отмечалось выше.
В основном, эта дорога для тех, кто делает карьеру в государственных, либо в крупных сложившихся структурах.
Следует отметить еще одну немаловажную особенность роста личности. Пройдя довольно трудную дорогу жизни, человек достигает определенного, более высокого по сравнению с исходным уровнем, положения в обществе. А это значит, что его дети получат уровень, достигнутый родителями за всю их жизнь, в качестве исходной позиции для себя. Мне кажется это особенно важным, что рост личности потребен не только для «бенефициара», но и для его последующих поколений. А это уже супер серьезный стимул и для работы и для желания преодолеть любые трудности избранного пути.
В бизнесе все обстоит, в основном, по-другому.
Здесь цепкость, сметка, способность к риску, сообразительность и удачливость, зачастую могут заменить фундаментальную образованность и воспитанность.
Закономерности успеха в бизнесе трудно предсказуемы. При этом, если рассматривать классический бизнес, который развивался постепенно и не очень быстро, то для него в определенной степени применима система роста кадров, описанная выше.
Разумеется, всем известны примеры, когда на путях научно-технического или коммуникационного прогресса, некоторым особо удачливым личностям удавалось за довольно короткие сроки возглавить мировой список миллиардеров.
Но это все-таки абсолютные единицы. Во всех остальных случаях, везде во имя успеха надо «пахать»! И, как следует!


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!
Обстоятельства изменились: к счастью, предзащиту моей ВКР перенесли на апрель, поэтому появилось немного времени на чтение авторских произведений. Я обещала к Вам вернуться.
Согласна с Вашими тезисами на предмет связи учёбы и личностного роста. Я за своё стремление учиться, находясь в числе первых, наживаю неприятелей и отчаянных соперников. Меня не понимают, осуждают и временами стараются дискредитировать как личность. Постоянно сталкиваюсь с завистью и ревностью. Однако я учусь не для публики, а для себя и получаю от самого процесса радость, пусть и сопряжённую порой с усталостью. Поэтому Ваша цитата: "На каждом этапе Вашего жизненного пути кто-то является Вашим наставником. Но Вы ведь учитесь, а он нет. Отсюда прямая неизбежность. Вы обходите своего наставника. Чаще всего, это очень болезненный факт для вчерашнего учителя. Мало кому удается гордиться тем, что ученик обошел учителя. И везде надо грамотно оценивать ситуацию. За то, что довел меня до определенного уровня, большое спасибо!" является в моей жизни актуальной.
С уважением,

Галина Аста   30.01.2016 13:24     Заявить о нарушении
Дорогая Галина!
Очень рад Вашему возвращению. Меня немного обеспокоила тональность Вашего письма, Единственная защита, это твердая убежденность в своей правоте. (Вы помните "а он идет и лая твоего совсем не замечает" Иногда очень нужная позиция. Сохраняйте спокойствие и достоинство. И очень скоро Вы увидите, что все "садится" на свои места. Я в этом убежден и желаю этого.
Успехов Вам! с уважением

Михаил Шаргородский   30.01.2016 19:13   Заявить о нарушении
Михаил, большое спасибо за совет!
С уважением,

Галина Аста   31.01.2016 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.