Рассказы о Дальнем Востоке. ч. 5 Непроходимая чаща

         Рассказ деда заставил нас задуматься.

      Советы нужны,- особенно для меня,- новичка в тайге.

     Солнце уже подсушило густо растущую траву, кусты, - и  утренняя роса исчезла. Очень важно было не намочить одежду, потому что мокрые брюки и куртка только увеличивает нагрузку на человека, - двигаться неудобно и тяжело.
    Дед внимательно осмотрел нас и остался довольным. Кроме корзины у меня на поясе брезентовой куртки, - висел охотничий нож. На ногах были резиновые сапоги.
     - Вперед, гардемарины,- промолвил дед.
         Спокойным шагом мы вошли в лес и, я сразу почувствовал, что шагнул  в  иной мир.
    Если перед входом в лес, - ярко светило солнце и пели птицы, - то тут нас встретила глубочайшая тишина, повышенная влажность и пристальное внимание обитателей к нам, - этого вечно зеленого мира. Мы как будто очутились у подножья  растительных великанов. Они плотной стеной стояли перед нами и, как бы, заставляли  задуматься, - а готовы ли Вы испытать себя на прочность в царстве дремучих лесов.

   Перед нами было великое братство таежной  растительности с широколиственными лесами. Сюда не доходили льды великих оледенений.  Субтропический климат здешних мест позволил создать более 3000 разновидностей растений.    За многие века широколиственный лес разросся и вширь и в высоту. Могучие коренастые дубы, березы, лиственница, ель, пихта, сосна и масса других южных пород деревьев освоили этот благодатный климат и создали непроходимые российские джунгли.
     Только здесь можно встретить папоротник высотой выше двух метров.
  Не пугаясь, мы двинулись вперед. Заросли кустарника, различной высоты, занимали всю территорию, -  как перед нами, так и за деревьями. Я посмотрел на корзины,  которые мы взяли.
    - Как мы с ними пролезем в этой чаще?
    Но Геннадий посоветовал спокойно идти за ним, но выдерживая расстояние между нами не менее двух метров. Мне показалось, что он шутит, но как оказалось,- это было серьезное предупреждение для спутника сзади. Идти ведь пришлось через густые заросли высокого   кустарника.
   Для этого, Геннадий наступал на ветки возникающего кустарника,  и по ним, - шагал вперед. Когда он сходил с них,- ветки  быстро и с силой поднимались вверх, т.е. выпрямляясь во весь свой двух метровый рост. Окажись я рядом с Геннадием,- она бы меня так ударила, что мне  бы не поздоровалось.
    Вот и еще один таежный секрет,- подумал я и внимательно стал смотреть на все,- на что наступал Геннадий и даже умудрялся иногда наступать на  жерди, которые еще не успели освободиться из под его сапог.
  -  А вот то, что нам надо,- сказал мой напарник и показал на заросли жердей.
    В укромной, скрытой от солнечных лучей, таежной глухомани, - притаился тис.
 - Тот самый тис, из которого мы сейчас сделаем палочки – выручалочки, услышал я.
   С помощь топора он срубил пару не толстых жердей, отмерил на них наш рост и отрубил лишнее.
     Ножом снял кору со всей поверхности палок и гладко закруглил верхний торец.
  - Если не зачистить кору,-  предупредил он,- то можно и набить мозоль на руке. Конечно, если будешь долго пользоваться!
    Посмотрел на неё с любовью и прошептал:
   - Теперь у тебя есть опора и спасатель до конца похождений в тайге. Палка очень прочная и выдержит вес человека, если придется навалиться на нее,- при случае.
    Мы пробрались через заросли и подошли к большому дереву, которое повалилось  вершиной на другое дерево.
   - А вот еще ловушка, - осторожно произнес друг,- неизвестно, когда оно сорвется и рухнет на землю. Вот его мы точно обойдем.
   И мы стали осторожно обходить громадный корень дерева. Геннадий не забывал при этом ломать кусты и ветки, чтобы обозначить пройденный путь.
     Какие только деревья не попадались нам по пути.
     В одном месте он  поднял с земли большой округленный плод и показал его мне:
 - Смотри! – он показал пальцем на него, - это дикая груша, кстати, - очень пахучая и вкусная.
   - А вот то,- из чего тебе дед сделал целебный чай,- он показал на обычное дерево, по стволу которого, до самой вершины, - тянулись светло-коричневые лианы.
    - Мне  это добро  знакомо по виноградникам,- уверенно ответил  я, но Геннадий усмехнулся и ответил, - ошибся дорогой, - это не виноградные лианы, это лекарственное растение  и растет только здесь, - в уссурийской тайге.      Это китайский лимонник,- одно из самых полезных растений в мире,- конечно после женьшеня и элеутерококка. Вон, он показал пальцем на огромные грозди плодов, - это кисти лимонника  с  ягодами, желто-зеленого цвета.  Вот эти ягоды собирают и  сушат, а зерна лимонника употребляют, когда человек теряет силы. А лианы также придают здоровье людям:  их заготавливают глубокой осенью и, при необходимости, - заваривают чай.   Аромат лучше заморских чаев.

    Геннадий забрался на дерево, сорвал несколько кистей с ягодами, и передал мне.
  Из любопытства, - я надкусил одну ягоду.  На  вкус они были слегка горьковаты. Геннадий пояснил, что лимонник еще не созрел. Горечь во рту запили маленьким глотком чая из фляжки и только тут я увидел, как красиво вокруг нас. 

     Мы почти вышли из густой чащи леса на  открытую местность. Перед нашим взором открылась дивная картина. Различные деревья, как в танце, образовали большой хоровод. На фоне темной северянки – ели, отливался серебром пепельно-серый ствол южного бархата. Рогатые кроны,  маньчжурского ореха, раскинулись рядом  с  островерхой пихтой.  И тут же, в наряде из звездчатой листвы, стояли теплолюбивые красавцы клены.  Не все любили, видимо, своих соседей.  Коренастый дуб, своими могучими ветвями, - потеснил желтую лохматую березу, а под ажурной кроной солнцелюбивого ясеня приютился жостер. Чуть в стороне горный ильм раскинул свои шершавые ладони – листья. Как будто приглашал на танец – красавицу липу. Рядом около них, трепетной листвой шептались беспокойные осины. У родника, из которого по траве шуршал небольшой ручеек, задумчиво стояла « медвежья» черемуха. За ней, в глухомани, притаился, уже знакомый мне, тис.
   Торжественно, - над всем этим великолепием зеленого моря, словно малахитовые утесы, возвышались великаны – кедры!
      Казалось, они  были повсюду, и рядом около нас  и вдали на склонах гор. Геннадий тоже залюбовался  лесной красотой и сказал,- кедровые пади – наследие древней геологической истории.
   Вершины кедров сверкали как церковные свечи. Видимо смола кедровых шишек создавала такую иллюзию.  Я никогда не видел на дереве такого количества кедровых шишек. Даже не представлял.
    - Какое богатство, - сказал я, - только собирай!
    -  Тайга их просто не отдает,- ответил Геннадий,- сложное и рискованное дело - сорвать их. На такую высоту  далеко не каждый заберется. И пока они спокойно висят там, вдали от человека, белки заготовят себе прекрасную еду на зиму. 
   С дальних высот, взгляд мой, опустился на землю. И здесь можно было любоваться своей красотой. Какие-то  пичужки чирикали и перепрыгивали с куста на куст. Голубая сорока трещала на ветке сосны. Оперенье у нее было голубовато-серое до белого снизу. На голове  красовалась черная «шапочка».
     Кое- где, в невысокой траве  просматривались ярко красные головки лесных тюльпанов,  голубые колокольчики и масса других цветов. Я услышал какой – то треск веток в траве и увидел, большого ежика. Видимо мы, своим присутствием, напугали его,  и он поспешил скрыть в густой траве.
  Пчелы тоже жужжали повсюду, - видимо, где то не очень далеко от нас, стояли улья. Я намекнул  Геннадию на мед.   Мой друг усмехнулся:
  - Это скорее дикие пчелы или осы!  Нужно сматываться отсюда, и, как можно, - по - быстрее.  Если случайно задавишь хоть одну из них, то едва ли сбежишь. 
    И мы поспешили в сторону крупных « мухоморов», которые  виднелись издалека.
  - Эти друзья всегда рядом со съедобными грибами,- напомнил мой наставник и показал на лужайку. - Вот оно,- грибное место, - улыбнулся парень и полез в карман за складным  ножом.
     Действительно, ниже по склону, на плоской полянке росло немыслимое количество различных грибов. Тут  были и маслята, и подберезовики, и сыроежки и лисички.
     Но нас поразили огромные  белые грибы. На каждой  крупной толстой ножке сидела большая коричневая шляпка.  Около каждого из них, непременно ютились и маленькие , но то же белые  грибочки.
   Мы уселись около этой поляны и стали собрать эту прелесть в корзины.
 Я долго лазил по поляне, пока не уткнулся в высокие кусты малинника.
 С  удовольствием наелись сладких ягод.
 - Ну а теперь давай спустимся в распадок, к горной речушке, - предложил Геннадий.
 Не спеша,- я, с полной корзиной грибов,  начал спускаться по влажному склону.  В одной  ложбинке  заметил  бугорок из листьев. Палкой шевельнул его и увидел знакомый гриб,- белый груздь. Я осторожно очистил  шляпку гриба и увидел, что в воронке  собралась дождевая вода.
    Ну как не похвастаться такой находкой, - решил я  и окликнул Геннадия, который в это время копался в лесном орешнике.  Видимо и он хотел сделать для меня сюрприз, - угостить  лесными орехами.
   Я отошел от гриба немного и присел на небольшой бугорок прикрытый листвой.
 Ну  как я мог забыть про основные правила поведения в тайге!
 Нужно было сначала прощупать это место своей палкой и только потом присаживаться, - ведь учили же!
 Но я забыл об этом и сел на листву. Все бы ничего, но через пару минут я почувствовал неприятный холодок на заднем месте. Я встал и обмахнул листву с брюк, - с той части, на которой сидел.
   Рука стала мокрой.  Ничего  не понимая, стал убирать примятую штанами  листву и обнаружил огромный белый груздь, - величиной с ведро. Конечно, внутри гриба было достаточно много дождевой воды. Она вымочила мои брюки.
     Геннадий долго смеялся надо мной,  и добавил:
- Не забывай о науке выживания в тайге. Дед не просто нам лекцию читал!
   Мы, с трудом,  уложили найденные грибы в корзину,  и пошли к горной речушке.
       По знакомому, Геннадию, - водоразделу  спокойно добрались домой .
   Дед с радостью приветствовал первопроходцев, но, услышав рассказ  о промокших штанах,-  пожурил меня за допущенную оплошность и рассмеялся. 


                продолжение:http://proza.ru/2015/12/02/1406


Рецензии
Люблю очень большие и высокие деревья)))
Большие леса прекрасны)))

С уважением и теплом)

Лена Дубровская   27.04.2022 14:39     Заявить о нарушении
Если позволяет зарплата, то советую съездить на Дальний Восток, например в город
Владивосток. А там найти туристическое общество по изучению края.
Впечатлений получите на всю жизнь!

Александр Исайченко   28.04.2022 16:51   Заявить о нарушении
Благодарю)))
Все возможно)))

Лена Дубровская   28.04.2022 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.