Птица счастья графоманки. Глава 1
Глава 1.
Кире Сергеевне, словеснику на пенсии, и в страшном сне не могло привидеться, что однажды она возьмётся за перо. Ну, то самое, к которому тянутся руки.
И, по её глубокому убеждению, даже сама мысль о том, что она, одинокая старая женщина с мозгами курицы, когда-нибудь, объединив свои перья и руки, вдруг начнёт с озаренным вдохновением рисовать на белом листе бумаги «гениальные» сюжеты и картины, не могла родиться в её черепной коробке по причине возрастного усыхания извилин и образования склеротических бляшек.
В общем, для Киры Сергеевны классики и классика всегда были вершиной, где живут и творят только избранники неких высших сил.
А поскольку земные сотоварищи её никогда и никуда не избирали, то и из космоса ей, слава Богу, никаких сигналов не поступало.
Однако тщеславия в силу своей профессии Кира Сергеевна не была лишена, ибо верила в свой педагогический талант и от скромности раньше времени умирать не собиралась.
А дело в том, что все 40 лет своей педагогической деятельности Кира Сергеевна отдала прославлению гениальных имен и их великих творений. И все эти десятилетия мечтала только об одном - не пропустить Божью искру в своих учениках.
Одарённых детей, к её счастью, было много.
-Вот Ванечка страсть как хорошо пишет: какой слог, какой полет чувств и мыслей! - восхищалась она, откладывая в сторону тетрадку, чтоб непременно прочитать его работу для примера всем его одноклассникам.
- Ах, как замечательно Леночка написала о своём восприятии природы: в этом что-то есть! – счастливо вздыхала она и садилась за рецензию.
Словно курица-наседка, она квохтала над проклюнувшимися талантами, ежегодно собирая их под своё крыло в творческие кружки и факультативы. Выпущенным стенгазетам и рукописным журналам за все эти годы было несть числа.
Когда пришла пора считать цыплят по осени, Кира Сергеевна собрала неплохой «урожай» из яиц, петушков и курочек.
А именно: два самиздатовских сборника стихов выпестованных ею авторов, семь очерков и рассказов их же в региональной периодике.
А также: три журналиста, пять непризнанных широкой публикой поэтов и писателей, двадцать словесников и библиотекарей, и добрая тысяча книгочеев, следящих за новинками на литературном поприще.
Кира Сергеевна была удовлетворена и думала о том, что прожила свою жизнь не напрасно.
Но, несмотря на это, долгими одинокими вечерами она с грустью перебирала пожелтевшие от времени папки и альбомы с творческими работами своих птенцов и предавалась размышлениям на тему, когда же посеянное разумное и вечное даст, наконец, элитные всходы, и она сможет заслуженно воскликнуть:
- Ай, да Кира! Ай, да сукина дочка!
В редкие минуты отчаяния или безысходности, возникающих, вероятно, по причине не то лунных затмений, не то магнитных бурь, она возвращала себе уверенность в завтрашнем дне чтением исторических документов.
Таковыми, к примеру, были протоколы заседаний методических объединений (МО). Вот один из них.
Протокол №5
посещённого МО занятия факультатива «Развитие литературных творческих способностей» в 6Д классе школы №35, учитель К.С. Громова.
Громова Кира Сергеевна провела занятие-практикум на тему: «Поэтическая встреча с березой».
Цель занятия – развитие у детей поэтической зоркости и поэтического восприятия окружающей действительности; воспитание критического отношения к своему творчеству, умению совершенствовать написанное.
Занятие состояло из двух этапов. На первом состоялась поэтическая встреча с русской березкой. Учащиеся 6Д класса прочитали стихи разных поэтов о русской белоствольной красавице и сделали краткий анализ изобразительно-выразительных средств.
Во второй части члены творческого факультатива прочитали свои собственные стихи о березке и с помощью руководителя редактировали их.
Занятие, а также рукописные сборники со стихами и прозой, написанными учениками Громовой К.С., показали, что учителем и ребятами проведена большая работа по развитию литературных творческих способностей.
В результате проведенной работы на данном факультативном занятии ученики поняли, что в стихотворении главное не форма, а содержание. Что об одном и том же предмете (березке) можно рассказать много интересного и по-разному. Что секрет творческого успеха заключается в кропотливой работе автора над каждым образом и словом.
Председатель МО словесников завуч Ковригина Н.И.
Дата. Подписи присутствующих коллег.
****
Лет пять назад до того исторического момента, когда Кира Сергеевна неожиданно для себя взяла в свои руки то самое «перо», у неё состоялась очень важная встреча.
На пороге её квартиры с букетом цветов появился любимый ученик Митенька.
Поводом для визита послужил новый сборник стихов, изданный сорокалетним Митей на собственные средства.
- Поздравляю! Молодец! - обняла она желанного гостя.
- А ты знаешь, что Илюшка Даргин семь лет занимался в литературной мастерской самого П. и его рассказы опубликованы в краевом альманахе? – начала она делиться новостями, обустраивая стол чайной суетой.
- Да чему большая серость может научить маленькую? – по-базаровски скривив губы, отреагировал Митенька.
- Завидуешь товарищу? – улыбнулась Кира Сергеевна.
- А мы никогда товарищами не были: масштабы не те. И потом, где проза, а где поэзия? – продолжил аргументировать свою позицию автор новенького поэтического сборника.
-Ой, что ты такое говоришь? Я недавно видела Мастера и Ученика по местному телевидению – Божественное сияние исходит от обоих… - продолжила спор с поэтическим дарованием его литературная мать.
– А что ты слышал об Андрейке Чудове? Говорят, он в Екатеринбурге газету редактирует, - продолжила расспросы Кира Сергеевна, разливая чай. – У него такие замечательные стихи! Как будто Высоцкий и не умирал!
- Да он давно уже ничего не рифмует и не редактирует, - отхлебнув чай, потянулся рукой к печенью Митенька. – Спился ваш гений… Как и его прототип.
Некоторое время хозяйка и гость молча чаевничали. Кира Сергеевна, опешив от недружественных колкостей дорогого её сердцу Мити в адрес не менее любимых ею Илюшки и Андрюшки, быстро успокоилась мыслью, типа:
- Ревностные споры – несомненно, спутники таланта.
- Почитай что-нибудь … из новенького, - попросила напившегося чаю Митеньку Кира Сергеевна.
Устроившись поудобнее в стареньком кресле, Митя закрыл глаза и, потерев пальцами лоб, начал тихо читать.
- Тара-рам, тара-рам, тара-рам,
О..у…а, е..и…е, о..у..и…
А…а.. .э, о..у…о, ы...ы…и,
У…о..о…, у…о…о, ы…а…а…
Его голос, так и не возмужавший к сорока годам, звучал по-детски трогательно и по-прежнему умилял своими интонациями постаревшую учительницу.
- Прекрасный ритм, - молча кивала она головой в такт музыке стиха, - безукоризненно отточенные рифмы…
Образ неба… Обилие изобразительно-выразительных средств позволяли увидеть и птичий полет в небесную высь, и услышать с помощью замечательной звукописи шелест взмаха крыльев.
Но чем дальше уходил в чтение Митенька, тем тревожнее чувства охватывали его слушательницу.
Ощущение оторванности от всего земного и жуткое одиночество проступали чрез эту небесную красоту, и лицо Киры Сергеевны от куплета к куплету зримо наполнялось вселенской скорбью.
- Спасибо, - грустно поблагодарила она автора и, взяв в руки новый Митин сборник, начала с волнением листать его страницы.
Через несколько молчаливых минут, она убедилась окончательно: её Митенька витал в облаках и совершенно не интересовался современной жизнью.
- Женат? – неожиданно спросила она его.
- Зачем? – ответил вопросом на вопрос не признанный обществом талант.
- Блок! – поставила диагноз Кира Сергеевна и горько усмехнулась:
- Летал, парил, витал вития и сгинул вдруг… бессобытийно.
- Не понравилось?- покрылся красными пятнами стыда вития.
-Что ты, что ты! - вскрикнула Кира Сергеевна и прижала к сердцу книгу Мити.- Безукоризненно. Ни к чему не придерешься. Великолепные формы! Восхитительные метафоры, а звукопись…В этом тебе нет равных.
Но через пару мгновений с таким же жаром Кира Сергеевна приступила ко второй части – критической:
- Формы – да. А вот где содержание, мой друг сердешный? Где жизнь? Та, которая за окном. Кто твоя муза? Кисейная барышня, сидящая на небесах?
И, не дожидаясь ответа, продолжила:
- Тема вечности может отпугнуть читателя - маленького человека. А современный мир состоит именно из таких. Чистое искусство, дорогой мой, отталкивает погрязшее в дрязгах за материальные ценности общество. Современный читатель не оценит твоей стерильной чистоты. В неё ему обязательно захочется плюнуть.
- Ну, вот сколько у тебя читателей? Сколько книг ты продал? - начала требовать ответов взбудораженная эмоциональным приступом Кира Сергеевна у замершего в ступоре автора.
- Я их … д-дарю, - заикнулся от волнения Митенька.
- А надо, чтоб покупали! – вынесла приговор пожилая критикесса и со всей прямотой безжалостно припечатала недозревший талант справедливым упрёком:
- Ты зачем вуз бросил? Почему не доучился? Все препы местного вуза – тупицы? Тебе и сейчас кажется, что ты их умнее?
Раскрасневшаяся Кира Сергеевна шумно выдохнула и закончила свою тираду так:
- Знаний жизни не хватает, понимаешь? В твоих стихах нет примет сегодняшнего дня. Оглянись вокруг: борьба добра и зла достигла вершин. Кто твой герой? На чьей он стороне? Где он? В небесах? В птичьем раю щебечет? А «глаголом жечь сердца людей» не пробовал? Не хочешь или… силенок маловато?
В наступившую паузу Митенька, напряженно выпрямившийся от словесных пощёчин, нервно потирал взмокшие ладошки и, моргая глазами, безотрывно смотрел в глаза литературной мамки. Кажется, он не дышал.
- Пей чай, чего ты? – рассмеялась Кира Сергеевна и неожиданно поменяла тему:
- Прозой не пробовал самовыражаться?
- Пишу, - хлебнув глоток остывшего чая, обрел Митенька дар речи.
- Герой? Место действия? – с интересом приступила к делу Кира Сергеевна.
- Художник Никас Сафонов, Москва.
- Почему именно он?
- Знаком лично.
- Да ты что?! А почему я об этом факте ничего не знаю? – всплеснула руками Кира Сергеевна и, поставив на огонь чайник, начала готовить бутерброды.
Услышав историю о том, как её робкий Митенька, сбежав из провинции в столицу, целых два года прожил в богемной тусовке, не имея никаких средств к существованию, она захлопала в ладоши:
- Вот это матерьяльчик! Тут и сюжета не надо выдумывать. Ешь давай, Мартин Иден ты мой!
Митя расправил плечи и приступил к трапезе. С удовольствием разжевывая еду, он продолжал информировать свою наставницу о творческих планах:
- Две третьих романа уже набело написал. А вот развязка… Над ней притормозился: народ любит детективы…
-Ну, не опустишься же ты в угоду современным нравам до банальных трупов? - откликнулась Кира Сергеевна.
- А что делать? – Митенька вытер салфеткой губы, улыбнулся и развел руками. – Пипл просит!
- Работая над прозой, мой мальчик, ты вот о чем должен помнить, - приступила к ценным указанием Кира Сергеевна.- Писатель – это человек, который с к а н и р у е т жизнь, свою и чужую, через собственный душевно-головной «аппарат».
Именно от его внутренних эмоциональных красок и наличия мозгов зависит то, какая картина получится: яркая или не очень, мрачная или светлая.
Чем богаче внутренний мир автора, чем больше перенесённых и пережитых им страданий, тем талантливее произведение.
А главное, не забывай: хорошая книга всегда должна пробуждать человеческое в человеке и любовь к жизни во всех её проявлениях.
Митенька внимательно выслушал наставления, потом написал автограф на сборнике для любимой учительницы и засобирался.
- Когда закончишь роман, принесешь рукопись, - провожая важного гостя, приказала хозяйка и, улыбнувшись на прощанье, пояснила:
- Хочу быть первой читательницей. Имею право?
В ответ Митенька пожал плечами, и было непонятно: он отказывает или стеснительно соглашается.
http://www.proza.ru/2015/12/04/1280
Свидетельство о публикации №215120301188
Начало - за здравие...
Я попал в "проза.ру" со своим
и стал почитывать других. Интересные рассказчики, душевные.Интересные люди.
Но что-то у некоторых - прихрамывает. Ведь тут профессионалы не все.
Кира Сергеевна... Что-то знакомое ... Нашёл на полке книжку
1977г. Писатели о творчестве . Семён Шуртаков - "Как затачивать резец".
Станислав Сахаров 03.02.2017 20:33 Заявить о нарушении