Глава 30. Мой Гиюр

На практике все люди — атеисты: своими делами, своим поведением они опровергают свою веру.
Фейербах Л.

Первые наши годы в Израиле были не простыми. Мне приходилось частенько уезжать в Россию, по обстоятельствам от меня не зависящим. Муж оставался один, ходил в ульпан, искал работу. Из родни в Израиле был только двоюродный брат да старая тетка. Так что советоваться особо было не с кем. Все решения принимали самостоятельно.

И вот в очередной мой приезд в Хайфу муж сообщил, что в ближайшие полгода мы с ним будем ходить на курсы гиюра. Причем, ходить придется в основном мне, так как он нашел вечернюю подработку. Его убедили пойти на эти курсы специалисты из центра абсорбции, убедили, что прохождение гиюра дает много преимуществ в стране.

Я, конечно, слышала, что такое гиюр. Но зачем он нам? Наших еврейских корней хватило для репатриации, еще и детям осталось. От религии мы, физтехи, были дальше, чем от Марса. «Много преимуществ». Оставалось только это. Что за преимущества – этого мы не знали. Связалась с братом. Он не одобрил, сказал, что мы рехнулись, крутил у виска пальцем. Сказал, что из нас, дураков, вымогают деньги. А преимуществ – ноль и даже меньше, так как по субботам муж не сможет работать (а именно такую работу ему предложили). Ну, и привел пример – у них на работе одной девице, медсестре, позарез нужен был гиюр - она хотела родить ребенка, чтобы был евреем. Так эта медсестра пару раз «дала раввину» и получила свой гиюр. В это я поверить никак не могла.

Короче, деньги были уже заплачены (кстати, вовсе не такие уж большие) и ничего не оставалось делать, как посещать курсы. На курсах этих мы с мужем были единственной парой. И парой немолодой. Остальные все одиночки. Причем, юные. В возрасте наших детей. И даже моложе. В чем-то брат был прав. Гиюр проходили по разным причинам. В основном, это было связано с детьми и браком. Нашей причины так никто и не понял.

Скажу вам, друзья, что я не пожалела ни разу! Мне не жалко было ни одной минутки потраченного времени! Напротив – эти полгода зарядили нас невероятной энергией, убедили в том, что мы правильно сделали, уехав в Израиль. Это наша страна.

Причиной моего восторга были наши два преподавателя. Белла и Давид. Белла читала лекции по истории Израиля. Читала с блеском. От древних филистимлян до наших дней. С отступлениями о еврейской судьбе в распавшемся СССР и в ее родном Азербайджане, откуда она эмигрировала. Мне самой иногда приходилось заниматься в России лекторской работой (на курсах усовершенствования) и я понимала, что вижу и слушаю высочайшего уровня профессионала. Что никакие книги не оставят в моем мозгу такого следа, как история Израиля в рассказах этой маленькой немолодой женщины.

Давид дополнял лекции Беллы событиями религиозными, которые соответствовали данному историческому отрезку. Кроме того, Давид знакомил нас с Торой, законами Субботы, кашрута. Кроме кипы и знания Торы в Давиде не было ничего религиозного. Он был совершенно современным молодым человеком, ездил на хорошей машине, носил светскую одежду. Их дуэт с Бэллой был просто великолепным.

Прекрасной иллюстрацией к лекциям стала поездка в кибуц, где нам рассказали и показали, как проводить шаббат. Сам киббуц, расположенный в горах между Иерусалимом и Хевроном, цветущая долина, тишина и артефакты древней синагоги.Невозможно было этим не восхищаться.

Но не все слушатели были в восторге от наших занятий. Была у нас очень колоритная курсантка – Наташа. Это имя очень ей подходящее (это я злословлю по стариковски). Наташа почти всегда опаздывала. Когда приходила. И была очень голодной. Жевала печенье, щелкала семечки. А если не ела, то во рту у нее была жвачка, которой она тоже издавала звуки. Наташа была ослепительной блондинкой. Слепил макияж, невероятно длинные искусственные ногти, ослепляли блестящие бусинки в проколотом носу и пупке. Эта деталь (пупок с бусинкой) всегда, в любую погоду была на виду.

Что делал этот цветок в нашем озабоченном историей и религией классе? Наташе позарез нужен был этот самый гиюр, поскольку к еврейству отношения она никакого не имела. Но!!! Собиралась Наташа замуж аж за раввина! Так шептались между собой курсанты.

Быстро пролетели полгода. И настал день экзамена в раввинате. Наша кухонька на съемной квартире к этому времени превратилась в образец кашрута. Это, кстати, было самое простое. Еще одежда. Я купила на Адаре длинную юбку. А на голову намотала шарфик. Вид у меня в этом одеянии был как у старого пугала. Но что делать? Отступать было поздно! Чего у нас не было, так это религиозной семьи, которая направляла бы нас на пути истиной веры. Ну, не было у нас в Крайот у моря таких семей! Да еще говорящих по-русски. Правда, в пивнушке, которая располагалась под нашими окнами, все дни напролет просиживал дядечка с красным лицом. И он был в кипе. А также говорил по-русски! Разведка донесла, что мужик был одиноким. Мы спросили – может ли нашей семьей быть одинокий религиозный друг? Давид сказал, что да, конечно может!

И муж спустился в пивную. Мужик стать семьей сразу согласился. Правда, домой он к нам идти отказался. Он верит, что у нас кашрут. Сказал, что лучше он выпьет в пивной, если его угостят. Конечно, угостили. И угощали еще несколько раз, особенно накануне экзамена. Может из-за этого обильного угощения до экзамена наша «семья» так и не доехала. Потом долго извинялся и сказал, что заблудился.

А вот Наташу ждала в раввинате дородная женщина, прекрасно одетая по еврейской традиции и с книжечкой в руках. Но сама Наташа запаздывала. Наконец, в длинной развевающейся юбке с разрезами, Наташенка влетела в коридор раввината. Дама стала приводить ее в порядок. Юбочка – то снизу была длинной. Но пупка с блестками она таки не закрывала. И кофточка сверху, как ни старалась религиозная дама ее натянуть, тоже не могла закрыть это место. Тогда юбку подтянули снизу. Длина стала менее религиозной, но пуп был закрыт. Порядок! Тем временем появился и Наташин муж – «раввин». На нем была кипа и майка. И много татуировки. Может и библейского содержания, не знаю. Наташа с дородной дамой быстренько проследовала без всякой очереди в кабинет с высокой комиссией. И вдруг вышли через пару минут сильно недовольные, а Наташка так прямо со слезами. Стали выяснять, что там случилось. Оказалось – Наташа что – то не так ответила, а «старый козел» сказал прийти, когда выучит. Парень в майке рванул в кабинет. И что-то там шумел. Наташу позвали снова. Вышла она уже без слез, сияющая. Все, она теперь настоящая еврейка!

Этот спектакль как-то остудил мой энтузиазм. Вспомнился брат, его циничные, как мне тогда казалось, высказывания. Но настала и наша очередь. Три раввина задавали вопросы. Последним был вопрос, как я, физик по образованию, допускаю, что мир существует только 5000 лет? На что я ответила, что многие великие физики (и я тоже) от Ньютона до Эйнштейна признавали существование Всевышнего, поскольку много явлений в этом мире, которые без него просто не объяснить. И 5000 лет тоже.

На все библейские и исторические вопросы мы ответили, но гиюр таки не прошли. Как говорят, скупой платит дважды. Оказывается, муж пожалел денег на тфилин. Стоили эти коробочки очень дорого, больше 1000 шекелей! Давид говорил, что он нам найдет старый подешевле, а на экзамен, мол, не обязательно. Оказалось, что обязательно. Короче, раввины сказали – купите тфилин, тогда придете, покажете – будет вам зачет. Как-то так.

Давид потом нам звонил, говорил, что надо довести дело до конца. Но наш порыв пропал.

Осталась хорошая память о двух прекрасных профессионалах, преподавателях. Благодаря Давиду и Белле мы узнали и увидели страну с такой стороны, которая для многих репатриантов остается закрытой. Истинное величие Израиля часто не замечаешь из-за бытовой суеты, поисков работы, каких то неотложных дел.

Осталась со мной вера. Вера в профессионализм, в силу знаний, накопленных человечеством. Вера в Тору – как в величайший документ мировой истории и культуры. Я что-то из нее частенько ставлю в эпиграф к своим рассказам.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.