Параход Тамань

В 1881 – 1882 гг. С.О.Макаров на  русском судне «Тамань», провел подробные гидрологические наблюдения в проливе Босфор.
 Илл. к http://www.proza.ru/2015/09/30/959 Параход ТАМАНЬ


Рецензии
Старенький труженик был этот колёсный пароход.

Владимир Врубель   03.12.2015 22:56     Заявить о нарушении
Володя,смотрел материал по Макаровским исследованиям Босфорского течения -перетока:
"В середине 1881 года, преисполненный желанием продолжить работу над созданием миноносца, Макаров возвращается в Петербург. Но его вновь отрывают от любимого дела и направляют в Константинополь, — командиром военного парохода «Тамань», стационара при русском посольстве.

Это была почти дипломатическая должность, которая не требовала особого напряжения и считалась почетной, даже завидной. Но Макаров не был бы Макаровым, если бы смирился с подобными обстоятельствами. Вместо посещения дипломатических приемов и балов, он в очередной раз находит себе интересное и полезное занятие. Неожиданно для многих, Макаров вдруг раскрывается, как блестящий ученый в области океанологии.

Все началось, вроде бы, с сугубо военного вопроса — о возможности установки мин в проливе Босфор. А для этого нужны были данные о течениях, как поверхностных, так и подводных. Обратившись для справки к рекомендованной ему работе одного из английских ученых, Макаров не нашел там необходимого ответа.

Чем дальше он вникал в суть вопроса, тем более очевидным для него становилась необходимость проведения специальных исследований. Заметим, что для этого он совершенно не был подготовлен ни теоретически, ни практически. Но это уже не имело никакого значения, ибо капитаном завладела присущая ему жажда познания неизведанного.

Проштудировав всю имеющуюся литературу о течениях Босфора (включая сочинение на латинском языке, написанное в середине 17 в.), он прежде всего решил проверить рассказы о нижнем (глубинном) течении, — сведения, которые все местные моряки относили к области легенд.

Проявив обычную для него смекалку, Макаров начал погружать со шлюпки на разные глубины бочонок с водой. При малой глубине погружения бочонок увлекало в сторону Мраморного моря, а при большей глубине — в обратном направлении, да с такой силой, что шлюпка преодолевала встречное поверхностное течение. А дальше… дальше обратимся к описаниям самого исследователя: «Когда я убедился, что нижнее течение существует, захотелось определить точно границу между ним и верхним течением.

Когда сделалось очевидным, что граница эта идет по длине Босфора не горизонтально, а с некоторым наклонением к Черному морю, захотелось выяснить этот наклон, наконец, захотелось выяснить подмеченные колебания границы между течениями, в зависимости от времени года и дня, от направления ветра и пр. Точно так же было интересно определить относительную скорость течения на разных глубинах и распределение воды по удельному весу».

Заметим, что для удовлетворения своего «интереса» Макаров при участии помощников менее чем за год сделал четыре тысячи определений температуры, столько же определений солености и тысячу измерений скорости. Нельзя не упомянуть, что, раскрывая механизм течений Босфора, Макаров применил для этого ряд оригинальных и остроумных приборов собственной конструкции, обогативших тогдашнюю океанологию"
Все это было проведено со стационара ТАМАНЬ при российском посольстве в Константинополе.

Игорь Браевич   04.12.2015 12:24   Заявить о нарушении