Бессменный дозор

         В   2011 году, накануне Дня Пограничника  я  поделился  своим архивом с командованием Краснознамённого Кяхтинского  пограничного отряда.  А  товарищи-пограничники посоветовали опубликовать  этот материал на портале Проза.Ру.    Совсем не ожидал, что архив нашей семьи и воспоминания моей покойной матушки  вызовут такой отклик  читателей  и придёт столько комментариев по почте   и  в  социальных сетях.  Одни    с благодарностью   восприняли  всё написанное, но нашлись и такие, чьи   родственники  были репрессированы в те времена.  Не скрою, что в те времена пограничные войска,  в силу обстоятельств,  исполняли  и карательные операции.  В то нелёгкое время   неверные шаги  советской власти( особенно  насильная коллективизация  и поиски контрреволюционных элементов  среди толерантного населения)  вызывали массовый отпор местного контингента. Череда  вооружённых восстаний  забайкальцев  в пограничной полосе естественно требовала  от армии и погранвойск   надёжного  заслона  нарушениям  границы  и, помимо   повышенного режима её охраны, силой оружия  подавлять стихийные  восстания, в которых  гибли мирные люди, приветствующие советскую власть в Забайкальи.    Всё  это  заставило меня  вернуться к этому материалу.
         Во-первых, сторонников  и  друзей   у пограничников ( смело скажу) нашего погранотряда  неизмеримо больше, нежели  недоброжелателей. Изучая  этнографическую составляющую, начнём с того, что  Кяхта и её  окрестности, родилась как торговая слобода и стала  вотчиной  забайкальского купечества и казачества.  С  установлением советской власти    не все её  противники    ушли за рубеж,   немалая  её   часть оставалась на местах и затаилась в надежде, что новая власть задержится  здесь ненадолго.  Коренное  население составляют  буряты, немало селений  и станиц  приграничья   основаны казаками  и  старообрядцами ( в основном  семейскими    староверами).  Ещё   одну  составляющую   населения  также  представляли священники и , выросшая, собственная    интеллигенция.      И  вот ведь какая штука: даже среди  очень состоятельных людей  Кяхты  оказалось много  тех, кто с радостью и  надеждами приняли Советскую власть!    Например, купец первой гильдии  Синицын  всё своё богатство  передал новой власти и скромно трудился бухгалтером  в советском учреждении.  Но круто обошлась власть с такими   людьми.   Следуя директивам  Ленина, исполнительная власть на местах  систематически и скрупулёзно выполняла наказ  вождя:  уничтожить казачество, купечество и дворянство, вплоть до «гнилой интеллигенции».  И покатился  жестокий каток. Гибли невинные люди. А  первые лица купечества  Кяхты Иннокентий Синицын и Василий Собенников  были  откровенно уморены в застенках.   Эта  неумолимая  кампания  велась ОГПУ  НКВД, под парафией которого  находились пограничные войска.  Их  подло  вовлекали в карательные операции вместо конкретной  задачи по охране границы.
          В  жажде  «чисток»  началась охота за ведьмами как среди населения, так и самих пограничников.  Не секрет, что командиры отряда  были детьми   царских офицеров , купцов и священников.   Так, к  1937-ому  году, почти половина комсостава  была выкошена из-за бытовых связей  с «врагами Родины».  Удивляюсь, что даже при кляузах, именно наша семья избежала этого катка. Хотя мама моя  была внучкой купца второй гильдии   Самсона Смолёва.  Вот эта ветвь нашего рода более  всех пострадала от Советской власти. Если одних уморили в застенках, а другая часть  отбывала каторгу в Томской тайге,  когда грянула Великая Отечественная война, как один встали  грудью  на борьбу с фашистами. Смолёвы сражались на суше и на море и дошли до стен рейхстага.    Забыв о незаслуженных  обидах и карах, они   пошли на бой   за Отечество.   А оно у всех одно, без различия во взглядах!
      Среди  моих  дядьёв  и тёток тоже не всё однозначно.  Тётку Клавдию зарубили  унгерновцы, дядьку Александра проткнули шашкою. Выжил и ушёл в Красную Армию. Последнюю должность свою исполнял в должности начальника Дома Красной Армии в Чите. Другой дядя Николай, поручик русской армии воевал  в Экспедиционном  корпусе на полях Франции, где после ранения умер.  Можно с уверенностью отметить, что это характерно  для многих.  Когда я писал, что многие молодые командиры  женились на местных женщинах, то многие  являлись выходцами  из  семей  интеллигенции, купечества и священников.  Так жены старшего уполномоченного  Дворкина, командира  Маневренной  группы Понкина, помощника начзаставы Усть-Урлук  Олешева,    начальника заставы   Жиндо  Ящука – были   из   состоятельных  кяхтинцев. Кто  не  знает  особенности пограничной  жизни, тот не поймёт, как всех их уравняла  граница. Ибо всех коснулась и нужда и холод, неустроенный быт и постоянная опасность   за мужей и детей. И ещё   граница   укрепила   твёрдую  уверенность, что    каждый  боец заставы становится  членом  и твоей семьи.
     Во все времена  граница  была  самым  передовым рубежом, где  даже тишина  затаила опасность.  Сколько  бойцов и командиров  отряда сложили свои головы в святой своей службе.   Гибли в  бою, гибли и от   пули  из-за  угла .     Были  и прямые обвинения. Так , в Одноклассниках  мне написала  Анна Коновалова  и обвиняла пограничников  в  жестокости и предвзятости. А в  гибели  Василия  Ивановича  Гуторова   обвинила  пом коменданта, который , якобы, из ревности застрелил  Гуторова.    Уточняя привожу некоторые факты: для охраны переданных монгольской стороной двоих  участников вооружённого восстания, были привлечены местные комсомольцы. Арестного помещения не было и арестованных поместили в баньке погранзаставы Б.Кудара. Не хватало пограничников и вооружения. Поэтому    комсомольцам вручили  трофейную японскую  винтовку «Арисака» и три обоймы патронов.  На вооружении пограничников были револьверы  Наган и винтовки  Мосина.  Как известно, пули у этих винтовок имеют различную форму. Наши патроны  остроконечны, а японские – сферической формы.   Когда  уснувшего  комсомольца оглушили и овладели японской винтовкой,   арестованные   пытались укрыться  в лесу под горой Могоча.  Когда Гуторов и его помощник с бойцом разделились в поисках беглецов, пуля сразила  коменданта, а его помощник с бойцом  струсили и покинули  это место. Так офицер и погиб.   Разбираясь в брошенном обвинении( мол обвинили невиновных  арестованных), уточняю.  Заключение  комиссии и  врача отряда  свидетельствуют, что комендант Гуторов был ранен в грудь пулей  из  винтовки системы «Арисака». Пуля была извлечена и приложена к документам  служебного расследования. Здесь же отмечено, что причиной  смерти стала трусость пом коменданта,который  не оказал помощи раненому и смерть наступила  спустя три часа после ранения.
       По утверждению   Коноваловой, один из беглецов был её дедушка, который отважно воевал в первой мировой .  Не отрицаю. В те дни власть жестоко подавляла  любое вооружённое выступление.   А уж если  поднял оружие – пощады не жди! Такая  суровая жизнь  была!
      Подстрекаемые   враждебными  слоями, забайкальцы  взялись за оружие, однако тактику применили подлую: так начальника связи Лыссека с отрядом линейщиков  стали расстреливать из укрытий  на господствующих высотах.  Отряд принял бой, хотя Лыссек погиб,  вышел на погранпост.  Бывший  начотряда товарищ Крумин  погиб от бандитской  пули  в Канске.  Этот человек  для  всех кяхтинцев был отцом- командиром, беззаветно верным Родине .
             Слишком поздно  я   стал  вникать  в ту пору, когда мой отец и его соратники   героически охраняли границу Родины. Поэтому  пытался  найти неизвестные факты  в архивах, в переписке с  знакомыми  нашей семьи. Не  успокаиваясь на этом, писал не одно письмо  командованию Краснознамённого Кяхтинского пограничного отряда. Благодаря этим усилиям  обрёл  бесконечное число друзей, судьба которых связана с нашим отрядом во все времена.
    Трогательная  и верная дружба   завязалась у меня  с ветеранами нашего  отряда  Николаем  Глущенко, Иваном Гудковым, Сергеем Шегояном  .  Настоящим сыном стал  Федосий  Анисимов, служивший  на заставе Большая Кудара. А  рядом с заставой  живёт семья Космыниных, через   которых незримая ниточка связывает меня с родными местами.  Также желтуринские друзья  не оставляют меня своим вниманием.     Кто знает  Юру  Иванова с погранзаставы имени Гармаева ? Этот скромный и обязательный человек  сделал для меня бесценный  подарок  - прислал  историю нашего отряда.  Не забываю внимания всей семьи офицера Вотинцева.  Особую благодарность храню в сердце  в память о майоре Енбаеве,начальнике погранзаставы  имени Гармаева.  Рано ушёл  высокообразованный и эрудированный офицер. Но осталась дружба с его сыном Евгением, который, как и я  вырос  на разных погранзаставах( Наушки, Кяхта,  Карелия).  В  числе моих  друзей  большая череда  жителей города Кяхты.   Сережа  Терёшкин  давно на гражданке, но никогда не забывает пограничных будней  нашего отряда.      На   форуме  «Погранец.Ру» обрёл столько друзей, что    не  теряю    убеждённости, что вместе с погранцами нахожусь на  дозорной  тропе.
       Постоянно  слежу  за откликами  на мою « Граница в наших судьбах».  Одни  восторгаются тем, что  знали  бывших начальников отряда .     Офицер-пограничник Владимир Конюхов  вспоминает, как  погоны ему вручал  генерал-полковник  Зырянов, на груди которого  шесть орденов Красного Знамени. 
      Недавно написал  внук  Михаила Ковалёва, бывшего заместителя особого отдела отряда. Он в поисках сведений о деде. От него я узнал, что наши кяхтинцы  встретили войну в стенах Брестской крепости и сложили  свои головы, а жёны и дети прошли через череду лагерей и выстояли в то лихое время.    В 92 погранотряде  встретил войну  офицер Рогачёв. Он с женой прошёл войну и расписался на стенах рейхстага.       Это  ещё  раз подтверждает,  что    служба в нашем героическом отряде  стала истоком героического племени  пограничников, которые  всегда находятся в бессменном дозоре. Это суровая и почётная  обязанность, друзья мои!


Рецензии
Спасибо Вам за Ваш труд, нужный в веках и благородный! Всегда (по хорошему) завидовал таким как Вы. Меня на такое почему-то не хватает.
Анатолий.

Анатолий Шишкин   03.12.2015 19:45     Заявить о нарушении