Написание и защита диплома

    Обычно слушатели свои курсовые работы развивают в дипломный проект. У меня этого не получалось, тем более, что я решил его писать по ЦВМ. Предложенные темы, мне не нравились. Я предложил свою тему дипломного проекта.

    Не просто было с научным руководителем. Научный руководитель моей курсовой работы от меня отказался. Другие руководители тоже почему-то оказались занятыми. Меня навязали «бедному» капитану Надольскому Анатолию Николаевичу.

    Позже он мне рассказал, что научные руководители дипломных проектов не любят брать себе кандидатов на медаль. С ним нужно будет усиленно работать, чтобы вывести его на медаль. А вдруг случиться провал? Отвечать придётся им. Правда, это чисто моральная ответственность.

    Первая наша встреча с Анатолием Николаевичем показала, что он растерян. Предлагал мне дорабатывать мою курсовую работу. Я же не видел в своей курсовой работе перспектив, хотел ближе познакомиться с ЦВМ, поэтому настоял на своём и представил ему план работы. Он согласился со мною.

    Я начал писать дипломный проект.Разработка дипломного проекта в наше время осуществлялась не просто так, а в соответствии с решениями партии и правительства. С 30 марта по 9 апреля 1971 года в Москве проходил XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Во введении дипломного проекта мы должны были связать актуальность разработки дипломного проекта с решениями съезда, подтвердить это соответствующими цитатами.

    Дипломный проект должен быть обоснован и с тактико-технической точки зрения, повышать один из показателей ЗРС С-200. К диплому положено предложить, самостоятельно рассчитать и реализовать какое-нибудь техническое устройство.

    Написание диплома шло у меня по плану. Материала оказалось больше, чем положено (100 страниц от руки написанного текста, с расстоянием между строками 10 мм). Я же писал текст с расстоянием между строками 7 мм. Одновременно с написанием текста диплома, разрабатывал техническое устройство.

    Это было согласующее устройство в виде эмиттерного повторителя. Он был начерно собран, но никак не хотел работать. Вдруг я заметил, что эмиттерный повторитель хорошо работает с индуктивной нагрузкой. Но такая схема не является классической и в теории нет её расчёта. Пришлось разработать и предложить теорию расчёта.

   К Надольскому сам ни разу за помощью не обращался. Он иногда приходил ко мне, чтобы проверить, всё ли у меня идёт по плану. Чем больше я работал, тем больше у меня возникало вопросов и сомнений. Надольский убедил, что у меня всё нормально, а сомнения мои – мелочи, и порекомендовал отложить на недельку диплом, чтобы забыть свои сомнения. Этот совет помог. На защите эксперимент был представлен убедительно. Легко прошли защита дипломного проекта и ответы на дополнительные вопросы.

   Из 168 офицеров-слушателей нашего курса диплом с золотой медалью защитило шесть человек, в том числе трое из нашей группы: это я, Жора Меженцев и Володя Некрасов. Нами были получены соответствующие дипломы с отличием и отдельным указанием «с золотой медалью».

   Кроме того наши фамилии написаны золотом на мраморной доске медалистов училища. Доска сохранилась до сих пор. Не смотря на то, что на базе нашего училища, в мае 1995 года, создана Военная академия Республики Беларусь (ВАРБ).

   После пятилетнего забега без особого напряжения я пришёл на финиш без единого сбоя. Конечно, работал больше других, но не перегружался. А на экзамены всегда шёл спокойно, так как был готов ответить на любой вопрос программы обучения. Помогали в учёбе проработанные конспекты. Низкий поклон замечательным преподавателям-методистам, которые с большой ответственностью отдавали нам свои знания, позволяли иметь конспекты, не требующие, в большинстве случаев, обращаться к толстым учебникам. Некоторых из преподавателей я назвал выше, здесь продолжу этот список в алфавитном порядке, к сожалению, без привязки к кафедрам, учёных и воинских званий, которые менялись после нас:
Берёзкин А.М., Брагилевская С.З., Броудо Б.И., Быкадоров А.К., Волков Н.И., Голяк Г.А., ГригоренкоА.А., Деренько Л.Н., Егоров В.М., Елкин В.Г., Ельчанинов А.М., Зубарь В.В., Калмыкова Т.А., Козубовская А.В., Кравцов В.А., Кузуб А.К., Лакузо В.С., Лапшин В.М., Маслов В.Г., Метла О.П., Непомнящий А.Б., Олейников О.А., Остапов А.Е., Павлова Н.И., ПетровА.Н., Писаренко Г.К., Приходько Г.Г., Рожок А.А., Санковский Е.А., Скорев А.В., Степанов Г.А., Суриков А.С., Сергиенков В.А., Тимошенко В.С., Хесин М.Ю., Хижко В.П., Шершнёв О.Н., Юрцев О.А., Ямайкин В.Е., Яшников М.В.

   Предметы, которые они преподавали, а мы изучали и сдавали на экзаменах и зачётах, представлены в выписке к диплому.

                Распределение

    Распределение выпускников училища, осуществляемое государственной комиссией – важнейшая ступень в офицерской жизни. Советский Союз огромен. Зенитные ракетные войска расположены на всей его территории: от Анадыря на востоке, до Калининграда на западе, от Новой Земли на севере, до Кушки на юге. Естественно, большинство мест службы находятся вне городов, вдали от различных центров. Многое зависит в твоей судьбе, куда тебя пошлют (распределят), на какую должность тебя направят. В каких условиях будет жить твоя семья. То ли она будет маяться от безделья, скуки, неустроенности на дальней точке. Где нет ни работы для жены, ни детского сада для ребёнка. Где в школу возят за многие километры. На всё это могут наложиться и климатические условия.

    Распределением выпускников Военных ВУЗов (ВВУЗов) Войск ПВО занимается Главное управление кадров (ГУК) Войск ПВО, расположенное в Москве. Они знают куда, сколько и на какие должности следует направить выпускников. Разнарядка ГУК спускается в ВВУЗы, в том числе и в наше МВИЗРУ.

    В первую очередь, в «тёплые» места распределяются дети, племянники и ближайшие родственники больших начальников. Их чадам места определены заранее. Может быть, даже до поступления в училище. Такие «счастливчики» были и на нашем курсе. Учёбой в течение 5 лет они себя не утруждали. Главное для них – получение диплома.

   Некоторые в хорошие места попадали по счастливой случайности. В училище из Москвы и других мест приезжали «покупатели» и, например, спрашивали: «У кого есть квартира в Москве?». Удобно было главкам брать к себе на службу офицеров, которым не нужна жилая площадь, по крайней мере, в ближайшее время. По такому принципу поехал служить в Москву Лёня Мисун.

   Многое в распределении зависело от командования училища, факультета и даже курса. У них тоже были свои симпатии и знакомства с нужными людьми, которых нужно было ублажить. Хорошие места для службы подбирались ими для помощника начальника курса, командиров учебных групп, для секретарей партийных организаций и пр.

    Формально, распределением занимается Государственная комиссия, принимающая защиту дипломов. Выпускник заходит в комнату, где находится комиссия, докладывает о своём прибытии. Перед председателем комиссии список выпускников и предложения, по сути, уже состоявшегося распределения. Председателю остаётся только от имени государства озвучить это решение. Тот, кто окончил училище с золотой медалью, имеет право выбора места службы. Ему называлось три места. Он вправе выбрать одно из них. Порой было как в поговорке «хрен редьки не слаще».
Думал и я о своём распределении. Накануне со мной заговаривал начальник курса подполковник Гаврюсев Леонард Андреевич:
– Ты куда хочешь ехать служить?
– В войска, желательно поближе к Минску.
Многие из сослуживцев откуда-то уже знало куда они поедут служить. Успешно защитив диплом, решил спросить у начальника курса о своей судьбе:
– Куда я поеду?
Ответ был краток:
– Пошёл ты к чёрту со своими войсками! Поедешь в НИИ в Калинин.

    Что такое НИИ, я не знал. Спросил у своих товарищей, которые в этом вопросе были просвещены гораздо больше меня.

   НИИ – это жизнь в городе, без личного состава и дежурств. Ждёт тебя интересная работа. Так подполковником Гаврюсевым была определена моя судьба и судьба моей семьи.

   Хочется пару слов сказать о наших отношениях с Гаврюсевым. Это был честный служака. Не заметил, чтобы он шёл на сближение с нами, слушателями. Всегда требовательный, скрупулезный, порой придирчивый, не допускал панибратства, без вредных привычек. Можно сказать, что на курсе за это его недолюбливали. Я практически 5 лет был редактором стенной газеты курса. Поэтому мне часто приходилось общаться с ним. Вёл я себя самостоятельно, никогда не подводил его, но никогда и не заискивал перед ним. Не выделял и он меня. Только изредка напоминал он мне, что я кандидат в отличники, что я кандидат на золотую медаль. Это делалось для того, чтобы я не расслаблялся. Ибо отличные оценки слушателей курса – не плохой козырь для него. Один из показателей его успешной работы. Есть чем отчитаться перед руководством училища.

   В 2011 году по случаю 40-летия со дня окончания училища минчане организовали встречу выпускников курса. На эту встречу я не ездил, так как накануне побывал в Минске. Ребята прислали мне фотоотчёт о встрече. На встречу пригласили и Гаврюсева. Вёл он себя просто, достойно. В 80 лет выглядит  замечательно.

   Но вернёмся в июнь 1971 года. Когда я порадовал свою Ларису чудесным распределением, она расплакалась.
– Ты чего?
– Калинин же голодный город.

    Такое было первое суждение о городе, в который мы должны были ехать. Кто знал, что мы в нем поселимся на всю оставшуюся жизнь.

    В Калинин с нашего курса были распределены ещё два человека. Это Андрей Ситков и Валерий Егоров, они были обладателями красного диплома и отлично себя показали в училище. Ситков, например, на пятом курсе был секретарём партийной организации.

   
 


Рецензии