Валдаи, валдайки и баньки 18. века

Предисловие.
Из истории бань на Руси известно, что с древних времён, задолго до крещения народа Руси, наши предки ценили в банях прежде всего их целительную силу. Русская баня является собственным изобретением, о чём говорят архиологи, раскапывая так называемые «мыльни» и «влазни». А с 1090 года в Переяславле
уже была построена каменная баня.
Не впример русским, в средневековой Европе кое-где забота о чистоте тела считалась делом греховным и к этому относились как к бесовскому наваждению. Известно, что дочь одного из французских королей погибла от вшивости, то есть даже аристократы не знали, что такое мыло. Они не знали также, что такое и носовой платок, хотя он был известен ещё в Древней Греции.

Иностранцы отмечали:
«Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскалённых печах. Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали ещё закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!»
А один иностранец отмечал:
«Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно и чего-то не хватает ему».

О русских банях кто только не писал. Это и летописец Нестор, относящий их возникновение к I столетию нашей эры, когда Святой Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо – парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно».
О банях и банных процедурах писали многие: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Н.С. Лесков, А.М.Горький. Особенно яркие страницы бане посвятил В.А.Гиляровский.
Но ещё в середине XVIII века Александр Николаевич Радищев в своей работе «Путешествие из Петербурга в Москву» писал о   банях и разрумяненных девках. Предлагаю вашему вниманию:

    Валдаи, валдайки и баньки XVIII века 

«Новый сей городок, сказывают, населён при царе Алексее Михайловиче взятыми в плен поляками. Сей городок достопамятен в рассуждении любовного расположения его жителей, а особливо женщин незамужних.

Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?
Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счёт своего целомудрия.

Сравнивая нравы жителей сея в города произведённые деревни со нравами других российских городов, подумаешь, что она есть наидревнейшая, и что развратные нравы суть единые токмо остатки её древнего построения. Но как немного более сто лет, как она населена, то можно судить, сколь развратны были и первые её жители.

Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своём с услужливою старушкою или парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобажаемой Ладе.

Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идёт в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или её дочь, или свойственницы её, или соседки. Отирают его утомлённые члены; омывают его грязь. Сие производят совлекши с себя одежды, возжигают в нём любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время.

Бывало, сказывают, что оплошного и отягчённого любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Так что, дорогие мои читатели, последуем русскому совету:
«Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом и баня все грехи смоет!»


Рецензии