Божий дар

 ( о талантливом президенте симфонического оркестра )      
 
     В Древней Греции победителям Олимпийских игр  устанавливали прижизненные памятники. Прижизненные сооружения имеют место и в наши дни. Так,легендарный боксер Мухаммед Али при жизни "получил" памятник.Монумент воздвигли в Лос-Анджелесе. У спортивной арены в Чикаго стоит прижизненный памятник баскетболисту Майклу Джордану.Еще одна прижизненная скульптура,посвященная актеру Сильвестру Сталлоне,находится возле Музея искусств Филадельфии.

     В центе города Сан Хосе(штат Калифорния) стоит немало памятников, известным,менее известным и неизвестным людям.Если бы меня избрали мэром города (в Америке все может быть!),то я бы их пополнил еще одним.

    С большим удовольствием Эндрю Бейлзу еще при жизни поставил бы памятник. Представьте себе - есть за что. Этот скромный, уже немолодой человек, с приятной улыбкой, совершил поистине героический поступок. Я это серьезно. Он спас целый коллектив известного симфонического оркестра. Теперь наберитесь терпения, и я расскажу все по порядку.
 
    Много лет тому назад я решил написать статью о старейшим симфоническом оркестре США - симфоническом оркестре города Сан-Хосе. Мистер Грюн,(фамилию изменил)директор и дирижер(в одном лице) оркестра, музыкальное образованиe получил в Киеве и Москве.

   - Хочу подготовить статью о старинном коллективе в популярный американо-русский журнал “Вестник”, что выходит в Бостоне. Как ни как оркестру исполнился 121 год, - сказал я мистеру Грюну.

    Я думал,что в свободной стране со свободной прессой он мне скажет:

  - Пожалуйста! Мы будем очень рады. Секретов нет.

    Но ответ,честно, очень удивил.

  - Простите,-сказал он бесцветным тоном,-но нам это не надо. Прессы хватает.

    Мне было непонятно:из какой это "оперы" он "поет"? Подумал:наверное,ему вспомнились старые привычки советских чиновников. Словом,на нет и суда нет,как гласит народная мудрость.Но одно тут было плохо:я подвел журнал "Вестник", где в очередном номере планировалась эта публикация.

    Как говорится,ничего на свете нет тайного.Все когда-то становится явным.Так было и в этой истории.Прошло много лет,и,как в басне Крылова,ларчик просто открылся. Мистер Грюн много лет "вел" оркестр верным курсом - курсом известного нам с вами "Титаника". За концертной программой пряталось медленное погружение в болото - болото банкротства.

     Что и случилось. Долг оркестра составил более 3 млн долларов, в то время как все его имущество оценивалось в 300 тысяч долларов.Казалось, что прекрасному, одному из старейших симфонических оркестров в Америке, уже никто и ни в чем не поможет. Пожалуй, так думали все, но, я скажу смело, кроме Эндрю Бейлза. В то время он возглавлял Балет Сан Хосе. Балет жил полнокровной и интересной жизнью. Казалось, какое дело человеку из другого "ведомства" до проблем тонущей "симфонии".

    Но Эндрю не мог без слез наблюдать, как гибнет симфонический оркестр. Он был деятельным человеком и нашел способ помочь музыкантам. Притом оригинальный способ. Дело в том, что при балете имелся свой симфонический оркестр. В нем играли многие музыканты из погибающего коллектива. И Эндрю предложил руководству взять на какое-то время "под крылышко" балета всех музыкантов. Идея понравилась. Ее поддержали, и она сработала.

    Через год город отметил рождение оркестра под названием Симфонический оркестр Силиконовой Долины. В свою очередь оркестр отметил и новоселье. У него теперь свой дом. Это прекрасное отреставрированное старинное здание по праву получило свое второе рождение. Мне остается добавить очень важное и можно будет поставить точку. Когда оркестр заиграл в полный "голос", то музыканты пришли к Эндрю.
 
   - Мы все хотели бы, - просили они, - чтобы Вы стали во главе нашего музыкального коллектива. Мы Вам очень благодарны.
 
    Вот и вся история о том, как из талантливого руководителя балета  Эндрю cтал и талантливым президентом симфонического оркестра.Что и говорить, он обладал божим даром.
 
   Русский композитор Шостакович говорил, что без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. И вот представьте себе, как тут могли дать "умереть" такому оркестру. Оркестру уже более ста лет, что и говорить, возраст солидный. Музыканты тут играют вместе в среднем 20 -30 лет. Это опыт и сила.


  КАЖДЫЙ ГОЛОС –ГЛАВНЫЙ

    Известно, что хоровая музыка является одной из наиболее древних областей музыкального искусства.-Звуки хоровой музыки вызывают у каждого из нас ощущение причастности к мировой культуре,-говорит Елена Шаркова.-Может быть, это и увлекло меня в эту древнюю,и в то же время, вечно молодую область.

    Елена получила степень бакалавра в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Следующая ее высота - степень магистра по хоровому дирижированию. Как отличницу, ее оставили работать в консерватории. Вскоре пришла к Елене популярность. С лучшими  хоровыми коллективами она выступила в городах России и США. Принимала участие в европейских фестивалях, где входила в число победителей. Но стремление к знаниям остается. Елена поступает в университет Western Michigan.Получает еще одну степень магистра по хоровому дирижированию. Ее приглашают в университет города Сан-Хосе на должности ассистента профессора музыки и дирижера хора.

    С тех пор прошло много лет. Теперь она уже со своим американским хором совершила поездку в Россию. Трудно описать тот радушный прием, который оказали им в родном Санкт-Петербурге. С большим успехом прошли выступления хора в Эстонии (там очень любят хоровое искусство),Финляндии, Австрии и Швеции.

    Елена Шаркова - профессор университета. Педагогическую работу она успешно совмещает с должностью руководителя хорового коллектива симфонического оркестра. Хор постоянно стремится к расширению стилевого и жанрового диапазона исполняемых произведений. Его репертуар включает произведения Баха, Брамса, Моцарта, Верди и Бетховена. В почете тут и произведения известных русских композиторов Стравинского, Рахманинова и многих других.
 
    Вокальный ансамбль “Chanticlttr” из Сан Франциско, который называют “самым выдающимся мужским хором мира”, должен был выступить в Санкт-Петербурге в  Мариинского театра. За помощью они обратились к Елене Шарковой. Она помогла составить программу. В нее вошли народные и военные песни, церковные распевы и светские хоровые произведения, шедевры литургической музыки эпохи романтизма. Выступление прошло успешно.Что тут и говорить: мастер на все руки.

   C ЛЮБОВЬЮ К РУССКОЙ МУЗЫКЕ

    В симфоническом оркестре любят русскую музыку. В его программе “Остров мертвых” и “Рапсодия на тему Паганини” Рахманинова, “Процессия знати” из оперы-балета Римского-Корсакова “Млада”, “Волшебное озеро” Лядова, сцены из оперы Прокофьев “Ромео и Джульетта”.

    Поклонники Шостаковича с удовольствием слушали "Первый концерт для скрипки с оркестром" в исполнении солиста оркестра Гари Хоффмана.Гари любит русскую музыку. Был он в Москве. Многие произведения русских композиторов он исполнял как солист Национального симфонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Он является победителем международного конкурса скрипачей в Париже.
 
    Немного о дирижерах.Маэстро Эмиль де Сау,американский дирижер,влюблен в музыку Петра Ильича Чайковского. Он дирижер Национального симфонического оркестра,который исполняет произведения Чайковского в русской программе центра имени Кеннеди. Он был и директором престижного музыкального фестиваля, посвященного Чайковскому. Так что эта любовь навсегда.
         
    Мартин Вест. Он родился в Англии. Учился музыке у известных профессоров Санкт-Петербургской консерватории и Лондонской Королевской Академии Музыки. Получается так, что куда ни бросишь взгляд, всюду видишь любовь к русской музыке и тесные музыкальные контакты.


Рецензии