Шахматная Шкатулка. Симметрия нач. расстановок

Есть вполне осязаемая разница между "правильным" и "неправильным" преподаванием шахматного материала на начальном этапе знакомства ребёнка в детском саду.
3-5 летний малыш по большому счёту совершенно не готов к восприятию таких сложных абстракций как "поле", "ход", "фигура" и т.п.
В то же время уже в этом возрасте он прекрасно воспринимает симметрии и их внутреннюю красоту.
Поэтому на первичном этапе в целях закрепления заинтересованности ребёнка в этом необычном для него материале весьма эффективны демонстрации симметричных расстановок фигур в начальной фазе игры.
Можно пытаться показывать ребёнку ход коня, сопровождая это самыми разнообразными комментариями, типа: "раз, два, вбок!" или "ходит буквой Г"...
А можно, жестко демонстрируя различные симметричные схемы, раз за разом просто ставить коня
с поля g1 на поле f3,
с поля b1 на поле c3,
с поля b8 на поле c6
с поля g8 на поле f6!
А вместо рассказов о слоне "по диагонали" или "по белым клеточкам" упорно ставить в схемах слона с поля f1 на поле c4, или с поля c8 на поле g4.
Удивительно, но в какой-то момент малыш начинает делать конём правильные ходы "без всяких дальнейших объяснений".
Это похоже на разучивание аккордов на гитаре или на проигрывание гамм на фоно: в какой-то момент  пальцы сами начинают двигаться точно.
Разыгрывание начальных схем делает для маленьких детей занятия с шахматным материалом весьма комфортным.
Здесь нет смысла грузить ребенка долгими рассказами или вымученными "сказками".
Логические формулы занятия прописываются просто и чётко: по схеме: одно движение - одно слово.
Пешка-конь-слон-рокировка!
Домик-слоник-коник-рокировка!
Пешка-пешка-конь-конь-слон-слон-рокировка-рокировка!
Малыши охотно запоминают и с удовольствием повторяют симметричные движения.
Как мнемотехнический приём и как комплексное развитие представлений об игре именно симметричные дебютные схемки способствуют энергичному врастанию ребёнка в этот шахматный материал в целом.

Примечание: ресурс не поддерживает длинные заголовки и ряд знаков в них, например в этом заголовке в случае "Симметрия начальных расстановок" автоматически выводится на экран "Симметрия начальных расстаново", что приводит к поиску преодоления такого состояния дел. Как обязать программу выставлять авторский заголовок целиком и без искажений - не ведаю.


Рецензии