Контрасты

 
Контрасты.

Изучая общество, как некое целое, со всем набором его признаков, обращаешь, прежде всего, на его главные показатели. На те крайности, с двух сторон развития, которые и определяются словом - контраст. РАЗВИТИЕ, потому оно и развитие, что начинает своё движение от нуля, от покоя, лени, застоя. А начав движение, достигает каких-то предельных результатов. Так вот, между начальным и конечным, и возникает контраст. От него и все проблемы общества. Проблемы по всем уровням, начиная от семейных, производственных и кончая - государственными и межгосударственными.
История на этот счёт, точно отражая все его признаки, набрала полный набор слов и все они, собранные по каждым видам деятельности, представляют собой системы. Для примера - темпераменты. Система их такова. Двум слабым темпераментам - флегматикам и меланхоликам,  противостоят два сильных - сангвиники и холерики. В практическом обзоре, это выглядит так. Либо родители слишком жёстко относятся к детям, и дети становятся флегматиками и меланхоликами. В лучшем виде - послушными, исполнительными и, как результат - отличниками и, далее, талантливыми, выдающимися. Наблюдается и обратный вариант. Из-за родителей - флегматичных и не строгих - дети растут капризными, требовательными, больше склоняются к развлечениям, и затем, начинают терроризировать их, пренебрегать общественными законами, и совершать, сперва, мелкие преступления, а потом и крупные. Подчёркиваю, речь идёт о крайностях, о контрастах. Между ними - основная обширнейшая промежуточная  умеренная - область. Где контрасты не столь заметные и яркие.
Другой тип контрастов по половому признаку. Постоянно СМИ нас информирует, что в одном случае, женщины терроризируют мужчин, в другом - противоположный процесс. Само существование правоохранительной системы, с их тюрьмами, этот вид контрастов, по сути, количественно уравновешивает тех и других.

В общем, контрастов так много, что хотелось бы коснуться всех. Они затрагивают все функционирующие органы, как внутренние так и внешние. Из внутренних - телесные системы, с полным набором своих органов, и служебно-официальные, тоже с полным набором своих органов. В основе их лежат нормы, от них и ведётся отсчёт до крайних положений. Самой природой (её законами) предусмотрены те нормы, благодаря которым обеспечивается здоровье, прекрасный внешний вид. Нарушая их, можно дойти до крайностей. Там, где много пищи, и самой разнообразной, человек может повысить свой вес до 300 и более килограммов. При этом, приходится говорить о тех условиях, при которых возможны подобные достижения. Недавно по телевидению показывали женщину, именно, с таким весом. Сама ходить не может, на тележке, молодой парень из родственников, катит её по залу супермаркета. Говорит, что любит поесть, и это её главное занятие. Значит, сами условия, тоже могут находиться в очень большой протяжённости от норм, как в одну сторону, так и в другую. Её никто не ограничивает в еде, и она послушна той инерции, которая когда-то начала усиливаться. Достигнув большой мощности, даже сознавая, как крайне неприятно к ней относятся, она уже не способна остановиться, и сделать попытку отправиться в обратный путь к норме.
Тот, кто жил или живёт в деревне, тот знает, что свинью невозможно накормить досыта. Она всегда голодная. Этим пользуются хозяева. Перед тем, как зарезать на сало-мясо, кормят вдоволь. Живут свиньи не долго. Лишь до осени, до холодов. Но и у людей, с таким же образом жизни,  век - короткий. Противоположный вариант - недоедание, голод. С этим видом крайностей, отсчёт от нормы ведётся в обратном направлении. То и другое - предел контраста по пищевому фактору.
Наиболее драматическая область, связывается с половыми органами.
С одной стороны - внутренний позыв, и очень мощный. Начинается он с раннего (детского) возраста. С другой стороны - внешние условия. У разных народов и в разные времена, они были свои. Из числа крайних - пояс невинности. На этот счёт, и сама природа постаралась. Создала, как в хозяйственных делах, своеобразный контроль в виде препятствия. Что-то вроде пломбы, нарушать которую, до поры времени, не рекомендуется.
С количественной точки зрения, все половые проблемы, житейски выдаются в определённой сравнительной последовательности. На норму приходится основное количество, драматическая область охватывает меньшее количество, на трагедиях заканчивается эта последовательность.
В советское время на эту проблему (был единичный случай), ответили художественно: "А если это любовь". Так как сексуальная потребность начинает сказываться слишком уж рано, то и первая любовь выдаётся нервами уже с начальных классов. Школьники восприняли этот фильм, как право на ранние половые отношения. По всей стране, девочки стали внешне меняться, приходя в школу. Родители подняли тревогу, все претензии направлялись официальным органам. Но, сексуальная революция началась, притормозить её - какие бы средства не использовались - было уже невозможно. Учебный процесс прерывался для таких поспешных девочек и потом - не возобновлялся.
Что касается серьёзности "первой любви", то она отмечалась многочисленными трагедиями. Кто-то, протестуя против строгости родителей, пытался покончить собой, кому-то это удавалось. Если же говорить серьёзно на эту тему, то любой взрослый человек, прошедший школьный период, может искренне поведать, что у него была - первая, вторая, третья,..десятая любовь. При этом, с каждой последующей, как правило, возникало удивление: как это я мог в неё?! Вторая была лучше первой, третья лучше второй и т.д.
Проблема выбора - сложнейшая проблема. Когда ещё нет, абсолютно никакого опыта, никаких знаний о противоположном поле, то сближение, чаще всего, происходит случайно. Вспомним детство, юность, неожиданно оказались в лесу, в дороге, на сеновале, у речки. Не говоря уже о праздничных днях. Каждый такой случай мог оказаться судьбоносным. Когда потом выясняется, что девочка - беременна, как отнестись к ней. И тут свои крайности: "зачем вы девочки, красивых любите?" Лучший вариант, если родители будут рады такому подарку. Но в жизни случаются, и не столь радостные (облегчённые) последствия. В качестве иллюстрации - конкретный пример. Мой земляк, Анатолий, начал влюбляться с пятого класса. И, затем, в каждом следующем классе. Хвастался об этом мне, как лучшему другу. Напротив его дома, был дом Бобковых. Николай, возвращаясь из армии, привёл в дом девочку, лет 14. Сам из бедных, девочка из бедных, никаких деловых интересов. На уме - одно, как изготовить или добыть алкоголь. Дети не появлялись, и вот тогда у Анатолия возникло желание. Мать его постоянно видела с ней. Имея богатый жизненный опыт, устроила сыну головомойку. Он потом поведал мне: страшно подумать, что - от меня - и в таких условиях будет жить моё чадо. Этот тип контраста, особенно драматичен. С одной стороны, в будущем - лётчик, врач (человек высокой культуры), а с другой - малограмотная мать, без каких-либо полезных увлечений. Должен заметить, что в юном возрасте, ни он, ни я, как-то серьёзно не задумывались о том, что нас могло ожидать с такой женщиной. На подобном противопоставлении, как в прошлом, так и в настоящем, сколько в жизни возникает сложнейших ситуаций. И детей - жалко, и жить с женщиной, которая слишком контрастирует с тобой - беда. По разному из неё выходят. Лучшие варианты могут и не приходить в голову. Человек теряется, порой приходит в отчаяние. Но это явление, не только с мужской стороны. С таким же содержанием, оно может протекать - и с женской.
Нервная система у людей работает схоже. Поэтому, исходя из своего опыта, не трудно понять и объяснить любое драматическое явление. Возникали и у меня подобные моменты. Несколько слов о них. Познакомился с девушкой, начали встречаться. Но что-то не заладилось. И я - выдал: мне с тобой неинтересно. У неё по лицу - красные пятна, затряслись руки. Не ожидал такой реакции, начал оправдываться. Согласись - с таким чувством - встречаться?...Слёзы из глаз, направилась к двери. Вслед: мне многие - отворот, но я воспринимал иначе. В жанре лёгкого юмора, комедии. Встречается крайность - прямо противоположного свойства. На второй-третий день - вопрос. Что! - вокруг, да около. Не определился? Прощай. Некогда мне с тобой время тянуть. Так и в девках можно задержаться. В общем, наблюдаются крайности двух видов. Когда слишком рано - плохо, и удалиться далеко от лучшего возраста, тоже - ничего хорошего. Жизнь диктует свои правила. Всё вертится вокруг норм.
Почему то казалось, что люди с высшим образованием, должны бы легче переносить охлаждения. Увы, и среди них - немало трагедий. Только что в Новосибирске сообщили, что муж, из-за подозрений связи своей жены-депутата Оксаны Бобровской со своим начальником, подорвал себя и её гранатой в собственной машине.
В советское время был фильм на эту тему. Муж собрался в командировку, но что-то забыл. Вернулся домой, а там жена с другим. По законам советской драматургии, он не должен был простить.
Что и говорить, проблем связей двух полов, превеликое множество. Советники тут - ни со стороны родителей, ни со стороны властей - не лучшая подмога. В добрые старые времена вмешивались родители. Где-то был лучший результат, где-то - худший. В наше время, половая проблемность многократно возросла. Появились передачи: с какого возраста начинать секс. Постоянно СМИ сообщают: там-то и там, девочка 12 лет родила. Крайность! В 14 лет - не вызывает удивлений. Власти бьют тревогу. Слишком много обортов, венерических болезней, суицида, рождение не здоровых детей. Есть над чем призадуматься.
Половая страсть - диктатор, со стороны природы. Противопоставить ему - разум, но он приходит с годами, и ни к каждому. Психика человека такова, что оказавшись в коллективе, сами нервы срабатывают на кого-то одного. Почему они выбрали именно этого, человек - сознаёт, но разумно объяснить подобный выбор не может. Что остаётся? подчиниться ему. И - подчиняются. Главное в подобных делах, скрывать свою страсть. Природа, и на это явление, запрограммировала психику. Ревность. Это такое безумие, с которым даже флегматики не могут справиться. Обычно - нервный взрыв, срыв - нападение, разрядка, охлаждение. И хорошо, если психоз быстро заканчивается. Но он может и на долгие годы затеряться где-то в нервной системе.

Тоже самое происходит с теми, кто злоупотребляет куревом, алкоголем, наркотиками. В этих случаях, нарастание инерции, и зависимость от них, ложится тяжким грузом на лёгкие, сердце, нервы. И, чем дальше от норм, тем затруднительней потом, вновь вернуться к ним. Тем не менее, достаточно точно проверенные временем пагубные процессы, не удерживают большинство людей от движения к крайностям. Всё дело в том, что НОРМЫ - не всех устраивают. Хочется чего-то больше, чем то, что они могут тебе дать. Но от них можно идти не только по негативной направляющей, но и по позитивной. Как в приборах: средняя величина и деления - вниз или в верх. Крайности, в каждом виде деятельности, могут зашкаливать. Нервная система, как функционирующее явление, выдаёт инерцию (увлечённость), как потенциально-  возрастающую. Со своими крайностями. Так и потенциально - снижающуюся. В спорте свои пределы - по высоте, длине, глубине, силе, ловкости. В творчестве - всё новые и новые открытия. У негатива свои пределы: от здоровья- болезни, от точного отражения - все виды отклонений, в делах финансовых - хищения в особо крупных размерах. Для борьбы с последним видом, свои предложения. Некоторые из числа крайних. Мол, как только стал чиновником, так сразу на него следует заводить уголовное дело. Но диалектика придерживается своих ККС (количественно-качественных соотношений). На малое число наиболее жадных, циничных и не знающих предела своему личному обогащению, приходится такое же количество наиболее честных. Основное количество - придерживается какой-то меры. Кто-то - большей, кто-то меньшей, но, по их мнению, гарантированной от судебных подозрений.

Политика, как явление целое, выглядит в таком же ККС. Две партии - антогонисты, между ними - умеренная, правящая. Почему происходит именно так, а не иначе? Все тайны таятся в самом обществе. Чтобы научно ответить на этот вопрос, нужно, прежде, познать его. Казалось бы, в интересах каждого человека - ЕДИНСТВО. А общество - при демократических условиях - разлагается (при этом, добровольно) до самых мелких сект. В интересах каждого, больше всего ценить - позитив. А основные действующие лица и личности, пренебрегают им. И что удивительно - на всех уровнях: от подножных до верховных. Самое полное представление об обществе, даёт словарь антонимов. По его словам-крайностям (позитивным и негативным) можно судить о всём обществе. Они, как бы, берут в овал основную часть оценочных слов. Ну а так, как слова, лишь отражение самой жизни, в её многообразных проявлениях, то - одно с другим - находится в полном соответствии.
Обратимся к конкретным общественным явлениям. Руководствуясь единой оценочной системой - диалектической - попробуем коснуться тех крайностей, которые известны всем, благодаря СМИ.
Напомню, диалектика, в отличие от политики и искусств, располагает только двумя знаками: плюсом и минусом, исключает искажения и характеризует сразу всё ЦЕЛОЕ. Любые точки зрения - с той или иной стороны - не допускаются. К левым, правым, умеренным - одна шкала измерений. Что из этого может получиться - несколько показательных иллюстраций.
Только что объявили "о главной премьере года" - "Тихий Дон". В советское время уже была экранизация по книге М.Шолохова с этим названием. Стало быть два варианта на одно произведение. Напрашивается мысль о контрасте с той и другой кинематографической продукцией. В чём суть этого контраста? В советское время художественная интерпритация была, естественно, советской, а нынешняя выдана - антисоветской. Вот что говорит сам режиссёр о своём детище. "Это же глубоко антисоветское произведение". Если так, то его духовный настрой, демонстративно перестроечный.
Именно, с перестройкой, перестроились на обратный курс, стали переписывать историю всеми средствами. В том числе и художественными. Перекрашивались - с красного на белый. Под руководством Н.Михалкова, из кинематографа смогли изгнать всё красногвардейское, советское. Как говориться, лиха беда начало. Первая попытка экранизировать М.Булгакова "Мастер и Маргарита" обернулась комом. В советское время, по его же книге "Собачье сердце", экранизация оказалась блестящей. По первым кадрам - ощущается, что и с "Тихим Доном" С.Урсулюка, произойдёт тот же ком. Как не крути, а всё дело в настрое. В настрое писателей, артистов, режисёров. Одни и те же лица, но душа, как некая ёмкость, наполняется чем-то иным, чем то, что было прежде, и человек преображается. Становится лучшим или худшим, в смысле своих способностей.
Советская классика насчитывает сотни произведений и если вздумалось всё по новому (антисоветскому) переиграть, то что из этой затеи может получиться? Убеждён, ничего хорошего. Сами посудите, что может получиться, если кто-то решит по своему перестроить "Сорок первого", "Человека-амфибию", "Чапаева" и много-много других. В советское время был таков набор режисёров и артистов, что им были по силу все реальные личности, от простых до полководцев. Им по силу были все жанры: сказки, комедии. Перестроечный кинематограф потерял это духовно-художественное богатство. Все, словно, на одно лицо. И те, кто убегает, и те, кто их преследует. По всей шкале - 50 оттенков серого. Ничего яркого, выдающегося. Тем не менее, главный "оскароносец", располагает всей полнотой власти в кинематографе. Славится и поддерживается, в основном, на западе. Внутри страны к нему - отношение плёвое.
Жизнь, за время перестройки, настолько изменилась, и настолько изменились люди, что в системе ценностей, образовалась полная неразбериха. Вспомним, как начинала Пугачёва и Киркоров. Это были времена чудес. А как их воспринимают сейчас? Из статуса народных перешли в статус антинародных. Вся эстрада зиждется на одной теме, в основном, любовно развратной. Темы труда, прекрасных благородных чувств, исчезли. На таком материале, новую классику - урсулякска-михалковского типа - не создашь.
Разнообразие во всех видах деятельности, пополняется за счёт негатива. Появились и свои знаковые источники. Венедиктов, на общей шкале ценностей, избрал свой участок. Все, у кого есть что сказать крайне негативного, обращаются в эхо. Решил блеснуть своей негативной крайностью А.Невзоров. Усомнился в понятии "родина", и в тех наградах, которые даются за выдающиеся заслуги перед ней. Познер похвастался: "Россия мне не родина". М.Веллер "не ожидает ничего лучшего", если так пойдёт и дальше. Выдал своё творческое кредо Венедиктов:"вот так должны работать журналисты", имел ввиду Шарли Эбдо.
Общий негатив, как передовой отряд, прокладывает свою дорогу в будущее. Появились такого рода констатации. Образовался механизм для будущих войн, как минимум на 30 лет. Сатановский мрачно пророчит на больший срок - в 40-50 лет. От всех основных источников, в том числе, и научных, только худшие прогнозы. Нет даже намёка, слабенького ручейка в будущее, в котором бы угадывалось совершенствование общества.
Когда-то К.Маркс сделал призыв: пролетарии всех стран объединяйтесь. Объединились. Им ответила та сила, против которой объединялись. Произошёл реванш. В порядке последовательности глобального развития, следовало бы сделать новый призыв. Учёные всех стран объединяйтесь.


Рецензии