Пазл мехматика
Сложная вещица из 2004.
Лето, моё деревенское лето, не возможно представить без петуха, кур и главной цветастой Королевы среди кур – наседки. Маленькие жёлтые клубочки редко появляются из под неё в дебри джунглей, которые для них трава. Цыплята растут и растёт радиус отхода от центра - наседки, привязанной за ногу к гвоздю, который прочно вбит в пересохшую землю. Королева тревожно закудахчит и комочки сломя голову летят, бегут под защиту матери, сильнее которой нет и быть не может. Так и мы в начальной школе видим в учительнице первой своей вторую маму и сплачиваемся около неё. Проходят годы и птенцы уже не держатся радиуса, имея много точек привлечения и тревожный зов не пугает , просто живут в загоне для подросших цыплят. Так и все мы, попавшие первый раз в первый класс , выстраиваем идентичную модель.
Одноклассники - это много и это ничего, кому как. Мы дружили с первого класса и потому получили прозвище - НЕРАЗЛУЧНИКИ. Как – то судьба , играясь, свела в дружбу похожие личности ещё на стадии формирования. Мы искренне любопытствовали, пытаясь понять мир, вопреки противостоянию учителей. Скажем, вопрос - почему капли сильного дождя не убивают комаров и иных мошек,- ввёл препода биологии в раздражение с последующим выдворением меня из класса. Толя был не хуже : он спросил, если из кипящей жидкости выделяется газ / пусть кислород/ , то объём жидкости уменьшается , а состав меняется , ведь если убывает составная часть чего либо, то былой объём на эту величину уменьшается, а состав, потеряв часть в неравной пропорции претерпевает видоизменение. Какова структура этих явлений ? Формулы, физика явления, химические преобразования ? Как Вы думаете, чем это закончилось ? Да, тем же, что и в моём случае.
Нам казалось безумной тратой времени переодевание и бег по кругу на физре ; унизительным ходить по квартирам и вымаливать макулатуру ; бессмысленным заучивать даты чьей – то личной жизни несколько столетий живших до нас и ещё сотни всяких нелепостей , включая Устав ВЛКСМ.
Ключевский В. О.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.»,- в этом смысле хороших учителей у нас в школе не было. У нас отбивали любопытство к явлениям природы и логике - банальной зубрёжкой, а так же умением нравиться преподавателю. Наши детские головы прочно усвоили неразрывную, путаную связь науки и общественной жизни , актовый зал с чтениями советских авторов , агитбригады, Павка Корчагин,- без всего этого цель учиться на отлично была настолько не реальна, что это даже не обсуждалась. В картонном грузовике , немыслимо одетый, после того , как аккордеонист со старшего класса что –то с позволения сказать изобразили выразительно посмотрел на авто , мне предстояло встать с корточек, возвысится над картонным бортом и громко сказать :ХЛЕБ ВАЛЯТЬСЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА , ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ХЛЕБ В ПЫЛИ, САМАЯ ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА НЕ ПОДНИМЕТ КРЫЛЬЯ ОТ ЗЕМЛИ.
Сильно смущало то, что у держав, особенно великих, есть крылья. Мы долго репетировали, а по - сути у нас забирали часть юности, потому как никому это было не интересно и никакой воспитательной функции не несло.
Нас всегда удивляла та напористость, с которой излагались предметы. Представим себе учителя , скажем химии, который десять лет ведёт профильный предмет с 5 по 8 класс. Он учебник знает наизусть с право на лево и в обратном порядке. И тут , повзрослевший на год юноша, не может сразу понять теоремы, которые писали учёные мирового уровня, а кроме них к этим открытиям никто из мировых светил не мог прийти…Гении, они и есть гении. И вот стоит у доски Генка , моргает, силится, но не может сразу понять и всё тут… Не его день, а может красавица Инга / из Б класса / так посмотрела на него на перемене, что нужно время, чтобы прийти в себя. Учитель начинает злиться и язвить, вызывая ответные чувства у школяра и этот театр- противостояние наблюдают зрители в виде одноклассников. И теорема – это то, с чего началось , а теперь дело к развязке.
Что нас спасало от объединения учительского коллектива против нас ? Во - первых авторитет сестры моей бабушки. Учителем ушла на фронт , вернулась со столькими орденами и медалями, что пиджак с трудом удерживал такую тяжесть. В нашем Районо она кем – то была на общественных началах, учитывая её преклонный возраст. Для меня – это был полный добродушный, очень словообильный человек, не способный не то, что на резкость, а даже на громкое слово. Во – вторых ,сильно старший сводный мой брат, официально служащий , как я понял, в КГБ или в подобной структуре. Эти два независимых факта позволили не ругать нас, а считать научными чудаками , витающими в облаках.
Подводя итог пребывания в школе, скажу словами , математически точно предающими мою мысль :
Умов Н. А.
Воспитание, которое не развивает желания, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать.
ИНСТИТУТ
В те годы, таким умникам путь был предречён - физмат. Прикладная математика и механика в непостижимом сплетении создали нечто, что само по себе являлось самостоятельной наукой. Толя поступил легко, я же с приключениями ,- мне досталась задача, текст которой можно было толковать двояко и я предоставил два разных решения , которые исключали друг друга. Была шумиха, но меня то же зачислили. Учёба нас сильно сплотила. И знаете почему ? Мы были оба сильно недовольны лекциями. Очень интересные темы подавались крайне не интересно, требовалась зубрёжка , а не поэтапная логика , ведущая от истоков до конечных выводов. Например, принципиально разный подход Ньютона и Лейбница в понимании механики движения. Лейбница – философа, смотрящего на точные науки сквозь призму мировоззренческого миропонимания. Ну как тут зубрить ? Зачем заучивать выдуманные лекторами формулировки ? При чём тут амбиции лектора, если мне, действительно, не понятна последовательность излагаемого ? Приходилось вдвоём всё это «переваривать» , дополняя друг друга.
Изучаешь тему по конспекту, понимаешь, что это продуманный стих , где нельзя ничего ни добавить , ни убрать,-остаётся только зубрить. Идёшь в библиотеку и просматриваешь учебники разных авторов , которые по своему излагают предмет и вдруг понимаешь, что это твой учебник. Пусть объём изучаемого в разы больше конспекта , но зато тебя последовательно ведут по логике изложения , буквально по крупицам прибавляя новое. Ты уже становишься не учеником, а единомышленником, так как это совершенно наглядно излагаемая истина. Поняв истину, ты убеждённо отстаиваешь её , считая провокационные вопросы преподавателя - нападками. Доцент хочет увидеть свою значимость, через цитирования начитанных лекций, мы же излагали материал из другого источника и имеющиеся расхождения были отнюдь не на пользу лектора.
Первый и второй курс - это самый сложный период, который формулирует сам стиль поиска и изучения. Но есть и иное. Совсем иное. Очень даже часто, на скучных лекциях, взгляд переключался на лица милых студенток, которые абсолютно все очень красивы , но по - разному. Они с очень умным видом слушали лектора, внимательно , разборчивым почерком ведя конспект, не желая пропустить даже самую малость. На эти лица нельзя было не засмотреться! Я , практически, не вёл конспект,- а зачем, если Толя практически стенографирует лекцию, являясь единственным переводчиком своих каракулей, зачем дублировать, если разбираться будем всё равно вместе ? Девочки демонстрировали свою серьёзность, которая противоречила весне, их косметике и неповторимому подбору одежды.
Между лекциями, мы перебегали от корпуса к корпусу , рассуждая о чём угодно, только не о науке. В нас пытались внедрить системные знания, которые нам нужно было не ПОНЯТЬ, а ЗАПОМНИТЬ, для того , чтобы других научить запоминать то, что мы вызубрили. Этому было очень трудно противостоять , мы старались и это повлияло на оценки. Там, где преподаватель хорошо разбирался в теме и с удовольствием готов был поделиться тем, что нас смущало ,- мы были отличники; там же где от нас требовали выучить текст, стиху подобный и любые вопросы воспринимали как «умничания» лентяев,- была четвёрка, а один раз даже три.
Научный мир являлся нам узкими секторами, которые сочетались, открывая новые перспективы развития. Вместе с тем, накопительство было обоим чуждо и как –то само собой каждый из нас увлёкся своим. Я не искал темы, зав кафедрой заинтересовал меня своими лекциями , у нас сложились отношения и аспирантура весьма чётко просматривалась. Можно было остаться в нашем институте, можно было получить направление в НИИ, где подобную тему разрабатывал коллега моего шефа. Хотелось вместе с Тиком двигаться по научным просторам вместе, но ситуация сложилась необычно сложно. Опишу подробнее :
Первых три курса пролетели незаметно, в едином порыве, а вот с середины четвёртого наши интересы начали отдаляться. Нет, учились мы вместе по - прежнему , но направление научных интересов оказалось разное. Я старался отдать всё время учёбе , выделяя интересное «на потом», Толя же сузил свой поиск до одного направления , -«математика в армии». Чушь, скажете Вы ? На первый взгляд – да. Вот вникните в суть его рассуждений и поймёте, что всё намного сложнее.
Рассмотрим конкретный бой, военное сражение. У одной стороны, есть оружие, которое имеет какие –то технические характеристики и степень эффективности в конкретном случае. Этот тезис вполне можно описать двумя формулами /или рядом формул/ для каждой из сторон. Воюющие противоборствующие военные подразделения имеют конкретный и разный опыт , удачно или не удачно применимый в данном конкретном бою. Если все эти факторы представить как некие уравнения разной сложности и посмотреть на их совокупность , как на систему уравнений , то мы получим конкретное решение для всех показателей – это и есть математически предугаданный исход боя. Это если очень кратко. ТИК рассматривал в деталях военные и криминальные операции, переводил их на язык математики и физики и очень часто угадывал результат. Сам подход был гениален , не зависимо от того насколько реален и правдив сектор исследования. Да, забыл упомянуть, мехматик, сокращённо - ТИК, только так я его и называл, хотя прозвище не прижилось.
У Тика были очень строгие родители, которые обожествляли его родную сестру, а к нему относились как к чужому , хотя формально и родному, при этом совершенно агрессивно относились ко мне и догадывался почему : мне очень нравилась сестра ТИКа и я ей был то же не равнодушен. Не сложилось. Так бывает , искренне стремление друг к другу молодых сердец обрывают «на корню» более мудрые родные, считающие вправе это делать. Не редкость, увы. И мы – не исключение.
Вот и подошёл к концу мой рассказ , который лишь предисловие к последующему. После института моя жизнь протекала по стандартным канонам – распределение в НИИ нашего города, дальше первый брак на сотруднице, близнецы; развод и снова женитьба, которая фактически состоялась ещё до развода и как Вы понимаете , двое детей от второго брака. Результат - пенсия , пять внучат и два правнука. Защитив кандидатскую диссертацию - научную деятельность вёл пассивно, но уверенно . Было понятно, как достичь регалий в науке, понятны правила движения по вертикали… Давно уже мозг не горел в предчувствии какого – то открытия , сердце не билось в предчувствии радости озарения ,- зато степени и звания приходили «сами собой». Тик же уехал по распределению в Ленинградский НИИ и наш контакт прекратился ещё в ту пору. Была у нас и пора расставания. Нет, не банкет и выпускной,- их я не помню, да и он вряд ли, уверен,- а беседа по – душам двоих бесконечно близких людей перед вынужденной разлукой.
Мы гуляли в ту летнюю ночь практически до утра, делясь планами на будущее. Никто и представить не мог, что это последняя встреча. Трудно понять почему, но тот разговор запомнился даже в некоторых фразах:
- Ты не понимаешь мира механики и математики, мира формул , которые и составляют суть мира. Мы понимаем очевидное и домысливаем невидимое, поэтому теории меняют друг друга по мере развития знаний, но сам подход порочен. Посуди сам :
Времена года – очевидны. День – ночь , то же очевидны. А секунды ? Сейчас ты будешь говорить о шумерах, пытаясь увязать их с современными знаниями,- всё тщетно ,- никак не увяжешь. Где переход, от секунд к суткам ? Логично было бы, чтобы , раз в сутках двадцать четыре часа, и в часе было кратно двадцатичетырём минутам, а в минуте - кратно двадцатичетырём секундам ,- ан нет. Почему ? Почему , объясни языком математика или физика, секунда конечная точка отсчёта ? Точка отсчёта в системе координат текущего времени ? А ведь не понимая этого,- большая часть теорий - прожекты или интуитивные предпосылки.
Я тогда встречался с огненно - рыжей Лерой и завтра меня должны были познакомить с её братом и это тогда было практически таким же важным для меня, как и мысли Тика. Он это понял и прекратил откровения.
Яркая молния, прошедшая через всю жизнь! Не помню Леру, не помню, состоялась ли встреча с её братом, а помню лицо разочарованного Тика и окончание нашей беседы! Может быть я не то считал главным ? Нет, просто удивительно, как мозг отсеивает главное и не понятно - чем именно он руководствуется !!! Мы , иногда, делаем шаги, о которых жалеем всю жизнь, ярко сопереживая то, что было десятки лет назад. Я – не исключение.
Через два года после распределения, уже будучи женатым, посетил родителей Тика, чтобы узнать его контакты,- меня встретили как врага явного, а не тайного, ничего не сообщив. В деканате мне дали адрес Ленинградского НИИ , куда уехал Тик. Ровно год не складывалась поездка и если бы не командировка, так бы и не уехал в Питер. Нашёл по адресу институт, который вообще не институт, а какое – то ведомство и никогда по этому адресу института не было. В адресном посмотрели название НИИ, куда убыл Тик и категорически заявили, что в Питере и области ничего подобного после войны не было. Это меня настолько озадачило, что приехав домой, через какое – то время снова зашёл к родителям друга.
- Мы поменялись и теперь здесь живём мы.
- А где…
- Это был сложный обмен, мы их даже не знаем, мы сами из Обнинска с доплатой сюда переехали. До свидания .
Дверь закрылась, перечеркнув поиск навсегда.
Так не бывает! Какое – то параллельное измерение! И меня найти не было проблемой,- почему он не постарался этого сделать ? Вот так просто, раз и навсегда перечеркнуть ДРУЖБУ и забыть навеки ? И с чего ? Эти вопросы всё реже и реже посещали мозг, но вопрос «завис» , а не пропал.
Хотелось похвастаться моими успехами , узнать о его достижениях, в которые я, по правде, не верил. «Выдумать» научную тему и получить финансирование, статус, научную группу ,- это просто фантастика. То же , что занимало его ,- вообще сомнительное направление и трудно представить себе какое ведомство , научный институт или лаборатория, смогли бы разрабатывать подобное. Скорее всего - бедный, не признанный гений, ютящийся в коморке и пишущий « в стол». Современный научный мир настолько разнообразен, что представить себе учёного одиночку - просто не возможно. Прежде всего , исследование – это работа целого коллектива профессионалов, а так же смежников. В его теме , чётко прослеживается потребность в «закрытых « материалах, доступ к которым полагаю, не возможен. Эти мысли , по сути, были утверждением того ,- что я лучший. Тик был сильнее меня и намного. Полагаю, всё, что я достиг,- это результат невидимой конкуренции, которая не позволяла гордыне успокоиться на малом. Хотелось найти подтверждение внутреннему посылу : Я – успешный и обеспеченный, Он – бедный и никому не нужный. Этот результат очень успокоил бы и помог делиться опытом с учениками, которые даже на пенсии бесконечно посещали меня.
ДАЛЕЕ….
Вернусь к моей теперешней жизни, полной радости от детей, внуков и правнуков, зятьёв и невесток. Придя с прогулки, прогуляв двух внучек и пса , а может это они выгуляли меня - вопрос сложный,- начал мыть лапы и обувь. В дверь позвонили, я открыл :
На меня внимательно смотрела пожилая женщина ,аккуратно , хотя и не дорого одетая , как бы сличая с фото.
- Вы к нам ?
- Похоже да.
- Что Вы меня так рассматриваете ?
- Родинка, другие приметы…. Подскажите, как Вы звали Вашего институтского друга ?
- Тик,- не задумываясь , выпалил я.
- Тогда, это Вам. От Тика.
Мне передали стиранный целлофановый пакет с фото Бруса Ли, в котором разместилась пухлая папка.
- Проходите.
- Нет, я спешу, да и самого Тика никогда не видела, просто оказываю услугу подруге. Всего доброго.
- И Вам.
Собственно - всё. Это были дневниковые записи, некоторые из которых, полагаю , могут быть Вам интересны.
Я:
Папка, потёртая папка на шнурочках. Старая папка из пожелтевшей бумаги. Засаленные шнурочки небрежно связанные в «бантик». Бумага не аккуратно сложена в стопочку, а только по формату папки, потому края и погнуты и замаслены пальцами. Запах! Эта папка определённо имеет запах! Запах, замшевелого прошлого, такой запах в себе несут старики, которых любишь, но запах им свойственный - раздражает. Мистика - вещь очевидная,- с каким – то немыслимым трепетом я развязал узелок папки и увидел стопу пожелтевшей бумаги, на которой чернила, меняясь в яркости, приобрели свой окончательный цвет. Не было ни оглавления, ни введения, - сразу резкое начало, к которому был точно не готов. Автоматически прочёл первый абзац и «завис». Вот, что делать, зашнуровать папку и оставить на столе или оставить открытой ? Взять бумагу и ручку, хотя в подобных случаях пользуюсь отточенным карандашом 2М , готовясь записывать непонятное ? Как - то нелепо. Иногда пауза и есть истина! Я решил сделать паузу. На форточке мною была сооружена кормушка, которая бы позволяла принимать корм у мелких птиц и точно была недоступна для голубей и прочих разных, как Торгсин для мирного населения., вот туда – то я сыпал корм вне графика, когда сильно задумывался и этот случай не исключение. Мелко нарезал сало для синичек и по специальному желобу отправил в кормушку. Да –с! Весточка с Луны,- не меньше по масштабу !
Упрямство ? Если хотите – Да! Не позволю никогда и никому выбросить моё продавленное кресло и купить эти новомодные изобретения, в которых нельзя потонуть!!!!! На грелку, в виде сапожка - согласен! Дистанционное управление – особо приятно. К делу! Выпил чай, помыл чашку и чайник - ибо зачем кого – то озадачивать ? Настроился и утонув в кресле начал чтение….
Тик :
Друг мой, помнишь нашу последнюю встречу ? Вот всему этому я посвятил жизнь, работая на благо отечественной науки и не важно где. Ни семьёй, ни друзьями не обзавёлся, но была возможность наблюдать за твоей жизнью, рад, что у тебя всё сложилось.
У меня накопились некоторые мысли, которые, в сегодняшнем моём положении, увы, никому не интересны, мне же они кажутся очень важными. Уверен, что ты всем этим сможешь по – уму распорядиться. Через два года тебе , или твоей семье -передадут значительную сумму денег, мы стары, так что передай своим , чтобы приняли/ если не сможешь сам/ – это я накопил честным трудом , но афишировать от кого всё равно не надо. Моим то же передадут.
Дальше был ещё небольшой текст , в котором чувствовалась безнадёжная тоска и разочарование и ни слова о том, где и как живёт, как сложилась судьба, где работал и чего достиг…. Ничего.
Всё так поразило, что сил осознать просто не было и заботы по хозяйству помогли настроиться, чтобы перечесть ещё раз написанное.
Так пишет человек, попавший в беду и сожалеющий о неправильно сделанных шагах, но что может неверного сделать математик или физик ? Ладно, я понимаю физик - ядерщик , но математик ? Что что-то неладное - я понял давным – давно, когда узнал, что такого института, куда распределили Тика никогда вообще не было. Агрессия его родителей и их пропажа мне то же показались странными. Люди, столько лет прожившие на одном месте, обычно оставляют координаты для родственников и друзей , когда переезжают, а тут оборвать все ниточки решительно и бесповоротно ? Чудно!
Через неделю , выехав на дачу, у меня появилась возможность спокойно ознакомиться с текстом. Далее, я привожу записи и иногда некоторые комментирую.
Тик:
Разделяй и властвуй.
Есть гармоничный мир, в котором мы живём, не способные понять его целостность, именно поэтому мы произвольно, по каким – то своим фантазиям, сортируем происходящие явления и это имеет прямые последствия ,- «сортировщики» начинают «выстраивать» происходящее под эти , надуманные каноны. Так было и с фашизмом, и с строительством коммунизма в отдельной взятой стране , и с разными направлениями в точных науках и ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОШИБКА В ПОДХОДЕ.
Буржуазная печать широко разрекламировала новую науку — кибернетику. Эта модная лжетеория, выдвинутая группой американских «учёных», претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества от всех социальных бедствий. Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозгом человека и современными сложными машинами.
— Ярошевский М. «Кибернетика — «наука» мракобесов», «Литературная газета», 1952, 5 апреля. № 42(2915), стр.4
Что такое объективность ?
Мы чувствуем тепло и холод и что нам до того - при какой температуре замерзает вода ? Каждый понимает,- что такое добро для себя и что такое зло; гласные и согласные в построении слов ; любовь и ненависть ; обида и благодарность,- всё это каждый хорошо чувствует по отношению к себе, беда в том, что он это распространяет как стратегию развития для всех. Каждый хочет приблизить добро , причём разными методами - так думал и я, и мой знакомец руководитель лаборатории ЗЛА . Печально, что результаты становятся очевидными тогда, когда вернуть назад уже ничего нельзя. В итоге все мы результаты удачного и неудачного слепого выбора в далёком прошлом сделанного. Правы были древние, обобщив итоговый вывод :
Абсурдность допущенного - очевидна.
Мы , с Колей выпускники , сделавшие свой выбор в науке и в жизни много - много лет назад, как и сделавшие свой выбор врачи в довоенной Германии. Без экспериментов и опытов нет науки! Где рубеж целесообразности и греховной безнравственности ? Можно ли назвать экспериментальной медициной варварские опыты доктора Рашер в 1942 году ?Или напряжённую работу целой команды врачей и медперсонала под управлением доктора Эдуарда Виртса в ту войну? Когда я узнал, что результатами этих опытов активно пользовались и пользуются в ведущих странах мира , спасая жизни сотен тысяч людей , то моя категоричность моментально улетучилась. Было трудно однозначно оценить деяния медиков его команды. А разве у них был выбор ? Стойкое сопротивление привело бы к собственной гибели и никак не повлияло бы на ситуацию. Где компромисс совести и науки ? Где мерило ? Не из пустого любопытства спрашиваю, ибо сам прошёл тернистый путь ошибок, приведший к раскаянию. Время нельзя вернуть. ДЕЛО ВРАЧЕЙ показательно, так как показало не однозначность ситуации , именно поэтому был принят документ, который определил этическое будущее для врачей :
Нюрнбергский кодекс – международный документ, регулирующий принципы проведения медицинских опытов над людьми.
А как быть с теми, кто работал ранее ? Не только фашисты, врачи в наших лагерях НКВД,- вопрос не менее интересный, но зато более затуманенный. Управляемость медицины,- всегда было нашей особенностью. Я заигрался, не видя реальности, умело направляемый теми, кто видит перспективный результат, к которому через меня стремится.
Медицинские опыты с людьми , проводимые фашистами, это бесчеловечные опыты, а пытки в наших лагерях, это как назвать ? И что перевесит на этих весах ужаса ? Опыты это мракобесие от науки, а пытки – показатель извращённого ума, не имеющего стержня и это в первой половине двадцатого века! В прогрессивной стране, провозглашающей братство трудящихся,- как главную цель, а гуманизм - сутью идеологии.
Я :
На этом этапе я остановился. Нужно было проанализировать концентрированно поданное. Нет, я понял, что обобщённые комментарии не уместны, это очень личное. Как видно из текста , Тик имел доступ к какому –то закрытому источнику информации – это очевидно по той уверенности , с которой он оперирует данными. Работал , видимо, в какой –то закрытой структуре, развивая то, чем со студенчества увлёкся . Отсюда и осведомлённость о моей жизни и знания адреса новой квартиры, где я жил. То, что он достиг много – сомнения не вызывает , но в тональности нет гордости от пройденного научного пути , нет уважения к достигнутому Мастером. Особенно поразила меня последняя запись ,- никогда не думал о том , как применяется то, что создал лично я , довольствуясь тем, что это востребовано. Получил учёный статус, должность, зарплату, уважение коллег ,социальный пакет, теперь пенсию,- и успокоился обласканный. А благо ли я принёс ? Какова реализация трудов моих ?
Всю неделю, работая на даче, я непрерывно об этом думал. Нет, прошлое не вспоминалось, бурлила совесть , не понимая итога моей трудовой деятельности. Надумал даже пойти в родной НИИ , где большим начальником был мой ученик и поинтересоваться у него судьбой моих работ, да и вообще поделиться тревогами.
Я :
Что - то прихватила меня поясница и натеревшись мазями и закутавшись в халат я с удовольствием продолжил чтение. Не буду пересказывать свой разговор в родном институте, замечу, что значительно успокоился и готов продолжить чтение Тика, внезапно оказавшееся таким важным для меня.
Тик :
Отношение к старикам, детям , жёнам и инвалидам - это оценка нравственности в обществе. Пенсионер - формально старик, но таковым не считается, вот шестьдесят пять - это реальный возраст, достойный уважения. В этом и культура и нравственность! Возраст списывает многое,- перед Вами семидесятилетний старик и как Вы можете судить поступок человека, жившего в прошлой эпохе , совершенного при неповторимых обстоятельствах?! Все согласны,- уверен! Как можно судить деяния личности, не понимая социальной среды, в которой рос, воспитывался и реализовал себя конкретный человек ? Мы его судим по нашим законам и с позиций нравственности общества в котором живём. Это так же нелепо, как если бы кого –то из нас чудом перенесли бы в другую эпоху и те люди давали бы оценку нашей деятельности. Что общего ? Уважение к старости в любые времена, в цивилизованных странах. После шестидесяти , а под семьдесят ,- так вообще…. Разве кто –то может возразить очевидному ?
Хорошо, а если это генерал Миллер ? Генерал царской армии Миллер ? Тогда то, что с ним сотворили - вполне оправдано! Более того, я изучал его просьбы, их было три : гусар просил посетить церковь, исповедаться, получить Еванглие и «Жития Святых» для молитв и чтения. И наркотики применённые к нему в данном случае не зло , а благо, - так надо понимать ?!
Можно вспомнить Кутепова или тридцати шестилетнего архиепископа Теодора Ромжа, много чего можно вспомнить, а нужно ли, если наша реакция предопределена идеологией?! С 1923 по 1953 год в России было осуждено 40 млн граждан,- как мы захотим это прокомментировать ? Не заметить ? Не делать выводов ? Заниматься своим делом и сделать вид, что остальное тебе безразлично ? Акмолинский лагерь жён изменников родины ,- как интерпретировать этот ёмкий термин, который не адрес , а мировоззренческое направление ? Мы молчаливо участвуем в процессе, напрягая свою фантазию, выдумывая некие самоуспокоительные сказки или пусть и пассивно протестуем ? Я узнал о довоенной сети детских домов особого режима для детей врагов народа, пусть при нас этого не было, но никто из нас это явление не осудил! Более того, если бы сказали, что теперь есть потребность это восстановить, я бы сказал : - ЛАДНО, РАЗ НАДО! И в этом суть внутренней душевной гнили , которая выедает меня духовно.
Мы видим условную цель, увлёкшись вариантами подбора средств к её достижению. Средства к достижению и их реализация так увлекают нас, что цель уже не первична, мы увлечены созиданием , пусть и смутно понимаем чего. Когда же через десятки лет труда увидели то, что сотворили мы , понимая количество труда и времени жизни, потраченное на это, не в состоянии объективно оценить творение. К чему готовы ? Агрессивно оборонять , не щадя ни сил, ни здоровья !
Я:
Задумался. Всё намного сложнее , чем может показаться на первый взгляд. В силу возраста , изначальная цель не может быть конечной. Это скорее намерение , для понимание Цели, нужен не малый жизненный опыт и понимание нравственных устоев, приемлемых лично для тебя. Жизненный опыт не имеющий секторальной направленности ,- малоприменим. Но , чтобы определиться в направлении исследования, нужно , хоть контурно, понимать цель. Конфликт именно в этом. Смешно, но этот парадокс вполне можно перевести на язык математики. Надо было успокоиться , чтобы «привыкнуть» к самой проблематике. Пошёл на кухню, заварил зелёный чай с лимончиком , вернулся, сел в своё любимое кресло и включил телевизор. Хочу Вам сказать, что с ужасом вспоминаю времена, когда не было дистанционного пункта и нужно было вставать, чтобы поправить антенну, изменить громкость или переключить программу, а иногда просто стукнуть по телевизору, в случае помех.
Вот Вы знаете,- судьба. Вот есть какая –то закономерность в «не случайности» случайных совпадений. Телевизор заявил о себе гневным отрывком речи Президента Украины, который был обращён к чиновникам не считающим население себе равным:
•О какой социальной справедливости может идти речь? Что вы сделали для людей, чтобы обдирать их, как липку?
Выключил телек из – за ёмкости услышанного. Если цель – обдирать население, то необходимы последовательные шаги, чтобы к этому подготовить население. А если население это –я, которого в совокупности с прочими, готовят к этой цели ? Протестовать ? Один против всех ? Сделать вид , что не видел и этому умению научить детей и внуков ? А что, готовить их к политическим заключениям, а значит лишить простого человеческого счастья ? На что решиться ? И решение не может не быть радикальным!!!! С тем большей осторожностью следует подходить к вопросу. « Не навреди»,- это главное, полагаю.
У меня сложилось впечатление, что я опять студент и опять «закипаю»! Столько десятков лет я жил в покое и гармонии, а вот теперь оказался снова в НАЧАЛЕ ПУТИ.
Рождение детей, внуков,- это счастье, которое не возможно описать. Понимание , что ты творчески изобрёл нужное людям ,- это то же счастье, вполне сопоставимое. Общество должно стимулировать эти начинания, считая их приоритетными. Эти две цели и близкие к ним – и есть образец политики страны. Мне удалось прочесть мысли Гитлера. При всей моей ненависти с этому образу ,не могу не сравнивать, то , что он хотел и то, что есть … Не хочу развивать мысль,- это дело совести каждого.
"Любое средство пропаганды, особенно прессу, радио и кино, а также фельетоны, брошюры и лекции надо использовать для внушения русскому населению идеи, что вредно иметь несколько детей.
Мы должны подчеркивать затраты, которые они вызывают, говорить о хороших вещах, которые можно приобрести на деньги, затраченные на детей. Надо также намекать на опасное влияние деторождения на здоровье женщины. Необходимо будет открыть специализированные учреждения для проведения абортов и подготовить персонал для этой цели. Население будет тогда прибегать к абортам более охотно. Добровольная стерилизация должна быть рекомендована."
Понимание пазлов из которых не может не получиться хорошей картины, это понимание качества бетона ; проекта и работ по возведению фундамента, которые определяют контуры будущего здания. Бракованный первичный материал превращает последующую работу в абсурд. Выдуманные , не основанные на опытах аксиомы, неизбежно приводят к целому ряду теорем, которые не имеют никакой ценности - в лучшем случае, а в худшем - вредны.
Пример двух маленьких пазлов прошлого, которые неизбежно приведут к прогнозируемым радикально противоположным результатам:
№1
С 6 - 7 лет у ребенка появлялись учтойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку - к женским. Например, в Симбирской губ. в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 - пасти лошадей, в 9-10 - бороновать, в 12 - пахать, а в 16-17 - косить.
№2
Есть свод пионеров Советского Союза. Рассмотрим первый и самый важный закон :
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Не важно сколько тебе лет, никогда не поздно переоценить жизнь , важно не «закрывать глаза» от пазлов, которые ты считаешь правдивыми, хотя добровольно погружаешь душу в мир, состоящий из совершенно иных составляющих. Очень и очень больно, по себе знаю, это понимать, но ещё тяжелее это понимание как – то реализовать, изменившись.
Я:
У меня ощущение , что затронуто что – то глобально масштабное в моей судьбе . Да, лично в моей судьбе и речь вообще не о Тике, речь о мне , который к старости так и не прозрел. Понимается проблема, но нет ясности, как к ней подойти. Идеально приспособившись к течению, плыл по нему всю жизнь и теперь попал в уютную гавань. Уютная гавань оказалась болотом с затхлой водой и я объясняю всем как хорошо здесь жить. Кем станут мои слушатели ? Жителями зловонного болота, обречённые заживо гнить ? Да и на себе крест ставить рано. Что делать ,- вот вопрос.
Тик :
Помнишь, как мы восторгались открытиями Энштейна и многих других учёных?! Мы рассматривали их как новаторов, имеющих талант открывать закономерности окружающего нас физического мира. Ты , наверняка, помнишь мою дотошность в исследовании даже мелкого вопроса,- так вот , поверь мне, я задался вопросом, который детальнейше исследовал. Нет, выводы каждый должен сделать сам, здесь лишь приведу тему исследования.
Есть общечеловеческие столпы науки. Давай попробуем представить их не учёными , а людьми, которые задались вопросом - КАК ЖИТЬ ЛИЧНО ЕМУ ?
Ньютон и Вернер фон Браун; Дэвид Ментон и Комптон; Гейзенберг и Пирогов ; Пастер и Сахаров,- список бесконечен. Их мировоззренческий взгляд определил род занятий и образ жизни. К своему ужасу, мне стало понятно, что я определил для себя род занятий в том числе, руководствуясь тем, что это занятие позволяет вести образ жизни, который мне нравится. Поэтому и конечный результат был не интересен, потому как он никак не может ни противоречить моему мировоззрению, ни поддерживать его, потому как мировоззрения КАК РУКОВОДСТВА К ДЕЙСТВИЮ у меня просто нет. Именно это меня шокировало настолько, что пропал всякий интерес к любимому делу. Получилось, что для меня наука, как игрушка для ребёнка, которого оставили в игровой комнате Торгового Центра для взрослых. Ребёнок не просто играет он что – то создаёт, а предприимчивые родители это продают. И для ребёнка не важно кому и для каких целей!
Я :
Не считаю себя в праве что – либо говорить, - не имею морального права. Напишу лишь то, что пытаюсь осмыслить от начала / Энштейн/ и до последней приведенной фамилии / Сахаров/ :
Альберт Эйнштейн
"Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку".
"Каждый, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы присутствует некий дух, и этот дух выше человека. По этой причине занятия наукой приводят человека к религии".
Андрей Сахаров
"Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным»
И Сахаров не исключение в СССР. Нет, речь идёт не о верующих прихожанах, а о признанных деятелях науки, что для меня открытие :
"Мне абсолютно ясно, что вся деятельность человека – не просто плесень на поверхности маленького земного шарика, что она в чём-то определяется свыше. Такое понимание и восприятие Бога у меня есть".
Кто это сказал ?
Евгений Велихов .
Президент Российского научного центра "Курчатовский институт", академик Российской академии наук.Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.
А я ? Где моё «я» в этом вопросе ? Просто безликий инструмент в руках искусного врача ?
Георгий Гречко :
"Я выжил и стал тем, кто есть, как будто чудом. Я уверен, что у меня есть свой ангел-хранитель."
Русский ученый -нефтяник почитаемый советской науки – Владимир Николаевич Щелкачев, никогда не скрывавший , что верующий от рождения в 1907г по последние дни жизни в 2005г.
Я же ВЕРУ приравнял по - сути к теореме Гёделя о неполноте, а я этим разделом не занимаюсь,- это если кратко выразить самую суть. Нет, этот вопрос затрагивал меня, но в каком – то факультативном порядке, просто любопытство. Мне даже хотелось перевести на язык теории вероятности результаты анкеты Табрума, но как – то так и не сложилось.
Профессора Е.Ф. Готье пришёл к выводу : – «Не только алгебру, но и другие математические науки Европейская культура взяла у мусульман. Таким образом современная западная математика, если так можно выразиться, является ни чем иным как математикой Ислама».
Очень интересный подход – от Веры к научному её обоснованию, тогда как я был уверен , что научное обоснование физических явлений и есть главный разоблачитель Веры. Взаимоисключающие подходы. И мои работы, в этом ключе, всё равно находятся в рамках одного или другого подхода, не зависимо от моей позиции! Таким образом , являясь какой –то ячейкой в матрице научного подхода, учёный стихийно для себя сам выбирает матрицу, это лучший вариант! Однако я склонен думать, что идеологическая матрица сама выбирает учёного и ограничивает его изыскания размерами отведённой ячейки. В этой, своей, ячейке трудился всю жизнь и я , не представляя себе фигуру матрицы и её предназначение.
Тик:
Друг мой, я внезапно понял, что двигаясь векторно, совершаю большую ошибку, не понимая системы координат. Нужна точка отсчёта, тогда будет возможность понять в каком секторе нахожусь и в каком направлении двигаюсь. Этот подход был неожиданным и схему разрешения найти не удавалось. Поиск был направлен на труды древних математиков, именно там, казалось, правда изначальная. Больше года читал и думал, пока не прочёл труд Харизими, именно он впервые использовал цифру «0». Буду рад, если тебе будет интересно прочесть его «Аль-Джабр ва-л-Мукабала».
Я:
Эти мысли настолько «запутали» меня, что было очевидно - подход принципиально не верен, он хаотичен. Читаю интернет и нахожу новые и новые подтверждения тому, что то, что я делал и делаю,- это не от понимания мира и своего места в нём, а управление мною со стороны. Вот , как отнестись к такой записи в интернете :
В Коране множество научных фактов, которые стали известны науке только в 20 веке, например: описание развития эмбриона, свойство гор, несмешание морей, к тому же кораническое описание создания Вселенной не противоречит науке - а даже наоборот. Жак Ив Кусто, например, открыл закон о том, что у каждого моря поддерживается своя температура даже там, где оно граничит с другим морем ,у которого совершенно другая температура - но он был поражён, когда узнал, что Коран говорил об этом ещё 1400 лет назад.
Ничего не хотелось делать, жизнь перестала приносить радость, то, что казалось ранее ценным,- теперь воспринималось иронично. Но это не огорчило меня,- немыслимых размеров волна душевного протеста диктовала стремление к деятельности в совершенно другом, мировоззренческом секторе. Старик, который ходит в синагогу и не понимает в математике в разы мудрее меня, так как его жизнь наполнена духовным смыслом. Атеист, посвятивший жизнь нигилизму, или поиску иных нравственных твердынь, в миллион раз богаче меня, меня, который «ни рыба, ни мясо» . Чему учу внуков и правнуков ? Как изворачиваться в жизни ? И эту бесхребетность я называю гибкостью ? Рассказывая им слащавые сказки, не ставящие проблемы и не показывающие методы выхода из них,- к чему готовлю малых сих ? К такому же нравственному финалу в старости, который так болезненно переживаю сам ? Не гордость , а гордыня во мне затмила разум гордыня, кичащаяся научными степенями, работами и их одобрением. Сто раз хвастаюсь своими учениками в науке, а они с гордостью упоминают в своих работах меня,- их учителя. Учитель, это тот, кто учит жить, кто учит пониманию мира и себя в нём,- а чему научил их я ? Ни к чему не привязанной математической логике, которая может быть использована как во благо, так и во вред людям. Бомбы на Хиросиму сбрасывал «не просто пилот», военный, выполняющий приказ, их сбрасывал убийца -и нет ему другого имени. Разрабатывали и изготавливали газ для массового умерщвления людей в концлагерях не химики и биологи, а убийцы. А я ? Да, мои работы на практике мало применимы, но совсем не оправдывает меня! Я точно так же, как те химики, изучал явления в рамках государством обозначенной и финансируемой темы. Скажем, влияние таких – то токсин на организм человека. Химик или биолог сидел в лаборатории в белом халате и «колдовал» над колбами и ретортами ? Я, без белого халата, сидел в кабинете и то же изучал какой –то аспект, который утверждён «свыше». И что особо больно, я этому учил тысячи студентов и аспирантов, научных сотрудников и коллег из смежных отраслей.
Чай давно остыл и масляные разводы причудливыми пятнами покрыли поверхность. Это не чай. Это не напиток. Это то, что могло было быть использовано час назад, а сейчас для прежних целей не пригодно. Скоро приедут мои, пойду на кухню что – то готовить. Парадокс Рассела- Цермело ,- это последнее о чём я подумал, подытожив свои мысли.
Тик:
Если очень сжато привести итоговые выводы Энштейна / теория относительности/; Гейзенберга и Бора ,- то мы поймём , что рассказываем о основах Буддизма. Это меня поразило. Я изложил позицию каждого учёного, потом обобщил их в некое общее, а затем прослушал лекцию далай ламы,- нельзя не поразиться идентичности взглядов. Месте с тем, достаточно просто с позиций буддизма выйти на математические основы этих же учёных. Как пример, приведу аналог :
«Убийство невинного человека приравнивается к убийству всего человечества» (Св. Коран, 5:32).
И что это, если не правило, знакомое каждому школьнику :»на ноль делить нельзя»
Я :
Закончился этап ознакомления с материалом. Много пережил, многое переосмыслил в этом послании ко мне. Перечитал немыслимое количество материала от древних до нашего времени и понял «Мы то, что мы едим»,- в идеологическом смысле. Самое интересное – это то, что при таком подходе практически ничего не стоит « Я знаю» ; оценивается только то « Как я следую тому, что знаю». Эта теза неизбежно влечёт за собой противоречие в подходах. То, что я понимал как благо, теперь таковым для меня не является, но по - прежнему остаётся благом для моего окружения, не нуждающегося в пропаганде новых толкований . Статус жены, дочки, сына , внуков и внучек ближайших родственников маститого учёного, то есть меня, никто ни на что менять не собирался категорически. Моё же новое поведение, продиктованное внутренними переменами ,воспринималось как чудачество, возрасту свойственное. Тика я читал всё меньше и меньше, сосредоточившись на самостоятельном поиске. Если кратко, то :
Сэмюэль Морзе писал: "По мере увеличения моих знаний постулаты религиозных источников становятся яснее. Величие Бога осознаётся отчётливее. Будущее озаряется надеждой и радостью"
Но! Для меня было бесспорно существование Бога, как первопричины, но совершенно туманно представлялся образ Господа. Изучать представленные религии мира ,- просто глупо, так как изучать их стоит ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СЕБЕ. Кто ж тут поможет и подскажет ? На этом этапе мне были нужны уже не общие рассуждения, а какой – то реальный план действий. На самый простой вопрос : Что такое церковь?,- нашлось сотни вариантов ответов и все как – бы правильные. Но в каком тематическом разрезе я спрашиваю ? И кого спрашиваю ? От того, кого именно спрошу - непосредственно зависит и ответ. По одному ответит атеист, по другому буддист и по третьему какой –то сектант. У кого спрашивать ? У себя ? Так если знаешь ответ, так чего спрашиваешь ?
Я не Беккерель и не могу сказать :
«Именно мои работы привели меня к Богу, к Вере.»
Мои работы ни к чему меня не привели, меня привели к пониманию проблемы , МОЕЙ ПРОБЛЕМЫ, дневниковые записи институтского друга.
Я:
Подошёл конец второго года моих поисков. Время итогов, пусть и промежуточных. Имеем чёткое понимание определения МАТЕМАТИКИ как науки.
Матема;тика (др.-греч. ;;;;;;;;;;[1] < др.-греч. ;;;;;; — изучение, наука) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.
Хотелось бы столь точного определения ВЕРЫ , причём - моей ВЕРЫ. Понял я , что безверие начинается тогда, когда мы выносим самостоятельную шкалу нравственных оценок. Именно это – первая ступень лестницы безверия. Мы не можем испытывать не то, что сострадание, а даже сочувствие к тому, кого осуждаем. Это в принципе не возможно. В поисках своего места в обществе, мы интригами раздвигаем занятые ряды и чем умнее и агрессивнее это делаем, тем более комфортную нишу занимаем. С этих позиций мы и рассматриваем равных, конкурентов и слабых. Даже для формально верующего заповеди Христовы , менее актуальны, чем правила жизни, с её внутривидовой / профессиональной / борьбой. Я же тяготею к более строгим правилам, которые были бы последовательны и вели к предсказуемому результату. Радикальным пунктом поворота к пониманию стала фраза :
Старец Анатолий (Старший) в одном предложении выразил то, как следует избегать осуждения:
«Пожалей, и не осудишь»
Именно, руководствуясь этой тезой, были подобраны аналоги понимания Добра и Зла в христианском понимании. Это сложный путь поиска дал совершенно чёткие критерии устами преподобного Макария :
«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.»
По сути , всё сводится к трактовке происходящего диктующей практические действия каждому человеку.
Однако план действий как – бы ускользал от меня и грозила реальная опасность теоретизации вопроса, то есть то, от чего изначально пытался уйти. Матрицу , она очевидна - Молитва Оптинских старцев, а вот реализация цели в моём конкретном случае , была под большим вопросом.
В заключении :
Прошло несколько лет, с момента посланного свыше дневника Тика. Я обрёл покой в новом понимании происходящего. Попытаюсь сжато суммировать :
Каждое наше дело, вплоть до самого малого, формирует наше будущее. Какой материал произведёшь, из такого дом и построишь.
Прежде чем советовать и учить - научись сам на их вопросе. Не знающему ответа учёному не стыдно открывать справочники и книги в поисках ответа, не стыдись и ты.
Поучая детей и внуков тщательно подумай – к какому результату в будущем приведёт их то, чему ты их учишь.
Можешь не учить, - на твоём примере всё равно близкие учатся,- а это громадная ответственность.
Не пытайся придумать личного Бога ,- ересь это, неизменно ведущая в тупик. Математику , как науку можно попытаться развить в каком – то направлении, но просто глупо заново изобретать, отвергая опыт многих поколений, накапливаемый тысячелетиями, для тебя в том числе.
Последнее. Не «рви» дружбу с теми, кто тебе дорог и не важно - кто прав. Боль эту будешь нести с собой всю жизнь.
Свидетельство о публикации №215120300344