Креативные реакторы
Залоги и заложники
Традиции университетского и академического образования ведут свой отсчет еще со времен средневековья, но мы-то живем в XXI веке, а это значит, что к историческими традициям обязательно должны добавляться технические инновации, без которых система высшего образования просто не сможет эффективно и качественно работать. Модернизация – залог прогресса. Без обновления невозможно совершенствование. Это во всём мире так, но у России ведь свой особый путь и ни на что не похожая логика вещей. Вместо того чтобы служить залогом дальнейшего научного развития, немалая часть наших вузов продолжает оставаться заложницей материальной скудости, усугубленной слабой кадровой обеспеченностью. Стены ветшают, люди стареют, а средства на ремонт и на зарплату выделяются отнюдь не самой щедрой мерой. Отдельные исключения только подтверждают общее правило. Загляните в учебные аудитории какого-нибудь не столичного, а самого что ни на есть провинциального вуза: то, что вы там увидите, далеко не всегда представит вам храм знаний, – нередко оно напомнит склад хлама. Как всё запущено! «Ну и пущай!» – скажет в простоте сердца наивный дикарь. Но именно этим-то он и не похож на образованного человека.
Две большие разницы
Загляните также в зарплатные ведомости (если только вас допустят до сокровенных тайн вузовской бухгалтерии). Порядок расположения фамилий сотрудников там алфавитный, а вот порядок начисления этой самой зарплаты – произвольный. Впрочем, последнее утверждение справедливо в отношении отнюдь не всех вузовских работников. Большинство из них получает примерно одинаковые деньги, и доходы эти вовсе не так велики – им еще весьма далеко до показателей пресловутых «средних зарплат по экономике региона». Но есть отдельная категория, особая статья – вузовское начальство. Вот где безусловные передовики производства в экономическом измерении! Это как раз то исключение, которое явно противоречит общему правилу. Суммарные оклады, премии и прочие статусные радости жизни начальствующего персонала превышают зарплаты простых сотрудников (даже не рядовых, а среднего звена) раз эдак в десять, если не больше. Числа там шестизначные, то есть счет идет не на десятки, а на сотни тысяч рублей в месяц. Хотя кто же ведет этот счет? Информация негласная, почти секретная, только для своих, исключительно «для внутреннего пользования». Вот «все свои» этим и пользуются, причем сполна. А как им запретишь? Вопрос риторический, ответ иронический...
Гранты и гарантии
Отчего же получаются такие, как говорят в Одессе, «две большие разницы»? Если воспринимать уровень зарплаты как эквивалент затраченного труда, то из этого следует, что руководство вузов работает в десять раз лучше своих подчиненных. Позволительно в этом усомниться. Во всяком случае, по внешнему виду и внутреннему состоянию подведомственных им учебных учреждений соответствующие критерии рекордно высокого качества начальнической деятельности прослеживаются как-то весьма смутно. (Это если не принимать в расчет убранство должностных кабинетов или служебный автопарк – тут-то как раз всё более чем очевидно). Где же тогда залегает скрытый источник завидных доходов управленческого звена? Не будем увлекаться конспирологическими теориями и криминалистическими предположениями. Зачем так далеко ходить? Истина гораздо ближе. Гарантия материального успеха – получение финансового гранта, а лучше – сразу нескольких. И не так уж важно, кем именно из сотрудников вуза заслужены, выиграны или попросту получены эти гранты, – все равно львиная доля отчислений идет в фонд вуза, распоряжаются которым, как вы сами понимаете, вовсе не рядовые сотрудники, а всяческое чуть выше их стоящее начальство, включая, конечно, и самых «первых лиц». И не имеет большого значения то обстоятельство, что чаще всего лица эти никак не первенствуют в научных достижениях, а, напротив, располагаются чуть ли не на последних местах научных рейтингов. Ничего страшного! Нужно относиться к ним по-божески, в соответствии с христианским заветом, согласно которому «последние станут первыми». Вот они и стали таковыми в своих отдельных платежных ведомостях. Асимметрия – истинное украшение вузовской геометрии!
Реакторы реакции
Да уж, креативный подход, ничего не скажешь. Источник финансирования всегда является источником вдохновения. Экономическая мысль, особенно при отсутствии юридического контроля, начинает работать с энергетикой ядерного реактора. Результатом, правда, становится не столько обогащение урана, сколько обогащение ректората, но это можно отнести на счет побочных реакций. Только вот во всей этой идиллической технологии самоокупаемости есть одна закавыка: слово «реакция» очень уж многозначное. Она ведь бывает не только термоядерной, но и политической, консервативно-застойной. Какие уж тут инновации с модернизациями! Ну а что касается системы российского образования и его судьбы... Реакционеры, даже если они и не коррупционеры, вовсе не заинтересованы в прогрессе. Их вполне устраивает текущий процесс. Лишь бы он не стал судебным.
1 апреля 2013
Свидетельство о публикации №215120300651