Дело рук самих выпускающих

        Наверняка всем памятно знаменитое объявление, увековеченное блистательными сатириками-остряками Ильей Ильфом и Евгением Петровым: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Воистину: советские канцеляристские перлы были достойны всяческого осмеяния. Впрочем, всё это дела давно минувших дней. Казалось бы, что нам сейчас до них? Посмеялись и забыли. Ан нет, не тут-то было! Советские бюрократические традиции оказались исключительно живучи и по-прежнему дают о себе знать в современных российских реалиях, лишь слегка трансформировавшись. За примерами далеко ходить не нужно. Вот самый свежий случай. Недавно появилась полуофициальная информация о том, что Министерством образования и науки готовится некая инструкция, согласно которой на преподавателей вузов будут возложены обязанности контроля за трудоустройством выпускников. Речь идет об учете нормативно-показательного процента трудоустройства по специальности, которую выпускники получили в процессе обучения в вузе. Если процент этот окажется невысок, то вузу грозят серьезные неприятности – его могут признать «неэффективным», а это по нынешним временам чревато резким урезанием финансирования.  Кому же захочется перейти с сытных хлебов на голодный паек? Значит, волей-неволей необходимо обеспечить высокие показатели трудоустройства вчерашних студентов, чтобы они, неровен час, не увильнули от работы по непосредственному профилю диплома. Вот и получается, что наведение выпускников на путь истинный – дело рук самих выпускающих. Почти как по Ильфу и Петрову...

                Как мяукнется, так и отпикнется
        Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Точнее сказать, требование бдительного контроля качества «на выходе» имело бы смысл и резон, если бы соблюдался столь же строгий и неукоснительный принцип контроля качества принимаемых в вузы абитуриентов. В столичных университетах так оно и есть – конкурсы там громадные, и на одно место могут претендовать десятки человек. В итоге отбираются и проходят лучшие (а также те, у кого лучше налажены связи). Но в регионах ситуация совсем иная. Здесь яма не только экономическая, но и демографическая. Вчерашних школьников-старшеклассников, завтрашних студентов-первокурсников с каждым годом становится всё меньше. Кризис, знаете ли! Откуда же местным вузам наскрести достаточное количество абитуриентов, чтобы не просто заполнить имеющиеся места, но еще и обеспечить конкурсный отбор на них? Эти мечтания нынче – из области социальной фантастики. Не до жиру, быть бы живу. Вот и вынуждены вузы иметь дело с тем контингентом, какой есть на данный момент. Как говорится, на безрыбье и рак – рыба, на безлюдье и дурак – прибыль.

        Да, да! Во-первых, не стоит обижаться на резкое слово (в русских сказках Иван-дурак оказывается очень даже не глуп и весьма себе на уме), а во-вторых, не следует забывать о том, что значительная часть студентов сейчас – платники, обучающиеся на внебюджетной основе за свой собственный счет, то бишь за личные, наличные и безналичные денежки. Денежки же эти идут не куда-нибудь, а на развитие alma mater, на зарплату преподавателям и руководителям, на обеспечение статусности высшей школы. Ну и скажите мне теперь честь по чести: как же в такой ситуации руководству вузов, да и самим преподавателям, являть собой образцы беспристрастия, непреклонности и объективизма, сурово отказывая в поступлении тем, кто готов поддержать материально родимое учебное заведение? Кто же сам себе враг? Ищите дураков! Не найдете. Ибо всякий знает: не обижай ближнего своего, ежели он может быть для тебя полезным. Не отталкивай руку дающего. И вообще, ребята, давайте жить дружно, а не то отольются мышке кошкины слезки.

                Учтите наши души 
        Ситуация безвыходная, замкнутый круг. Предположим: откажут абитуриенту в одном вузе. Ну и что, все двери перед ним после этого будут закрыты, не так ли? Как бы не так! Он преспокойно отнесет документы (а заодно и деньги) в другой, соседний, конкурирующий вуз. Там его встретят с распростертыми объятиями и, не мешкая ни минуты, зачислят в ряды своего студенчества. Дело сделано! А дальше, когда первые транши внесены, кто же по доброй воле отчислит «спонсора» и выгонит его на рытье траншей в армию, если он  учится, положим, скверно, однако платит при этом вполне исправно? Дурних нема, як гуторят в Украйне. Ведь расчет зарплаты преподавателям отныне строится на основе так называемого подушевого финансирования. Проще говоря: чтобы начислялся полный оклад, на одного преподавателя должно приходиться десять студентов дневного отделения или двадцать пять заочного. А уж каково качество подготовки таких студентов, это бухгалтерию не интересует. Лишь бы соблюдались пропорции подушевого финансирования, а там будь хоть чичиковские мертвые души, кого это волнует! Тогда зачем же вузу без нужды отчислять учетную единицу – своего коллективного кормильца? Вот поистине задушевные отношения!..   

        Да, кроме того, у нас же нонеча процветают буржуазно-капиталистические отношения, а они требуют честного исполнения взаимных договоренностей. «Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья», как выразительно сформулировал этот рыночный закон один из персонажей всё того же Ильфа и Петрова. В нашем случае: при поступлении в вуз – договор о внебюджетном обучении, по окончании вуза – диплом установленного образца. Всё! И ничего лишнего тут не надо. Какой еще контроль за трудоустройством по профессии? Профессия важна, по большому счету, одна-единственная, зато универсальная – умение делать деньги. «Корочки» здесь нужны лишь формально, как условие доступа к выгодным должностям и теплым местечкам. Ну так это выпускники и без помощи преподавателей отлично найдут себе сами! И ни к чему обременять почтенных профессоров и почтительных доцентов скрупулезной канцелярской отчетностью о долях процентов трудоустроенных по профилю вузовской подготовки. На эти доли выпускники всё равно ведь не возьмут в долю своих вчерашних наставников. Не дураки. Каждому свое.

        Но зато вышестоящее начальство может быть довольно и спокойно: ценное указание будет выполнено, все требуемые цифры аккуратно нарисованы и размещены по соответствующим графам, колонкам и столбцам. Официальная отчетность в очередной раз восторжествует, потому как эти статистические столбцы – истинные столпы нашей бюрократической системы. Без дураков!..

Педагог, побеспокойся
Сквозь диоптрии очков
Наблюдать трудоустройство
Всех своих выпускников,

Потому что без опеки
Над проворством молодцов
В нашем двадцать первом веке
Не найти нигде концов.

Вся проблема в глобализме!
Шансы каждому даны
Поискать достойной жизни
За пределами страны.

Мы кому готовим кадры –
Загранице иль себе?
Не понять без Скотленд-Ярда
И орлов из ФСБ,
   
Пусть же Первые отделы
В каждом вузе (соль земли!)
Расставляют сети смело,
Чтоб мозги не утекли.

Все студенты под контролем,
Их не сманит хитрый враг –
Сразу выследим, накроем,
Не позволим сделать шаг.

Дело доблести, геройства,
Государственный подход –
Дать для всех трудоустройство
Лишь в России. Так-то вот!

Ибо средства из бюджета
Год за годом шли подряд.
Означать должно всё это
Не откат, так хоть возврат.

Отвечает персонально
Каждый вуз и филиал,
Чтоб отдачей оптимальной
Обернулся капитал.

Молодые поколенья
Цель найдут в своей судьбе,
Чтоб по щучьему веленью
Нам удвоить ВВП.

И в делах такого свойства
Общий тренд сейчас таков:
Повышать трудоустройство
Хоть каких выпускников!

21 мая 2013


Рецензии