Из дневника 2 декабря 2015, ср

Пс.138:17. «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже». «Возвышенны» здесь – дороги, драгоценны (в английском „how precious to me…“). Такое отношение – условие того, чтобы у нас появился «ум Христов», а Его мысли становились нашими мыслями. Возможно, у современников Исайи отношение к мыслям Божьим было не такое, поэтому им сказано: «Мои мысли – не ваши мысли…»

Мф.26:41. Важность молитвы перед искушением. В Псалтири 75 псалмов Давида, большинство сказано в трудных ситуациях, во время бегства от Саула, Авессалома и других врагов. Как верно Давид поступал в критических ситуациях. А когда готов был поступить неверно, Бог посылал человека, останавливавшего его (например, Авигею). Связь с молитвенной жизнью. Давид очень много молился, поэтому в искушениях вел себя правильно, как человек Божий.

Иногда говорят: Христос знал о том, что умрет и воскреснет. А есть ли пророчества о Его воскресении? О смерти – масса, а о воскресении? Косвенные - да, есть (такие, где надо сделать логическое умозаключение /например, стих «с сильными будет делить добычу»/ или включить образное мышление /например, в случае со знамением Ионы/), но более-менее прямые? Он сказал, что по воскресении Своем предварит их в Галилее (Мф.26:32). Если прямых пророчеств об этом в Ветхом Завете не было, Он полагался на личное откровение Отца. И какое это сильное упование: идти на смерть, вот так доверяя Отцу.

Мар.3:3: «Стань на средину». Иисус не боялся ставить спорные, острые вопросы в центр обсуждения.

Мар.3:14: «Чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь». Бог избирает человека прежде всего для приближения к Себе и уже потом для служения. Источник силы для служения в том, чтобы «с Ним быть».

Мар.3:17: «нарекши им имена Воанергес, т.е. сыны громовы». В жизни Иоанна есть пара поступков, свойственных для «сына громова» (например, предлагает свести с неба огонь на негостеприимных соотечественников), т.е. изначально он был грубоватым и жестким человеком по своему характеру. Но потом, под влиянием Иисуса и в результате сближения с Ним он изменился и стал апостолом любви. Кто-то ссылается на свой характер, темперамент и т.п. Пример Иоанна показывает, что любой человек может измениться.

Мар.6:52: «Не вразумились чудом над хлебами». Просходящие с нами чудеса должны нас вразумлять. Т.е. нам надо искать этого вразумления, менять свою картину мира, обновлять свое представление о Боге.

Мар.7:7. В чем именно тщетность лицемерного богопочитания?

Мар.8:35. Сберечь/потерять свою душу – это ведь не только об оппозиции христианина к миру вне церкви, но и об оппозиции к тому в церкви, что от мира.

Мар.9:25. Иисус не только изгнал духа нечистого, но и запретил ему в дальнейшем входить в человека. Еще примечательна скромность Христа: видя, что сбегается народ, поспешил закончить с этим делом. Другой наоборот, дождался бы большего скопления людей.

Мар.9:30-31. Иисус специально выбирал время и место для обучения Своих учеников.

Мар.9:43-47. В геену и в огонь неугасимый идут и ввергаются; в жизнь и Царство Божье входят, но не ввергаются, т.е. это вхождение – действие исключительно добровольное и самостоятельное.

Мар.9:50. «Несоленые» христиане не имеют мира между собою.

Ин.12:37. Не вера от чуда, но чудо от веры. Что библейские примеры (богач, просящий Авраама послать на землю воскрешенного Лазаря), что примеры из нашей современности («благодатный огонь») свидетельствуют о том, что чудо к вере человека не приводит. Но напротив: тот, кто начнет живо верить, станет замечать вокруг массу микро- и макрочудес.

Ин.12:28. Речь о силе Божьей. Проявление силы Божьей в немощи – тайна для мира.

1Пет.1:2. Есть витамины, которые при совместном употреблении усиливают действие друг друга. Так действуют благодать и мир. У человека мирного будет умножаться благодать, а у имеющего благодать будет умножаться мир.

1Пет.1:13. Благодать подается именно в явлении Иисуса Христа (об этом же Ин.1:17). Т.е. если человек получил благодать, ему лично являлся Иисус. И еще: для получения благодати надо препоясать чресла ума, т.е. это связано с нашей мыслительной деятельностью: память, образ мыслей, сознательное обращение к Богу, исправление неправильных мыслительных шаблонов и паттернов и т.п.

===

Сказка «Улиткин домик» - про людей, которые внутри больше, чем они кажутся снаружи. Аналогия с храмом Иезекииля, который кверху становится шире, чем он внизу. Общение глубоких людей: «Бездна бездну призывает» (Пс.41:8).

Правлю в Ворде свою прошлогоднюю повесть. После внесения каждой правки едва унимаю зуд щелкнуть Ctrl + Enter для перехода к следующему сегменту. Пользующийся КАТами да разумеет :)

Завершил очередную вычитку ГУ, сделал очень много стилистических правок, дописал главу «У священника», вставил несколько пассажей. Написал предисловие. 

Дочитал «Над гнездом кукушки» - потрясающая книга о распрямлении внутреннего человека.

Лариса Васильева, из сборника «Светильник»:

Попытка взять чужой удел
Твою разрушит цельность,
Лишь зная собственный предел,
Уходишь в беспредельность.

Из дневника Шмемана: «В связи с лекцией, в следующий понедельник, о Толстом. Он живая и трагическая иллюстрация "отпадения" как неблагодарения … Его искусство было насквозь пронизано благодарением. И когда он перестал "благодарить" (суть гордыни), он ослеп» (запись от 20 октября 1979). Так хочется эту лекцию Ш. о Т. послушать или прочитать.

Шмеман приводит в дневнике цитату из письма C.S.Lewis'a: "…вселенский закон, что другие могут сделать для нас то, что мы не можем сделать для себя, и каждый может полагаться на кого угодно, кроме себя. Поэтому страдания Христа за нас – это не просто богословская плутня, а высший закон, управляющий миром; и когда они издевались над Ним, говоря: "Других спасал, а Себя Самого не может спасти", они на самом деле выражали, сами того не зная, верховный закон духовного мира" (письма К.С.Льюиса к Артуру Грейвсу. "Они вместе", под ред. Уолтера Хупера, Макмиллан, 1979, стр.514).

В интервью с Акуниным прочитал хорошее определение задачи учителя: «Главное дело учителя – не вбить в голову некую сумму знаний, а заинтересовать предметом и пробудить самостоятельное мышление». Сказано это в контексте высказывания о Дмитрии Быкове, сохраню лучше всю фразу: «…Обычный быковский фантазм, он их все время выдумывает и сам в них верит. За это я так и люблю его читать и слушать. Он невероятно интерактивен — будоражит мозг. Слушаешь — улыбаешься, качаешь головой, хочется возражать. Я думаю, его студентам невероятно повезло. Ведь главное дело учителя – не вбить в голову некую сумму знаний, а заинтересовать предметом и пробудить самостоятельное мышление».

А ведь в вечности 1) у нас будет бесконечно много времени и 2) мои умственные способности значительно возрастут, а поэтому я наконец смогу обсудить с Николаем Михайловичем его теорию относительно разделения произвольного угла на три равные части.

Яков Кротов: «Вот красивый хиазм Льюиса: для тех, кто говорит Богу "Да будет воля Твоя" - рай, ад - для тех, кому Бог говорит "Да будет твоя воля". Свистнуто недурно, но смысл-то неверный. Противоположны не воля человека и воля Божия. Противоположны болезнь воли и здоровая воля. Только воля человека позволяет ему говорить Богу "аминь". Когда я так говорю, я не перестаю быть больным, инфицированным грехом. Просто я - больной, слабый, кашляющий - набираю трубку и зову Айздоровья. Болезнь человеческой воли проявляется прежде всего в идолопоклонстве - в ориентации на волю других людей. Греховный человек делает окружающих идолами, которыми по мере надобности манипулирует. Моя больная воля прячется в послушание воле других людей, в смиренность».

Андрей Кураев ставит вопрос (http://diak-kuraev.livejournal.com/1011573.html) о том, почему Бог допустил гонения на православную церковь в советские времена: «чему мы, церковь, научились за горчайший для нас ХХ век? За последние 25 лет нашего ренессанса ни на официальном уровне, ни даже на уровне богословский дискуссий не был поставлен вопрос: «за что, Господи?!». Вот это меня пугает: нет желания осмыслить опыт гонений не с точки зрения неправды палачей, а с точки зрения неправды нашей, накликавшей палачей. Что было не так в нашей государственно-церковной жизни до 1917 года? Что заставило Господа, который, с нашей точки зрения, является владыкой истории, пронзить нас каленым железом? Какие были наши грехи в предыдущих столетиях, что все это к нам вернулось?! Потому что с официальной точки зрения мы белые и пушистые, жили все духовитее и духовитее, а потом вдруг злые жидомасоны наслали большевиков… Это очень небиблейская точка зрения, нехристианская и бесперспективная. А у нас, к сожалению, этот вопрос даже не ставится». По моим наблюдениям, в протестантских церквях этот вопрос тоже не ставится… Вот еще цитата из интервью А.К.: «Мы знаем, какие именно места в церковной жизни прожигал огненный меч страданий в ХХ веке. Это именно те наши нервы и органы, которые были связаны с политикой и политиканством. Значит, насилие, которое мы, церковники, ранее совершали над людьми – оно нам и откликнулось. В том числе и слезы сгоревших старообрядцев XVII-XVIII веков. И когда я сегодня из уст патриарха слышу, что русская церковь никогда никого не притесняла, я теряю дар речи. Такие декларации требуют полной ампутации всей исторической памяти». И часть его ответа на вопрос «что делать?»: «Я не сторонник фразы «бывали хуже времена, но не было подлей». Как человек, немножко знающий церковную историю, я знаю, что бывали и подлей, и хуже. Поэтому умный христианин, я думаю, должен держаться за Евангелие, и при этом помнить, что Христос пришел не к чистеньким, и что дурное в Церкви, в конечном итоге, определяется нами самими – тем, что мы позволяем себе и с собой. Я смотрю в зеркало, и я вижу, что я не идеальный христианин. И это снижает планку моего ригоризма по отношению к моим сослужителям и начальникам. Христос ведь как-то терпит созданную Им церковь».

Дмитрий Губин рассказывает Андрею Кураеву (http://diak-kuraev.livejournal.com/1011573.html): Моему знакомому священнику, предстоит воскресная проповедь в соборе в присутствии владыки, он написал текст и сдал на проверку, получил выверенный текст и пишет мне: «Я чувствую, что просто с души воротит – не хочу я туда идти и что-то округлое говорить! Не хочу вместе с ними служить, вместе с ними молиться. Это мое нежелание – это моя гордыня, мои комплексы и т. п.? Или я всё же прав и дело обстоит куда хуже: служить с ними, молиться с ними, поминать нанопыльного патриарха – значит предавать Христа? Как этот вопрос решает для себя о. Андрей Кураев?». А.К. отвечает (далее только часть ответа): «Да, к сожалению, это некий налог, который приходится платить за возможность служения. И в этом смысле нет разницы между выбором священника и обычного советского служащего, человека, педагога, которому приходилось присутствовать на каких-то собраниях и дремать, время от времени поднимая со всеми руку, чтобы не оказаться изгоем».

Из книги «Эссе. Тексты. Диалоги» живого классика украинской абстрактной живописи Тиберия Сильваши: «один из самых страшных терминов, которые существуют, — самовыражение. Ничего страшнее самовыражения в искусстве не бывает. Есть совершенно высшая реальность, она исключительно делается искусством. Иначе бессмысленно этим заниматься. Вот когда ты спрячешься, тогда и начинается настоящее искусство».

Павел Бегичев: «Одна из самых главных проблем в протестантских церквах заключается в том, что духовных отцов практически нет, одни старшие братья. А разницу между отцом и старшим братом объяснять, думаю, никому не надо...» (http://pavel-begichev.livejournal.com/835814.html). Или, как сказал один старенький заштатный священник, «попов как клопов, а батюшек мало».

Eric Scott Truesdale в проповеди по Быт.35:1-15 говорит, что мы часто слышим о церковном пробуждении, но почему мы не задумываемся о пробуждении в семье? Вефильский период жизни семьи Иакова – хороший пример такого пробуждения.

Сторона на иврите – «руах», как и дух (и ветер). Т.е. идти в правильную сторону – это идти в духе, в ветре Всевышнего (Элиезер Ксидо. Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 1. Первая глава Книги Мишлей: http://toldot.ru/tv/video/video_27164.html , 50-я минута)

Секрет хорошей проповеди (один из) – вовремя сказать «аминь». Конечно, при условии, что есть на что говорить это самое «аминь». Навязчивое повторение основных мыслей, длинные (и средние) переходы портят эффект. Заканчивать надо в тот момент, когда проповедь еще воспринимается как хорошая и интересная. Тогда после «аминь» она будет звенеть в ушах и сердце, как продолжает звенеть в тишине правильно исполненный хоровой гимн после последнего такта. Только проповедь начала восприниматься как скучная – уже поздно.

К вездесущности гугла я привык давно, но настолько… Вчера поговорил в реале с человеком о дешевых авиабилетах, а сегодня мне подсовывают рекламу об этом.


Рецензии