Сокращение Сократов

        Помнится, во время учебы в школе (а время это пришлось на последние годы Советского Союза) мне доводилось неоднократно слышать от идеологически подкованных и профессионально старательных учителей красочные рассказы об ужасах капитализма. Была там, среди прочего, и страшилка насчет постоянно происходящих в странах буржуазного мира экономических кризисов. Название одного из таких катаклизмов – «кризис перепроизводства» – произвело на меня особенно большое впечатление и крайне удивило: как же так может быть? Ведь производство чего-либо в больших количествах – разве это плохо? Наоборот! Во времена тотального дефицита продуктов и товаров в СССР, на фоне вечно пустующих полок в немногочисленных скудных магазинах,  о кризисе перепроизводства рядовому обывателю-потребителю можно было только мечтать. Нет, не поверил я тогда премудрым учителям, думал, что они нас обманывают, причем так неумело... Но времена меняются – и мы вместе с ними. Прошло не так уж много лет, Союз распался, Россия ринулась в стихию капиталистического рынка, да там и погрязла наглухо, а вместе с буржуазными общественно-экономическими отношениями в нашу жизнь бодрой поступью вошли все те пресловутые кризисы, от которых нас в годы оны тщетно пытались предостеречь школьные учителя. Оказывается, они были правы: кризисы перепроизводства и впрямь возможны. Большое количество отнюдь не всегда означает высокое качество. Иной раз, в самом деле, лучше бы уж меньше, да лучше. По крайней мере, это точно относится к нашей системе высшего образования, с которой произошел если не глобальный кризис, то, по крайней мере, очевидный казус.

                Вузы и конфузы
        С одной стороны, всё вроде как хорошо: всевозможных высших учебных заведений у нас хоть пруд пруди. Чего только нет, на любой вкус, вплоть до Академии паранормальных наук или Университета эзотерики. Так-то оно так, но этот взгляд сквозь розовые очки будет именно что односторонним. Ведь остается открытым вопрос: чему там учат, как учат и – самое главное – кто и кого учит? В этом-то всё и дело! Всегда ли определение «высшее» уместно применительно к подобного рода «заведениям»? Не чересчур ли высокомерна такая самооценка? Соответствуют ли имиджевые претензии реальному потенциалу этих бесконтрольно расплодившихся вузов? Действительно ли они способны дать качественное, полноценное, основательное образование тем, кто имел неосторожность связать с ними свои надежды на эффективную подготовку к будущей успешной профессиональной карьере? Позволительно в этом усомниться. Слишком много хорошего в одном месте и за один раз просто так не бывает. Увы, не такова у нас почва, чтобы на ней в изобилии произрастали восхитительные цветы. Чаще всего наблюдается совсем другой коленкор: если поле чем-то густо заросло, то в большинстве случаев эти поросли оказываются самыми заурядными сорняками. И выпалывать их, безусловно, нужно, да только вот приниматься за это дело следует не с бухты-барахты, а после тщательного обдумывания и обоснованного расчета. Иначе вместо пустыря с сорняками может получиться еще нечто похуже – выжженная земля. А с нее уж точно не снять никакого урожая.

                Платонам недоплатили
        Много самозванцев, но мало людей с истинными призванием. Эта философская истина существует уже не одно тысячелетие. Да только вот от того, что она так давно известна, положение дел не слишком-то улучшается. Люди падки на конъюнктуру, а поскольку в наше время высшее образование пользуется повышенным спросом как один из элементов высокого социального статуса, то в ответ на этот массовый спрос порождено такое обилие предложений, что в их числе оказывается немало таких, которые способны лишь дискредитировать само понятие о настоящих ценностях образования, науки, культуры. Всяческими вузовскими дипломами спешат обзавестись чуть ли не все кто попало – не первопроходцы истины, а первопроходимцы бизнеса или госслужбы. Для них «корочки» – всего лишь товар на потребу или, в лучшем случае, очередное выгодное вложение капитала, безотказное средство поскорее добраться до откатных постов и чинов. Таких откровенно-циничных дельцов становится всё больше, причем, как обычно, дурные примеры вызывают активные подражания, так что наплыв меркантильно ориентированных абитуриентов в учебные заведениях вовсе не уменьшается. А это значит, что всю честную компанию (или хищную ораву) нужно обеспечивать соответствующим количеством преподавателей. Вот отчего неуклонно возрастает численность пресловутых ППСов – представителей профессорско-преподавательского состава вузов (не путать с ППСами полиции – сотрудниками патрульно-постовой службы!).

        Впрочем, если полицию хотя бы переименовывали, аттестовали и сокращали, то в вузах еще ничего подобного не было. А между тем эти меры уже давно назрели и даже перезрели: деляческие настроения значительной части студентов, как всякая зараза, проникли и в среду ППСов, затронув многих из них своими разлагающими влияниями. Ни для кого не секрет, что уровень коррупции среди нечистых на руку горе-работников высшей школы уже зашкаливает – и конца-края этой напасти пока что не видно. В качестве оправдания, а точнее – отговорки, нередко озвучивается тезис: это всё из-за недостаточного уровня зарплат! Увы, так оно и есть, но ведь так оно и всегда было. Не думаю, чтобы в античные времена Платону очень уж много платили. Да и Сократ жил отнюдь не в роскоши. В общем, старая песня...

                Кто снизу лестницу метет?
        Спору нет, платят бюджетникам скверно и мизерно, но материальная недостаточность положения все-таки не извиняет моральную недостойность поведения очень многих ловкачей, превративших государственные вузы в персональные кормушки. А ведь аппетиты разыгрываются не только от голода, но и от безнаказанности. Притчей во языцех стали перешептывания о том, что зарплаты вузовского начальства в десятки (!) раз превышают зарплаты рядовых сотрудников. Но языки приходится держать за зубами: от больших людей следует ожидать больших неприятностей. (Этому нас научили отнюдь не только большевики.) Результаты оказались закономерными: живущее не по средствам начальство поставило вверенные их управлению вузы на грань банкротства. Какой же выход из ситуации? Самый простой и быстрый – экономия. А на чем экономить? Разумеется, на самой крупной статье расходов – зарплате. Собственной? Да ну, что вы, не шутите так! Зачем же на собственной? Слава богу, прошли те времена, когда с высоких трибун энергично призывали «начать перестройку с себя». Нет, себя наши бонзы не тронут. Они попытаются сэкономить на нас. А поскольку урезать зарплату всему контингенту ППСов было бы как-то не совсем демократично и справедливо, то к этой цели решено подступиться гораздо хитрее: придумать так называемые «индикативные показатели» эффективности работы того или иного сотрудника и, придравшись к мелочам, решить крупную проблему – подвести под сокращение столько кадров, сколько потребуется для выравнивания баланса между скудеющими доходами вуза и растущими аппетитами его руководства. Дешево и сердито! А внешне всё будет выглядеть безукоризненно, официально подаваясь под маркой оптимизации, модернизации и неустанной борьбы за повышение качества образовательного процесса. Ну, широкая общественность, держи карман шире.

        Эх, административные мудрецы! Вашими устами не шампанское бы пить, а ту самую цикуту, которую пришлось отведать Сократу, тоже, видимо, попавшему под сокращение в афинском ареопаге. Нечего сказать: таким путем вы сможете провести не только сокращение штатов, но и грандиозную кадровую чистку. Удобный повод вымести всех неугодных или, по крайней мере, выместить на них свое недовольство. Но прежде чем взяться за казенную метлу и пройтись с ней по карьерной лестнице, вспомните-ка старое правило: любую лестницу нужно начинать мести не снизу вверх, а сверху вниз, иначе рискуете так и остаться по уши в тех неприглядных отходах, которыми, как жирными объедками с барского стола, вы сами же ее и захламили.

На сокращенья нынче мода.
Вон в демографии как раз
Число российского народа
Всё меньше каждый год у нас.

Масштаб Советского Союза
И вспоминать всерьез нельзя.
Зато растут повсюду вузы –
Точь-в-точь грибы после дождя.

За ними часто нет контроля,
И входят платники во вкус:
Любой, кто бил баклуши в школе,
Спокойно поступает в вуз.

А принимая во вниманье
Размах финансовых начал,
Увы, стандарт образованья
И полегчал, и обмельчал.

Образовательным услугам
Давно все средства хороши,
И псевдовузы друг за другом
Халтуру лепят от души.

Своекорыстны интересы,
А прохиндеи есть везде.
Отнюдь не славны ППСы
Ни в вузах, ни в ГИБДД,

Профессор и преподаватель,
Как и патрульный-постовой,
Охотно – кстати ли, некстати ль –
Имеют личный бизнес свой.

Пока не все, не повсеместно,
Но что-то около того,
А множество, как нам известно,
Как раз и значит – большинство.

Всегда и всюду так бывало,
Доныне  испокон веков,
Так что, конечно б, не мешало
Уменьшить массу сорняков.

Нужна серьезная реформа,
И чистка кадров быть должна,
Поскольку далеко не норма
То, до чего дошла страна.

Но кто определит критерий?
Как оценить реальный вклад?
Хотя бы уж, по крайней мере,
Не резать чохом всех подряд.

Всё строго индивидуально –
Профессор или же доцент.
Но до сих пор – подход формальный,
Бюрократический процент.

Людей за числами не видно,
В расчетах циферки одни.
Преподаватели – не быдло,
Какими б ни были они.

И разве сами виноваты,
Что «реформатор» шустр и быстр?
Я об заклад побьюсь: зарплату
Не сократит себе министр!

Рядам чиновничества нету
Ограничений никаких,
Хотя (скажу вам по секрету)
Полно начальников плохих.

Чинуши от образованья
И карьеристы всех мастей
Ученые позорят званья
И вес научных степеней.

Вот сокращать кого бы надо,
Из кабинетов вычищать!
Студенты будут только рады,
Коль с многих ректоров начать.

И экономия большая
Как раз достигнется, когда,
Свободным силам не мешая,
Чинуш рассеется орда.

С Минобра и начать бы дело.
Дождемся радостного дня!
Пускай расплатятся всецело,
А то уж всем осточертела
Дешевая их болтовня.

21 мая 2013


Рецензии