Провал экзамена по-русски

        Да, воистину: Россия – родина... если не слонов, то сенсаций, слухов и скандалов – это уж точно! Причем вовсе не обязательно ожидать катавасий в правительстве: чрезвычайные происшествия на гораздо более низких уровнях тоже могут быть ничуть не менее захватывающими. Взять хотя бы... нет, не взятку, а простой пример из школьной программы, точнее – из программы единого государственного экзамена (пресловутого ЕГЭ) по русскому языку, прошедшего всего несколько дней назад. Сколько шумихи вдруг поднялось вокруг него! Чуть только первые школьники Дальнего Востока успели сдать свои тестовые работы, как готовые результаты этих самых тестов были с завидной оперативностью – наглядно и даже нагло – выложены прямо в Интернете, чтобы ими смогли немедленно воспользоваться учащиеся остальных регионов нашей необъятной родины к Западу от Приморья. И ведь наверняка кто-нибудь не упустил случая заглянуть в Сеть. Трудно судить, насколько богатым оказался улов, но, по крайней мере, возможность половить рыбку в мутной воде была предоставлена всем желающим и жаждущим. Конечно, как известно, Восток – дело тонкое, но нельзя сказать, что и Запад остался не при делах. Образовательная политика единой России (в кавычках и без кавычек) принесла в масштабах всего государства соответствующие плоды единого государственного экзамена. Лиха беда начало! А впереди еще немало таких экзаменов. Отчего же возникают подобного рода казусы? Где их причина? И – самое главное – каких ждать последствий? Набросаем-ка в порядке подсказки небольшую шпаргалочку для школьных администраторов, министерских чиновников и прочих разных властей предержащих. Постараемся, впрочем, обойтись без передержек. Итак...

                Школьники или шкодники?
        Легче и удобнее всего обвинять в возникшей ситуации самих ребят и девчат: дескать, как нехорошо они поступили! Разве этому их учили в школе! А чему же, позвольте полюбопытствовать? Или мы забыли, как с высокой трибуны бывшим федеральным министром образования и науки было публично заявлено, что школьная и вузовская система – это всего-навсего сфера образовательных услуг, главная задача которой – готовить квалифицированных потребителей, инициативных бизнесменов и креативных менеджеров? Если кто не знает или забыл, новорусское словцо «креативный» происходит от традиционного английского глагола «to create», то бишь творить, выдумывать, пробовать. Как видно, министерские уроки пошли ученикам впрок – они и впрямь вытворили бог весть что. Бизнес-инициатива налицо! Да и могло ли быть иначе в нынешних условиях, когда прежний дух социалистического коллективизма активно вытесняется новейшими веяниями буржуазного индивидуализма? В результате же получается гремуче-дремучая смесь – не эгоизм, а ЕГЭизм, в точном соответствии с универсальным рыночным принципом: сделал сам – продай товарищу. В самом деле, ведь не для собственного же удовольствия многое множество школьников усердно запечатлевало на камеры тайно пронесенных на госэкзамен мобильных телефонов занудные формулировки заданий. Или вы наивно думаете, вслед за классиком: какой же русский не любит ЕГЭ по русскому языку? Любовь тут, может быть, и есть, однако вовсе не бескорыстная, а с явным интересом – подзаработать хотя бы немножко на всей этой массово-обязательной государственной процедуре.

        Всякий экономист отлично знает старинное и безотказно действующее правило: спрос рождает предложение. Если уж образование стало в наши дни сферой услуг, то надо быть логичными и последовательными до конца. Услуги бесплатно не предоставляются (у нас на дворе нынче хваленый капитализм, а не посрамленный коммунизм!), за всё надо платить, мера ценности – деньги, а из этого само собой следует то, что знания, пусть всего лишь по школьной программе, тоже могут быть капиталом ничуть не хуже любого другого. Вот и перевели юные инициаторы бизнеса и креативщики менеджмента процедуру сдачи ЕГЭ на строго экономические рельсы, превратив скучную обязаловку в увлекательный бизнес-проект. Теория подкреплена практикой. Стратегические цели реформирования системы образования можно считать успешно достигнутыми – молодое поколение не упустило свой шанс сыграть в азартную игру с государством и сделало многообещающую попытку улучшить свое материальное положение. В этом коренное отличие нашей новой школы (гимназии, лицея) от учебных заведений советской эпохи. Вы, может быть, скажете, что такой корень учения слишком уж горек? Ничего, утешьтесь: зато плоды его будут сладки! Гнильца ведь частенько бывает поначалу сладковата на вкус.

                Как слово наше отзовется? Кто аттестаты отзовет?
        «Нам не дано предугадать...» – проницательно заметил классик. Модернизируем его мысль и продолжим ее в современном звучании: «...кому, когда и сколько дать». Повсеместно распространенная коррупция в вузах, о которой не говорит только тот, кому она на руку (в буквальном смысле слова), возникла не сама по себе и не в одной лишь злополучной высшей школе – школа средняя, общеобразовательная послужила исключительно плодотворным инкубатором доморощенных махинаторов, халявщиков и покупателей липовых дипломов. Не забывайте: спрос рождает предложение. Вчерашний школьник, сегодняшний абитуриент, завтрашний студент, поступивший в вуз на основании купленных результатов чужого ЕГЭ, принесет с собой не только шальные деньги, но и аналогичные нравы. Длинному рублю везде открыт кратчайший путь к успеху. Финансовые проблемы университетов, академий и институтов нередко решаются на паритетных началах с обучающимися там студиозусами-платниками. Многие «спонсоры факультетов» совсем недавно были на хорошем счету (в том числе банковском) у родных школ. Они привыкли решать личные проблемы за наличный расчет, а с дурными привычками бороться ох как трудно! Так что не спешите обвинять во всех грехах деканов – начните ваши претензии с завучей.

        Взаимоотношения между поставщиками услуг (школами, вузами) и потребителями этих самых услуг (учащимися, студентами) – всего лишь частный случай общих закономерностей развития экономических отношений в рыночных условиях. И если в экономике полным-полно очевидных перекосов, то странно было бы надеяться, что в сфере образования всё будет в полном порядке. Так не бывает. Однако и так, как нынче есть, тоже быть не должно! Смешного мало: предприимчивые школяры заработали на махинациях с заданиями по ЕГЭ жалкие копейки по сравнению с общим коррупционным оборотом в  средней и высшей школе, но потенциальный ущерб от такого, с позволения сказать, «креативного бизнеса» невозможно измерить никакими денежными величинами. Представьте только, какие замечательные специалисты могу со временем получиться из этих энергичных предпринимателей, даже еще не успевших покинуть школьные парты. Ну, разве что специалисты в сфере пиратских Интернет-технологий... Нет, я вовсе не предлагаю пересажать их на скамью подсудимых или на нары, тем паче что они не достигли еще совершеннолетия, но и восседающими в университетских аудиториях видеть их тоже бы не весьма хотелось. Чему их учить? Авось жизнь сама их когда-нибудь проучит. Вот почему я полностью согласен с прозвучавшим мнением о том, что результаты госэкзамена юных гениев креатива, нарушивших правила его проведения и выложивших заполненные тесты в Интернете на соблазн другим и на разживу себе, следует аннулировать, даже если всё выполнено на отлично. Ценность таких результатов дутая. Они – фальшивки. Конечно, у фальшивых банкнот одинаковый номинал с настоящими, но, тем не менее, изготовление подделок строго карается по закону. Так должно быть и в этом случае. Пусть уличенные ловкачи пересдадут госэкзамен через год. Времени у них будет достаточно – и на подготовку, и на осознание своего поведения.
         
        Обиднее всего то, что жертвой ежегодного (ЕГЭ-негодного) скандала невольно стал наш великий и могучий, правдивый и свободный русский язык. Право слово, он заслуживает лучшей участи, ему и так нелегко приходится в наше вульгарное и безалаберное время. Поберегите язык – он вам еще пригодится, чтобы облизываться на «красивую жизнь» более цивилизованных и законопослушных народов. А радует в этой ситуации только одно – то, что школу я успел окончить еще в советские годы и никаких таких ЕГЭ, слава богу, не сдавал. Это испытание было бы мне не по душе и не по плечу, да и результат оказался бы плачевным: если по русскому языку я и получил бы не менее ста баллов, то уж по математике-то бы набрал явно не больше нуля.

Мы все учились понемногу –
И доучились до ЕГЭ.
Настало время в путь-дорогу
Собраться в вузы налегке.
На школьный выпускной экзамен
Посмотрим зоркими глазами:
Проблем и затруднений нет –
На всё ответит Интернет!

Что хорошо, а что нечестно,
Не всякий в силах различать.
Но если выложены тесты,
Их можно запросто скачать.
По всем предметам тем навалом!
Сто баксов – прейскурант ста баллам,
И выпускник счастливый рад
Купить красивый аттестат.

Тогда – вперед! За чем же дело?
Отправь на номер SMS –
И становись студентом смело.
Виват, технический прогресс!
Однако трепещите, вузы,
Дождетесь вы себе обузы:
Такой нахлынет контингент –
Цветущий липовый процент.

Давно известно, что с деньгами
Мухлеж на дружеской ноге.
Мы в этом убедились сами,
Взглянув на результат ЕГЭ.
Но разве школы виноваты,
Что всё везде сейчас за плату?
А за дипломы вкривь и вкось
Как поплатиться б не пришлось...

29 – 31 мая 2013


Рецензии