Болезненные уроки
Кризис псевдопроизводства
«Уж сколько раз твердили миру...» А еще большее количество раз пытались растолковать чиноначальникам и госуправленцам, поставленным во главе образовательного дела, что нельзя пускать на самотек это самое образование, – нужно тщательно учитывать реальные потребности в профессионально подготовленных кадрах, причем не только исходя из сиюминутной конъюнктуры, но и зорко предвидя будущие перспективы. Проще говоря: сегодняшним студентам предстоит стать завтрашними специалистами, а возникнет ли тогда потребность в получаемых ими нынче знаниях, умениях и навыках? Так, может быть, не следует гнаться за мимолетной модой, а лучше и надежнее ориентироваться на базовые потребности? Производство важнее торговли, а строители нужнее, чем дизайнеры.
Твердить-то твердили, но твердолобость людская не поддается ни слову, ни стуку. Дипломы о высшем образовании два с лишним десятилетия напролет штамповались чуть ли не конвейерно, а бессчетные юристы-экономисты-менеджеры-промоутеры выпускались из разнокалиберных вузов сплошным потоком. Количество далеко не всегда переходит в качество, и уровень подготовки отнюдь не везде одинаков, так что избыточные объемы перепроизводства псевдоспециалистов в конечном счете привели к закономерному результату – кризису на рынке труда. Все тепленькие места оказались до отказа заполнены, а новоиспеченным беспечным выпускникам стало некуда податься со своими мало кому нужными дипломами. Ладно хоть, что все эти скороспелые промоутеры не проматывали бюджетных денежек, потому как в большинстве своем обучались за собственный счет. Тем самым они помогли вузам решить финансовые проблемы, да вот только проблемы общества, увы, от этого нисколько не уменьшились. Безработицы, слава богу, нет, но и работы по гуманитарным специальностям тоже что-то как-то не предвидится. И что теперь делать обладателям заветных корочек? Учиться самообладанию!
Итоги подвели считавших
Не слишком утешительная получается картина: вузовский диплом вместо «путевки в жизнь» превратился в досадную обузу или, в лучшем случае, в бесполезное украшение. Какими бы юркими ни были молодые юристы, но им слишком трудно будет выдержать конкуренцию со своими коллегами, успевшими еще раньше занять все льготные вакансии. В общем, выпускники оказались предоставлены сами себе. А вузам-то какое дело до этого? Они свою работу сделали – формальное образование дали и диплом по всей форме вручили. Отныне все взятки гладки (в прямом и переносном смысле). Можно со спокойной душой набирать новых абитуриентов, жаждущих обзавестись всё еще считающимися престижными корочками с какой-нибудь хитроумной профессией, вроде мерчандайзера или креативного администратора. Был бы спрос, а уж предложение не заставит себя долго ждать. Так получается замкнутый круг: вузы продолжают активно работать не на удовлетворение реальных трудовых потребностей общества, а во имя собственных интересов самоокупаемости за счет сохраняющейся по инерции тяги неопытных и зачастую несмышленых вчерашних школьников ко всяким красиво и непонятным, по-иностранному звучащим странным профессиям. Ну и что же в итоге? Бесполезное образование – студентам, бесперспективные ожидания – работодателям и безответственная деятельность – преподавателям.
Граждане профессора, доценты и ассистенты! Вы же взрослые люди. Неужели вам не стыдно по сути дела обманывать доверчивую молодежь, потакая ее неразумным предпочтениям и запросам? Не пора ли сказать им: «Постойте! Одумайтесь! Зачем вам пополнять собой и без того густые ряды неприкаянных юристов и экономистов? Не делайте ошибку! Посмотрите вокруг – и вы сами увидите, какие профессии действительно остро необходимы обществу, а с какими давно уже перебор. Абстрагируйтесь хоть немножко от сегодняшней суеты, загляните в завтрашний день и постарайтесь разглядеть там для себя прочное, основательное, на сто процентов востребованное место».
С квотами – квиты
Но это легко сказать, а на деле кто же добровольно возьмет на себя лишний труд профессионального ориентирования абитуриентов? Да для тех же вузовских юрфаков с экономфаками подобного рода речи означали бы явную работу против себя: какой же рыбак станет распугивать свой потенциальный улов и какой декан, давно уже вошедший во вкус безбедного существования за счет ежегодного притока студентов-внебюджетников, примется уговаривать их подать документы на совсем другие факультеты? Никто себе не враг, так что в данном случае рассчитывать на щепетильную добросовестность самого вузовского руководства никак не приходится. Значит, необходимо вмешиваться вышестоящим инстанциям и принимать меры, позволяющие направить государственную образовательную политику в правильное русло. Такие меры есть, они хорошо известны, а называются они – квоты на бюджетные места по тем или иным специальностям, которые целесообразно поддержать или от поощрения которых, напротив, следует воздержаться. Тут главное – запрещать ничего не надо, просто изменить систему стимулирования. Народ у нас не глупый – сам разберется, что к чему.
С нынешнего учебного года, то бишь с осени, наконец-то намечаются отрадные перемены. Начинаются первые робкие попытки введения квот. Число бюджетных (то есть бесплатных) мест на пресловутых юрфаках и экономфаках медленно, но верно сокращается, зато эти места добавляются на технических специальностях, а также в медицинских и педагогических вузах. Давно пора! Насилу-то вы догадались, господа чиноначальники и госуправленцы от образования! И это правильно: техника по-прежнему решает если не всё, то очень многое, а нехватка врачей в больницах (при неуклонном старении населения) и учителей в школах (в условиях временного повышения рождаемости) заставляет извлечь весьма болезненные уроки из прежних грубых ошибок в подготовке профессиональных кадров. Всяческие мерчандайзеры с промутерами и даже дизайнеры с юрисконсультами мало чем помогут в таком по-настоящему гуманном, а не просто гуманитарном деле, как лечение людей, обучение детей. Кажется, у наших властей, пусть даже с большим запозданием, но стало складываться понимание того, что социальная сфера ничуть не менее значима, чем экономическая. Если так, то это – добрый знак. За это можно многое простить в прошлом ради надежды на лучшее будущее. В таком случае мы с ними и вправду квиты. Постараемся общими силами исправлять положение, пока еще не поздно. Впрочем, учиться никогда не поздно, тем более – на своих же собственных ошибках.
9 августа 2013
Свидетельство о публикации №215120300694
Вопрос:Кто из преподавателей захочет добровольно понизить своё материальное положение ради улучшение современного образования? До сих пор в среднем, в среднеспециальном и высшем образовании педагоги заинтересованы не в способных учащихся. Любые нововведения не для малообеспеченных учащихся.
Алёна58 14.03.2023 11:44 Заявить о нарушении
Кирилл Владимирович Ратников 14.03.2023 12:40 Заявить о нарушении
Алёна58 15.03.2023 08:51 Заявить о нарушении
Кирилл Владимирович Ратников 23.04.2023 12:51 Заявить о нарушении