Школярский формализм

        Есть понятие «стиль», а есть определение «форма», и это далеко не одно и то же.

        Стиль (например, стиль одежды) предполагает индивидуальное варьирование в рамках общего образца, когда маленькими отличиями искусно подчеркиваются индивидуальные особенности личности. А вот форма (и прежде всего форменная одежда) требует простого механического копирования заранее готовых стандартов и шаблонов. Какая уж тут индивидуальность! В едином строю все равны, как в тюрьме, казарме или, в лучшем случае, на стадионе. Наверное, там это так и нужно. Но в школе?..

                Дрессура дресс-кода
        Новый федеральный закон об образовании вступил в силу с 1-го сентября. Ох, уж и силища у этого объемистого документа! (А чему тут удивляться? Бюрократия всегда крупногабаритна...) Теперь, как говорится, никоим образом от него нельзя отступить. Среди не вполне нормальных норм этого закона содержится положение о введении обязательного дресс-кода в школах, то бишь о возвращении к пресловутой форме – в традициях не то советских школ и техникумов, не то имперских гимназий и реальных училищ. Только фуражек не хватает, да еще ремней с пряжками. Ну вот, что называется, приехали! Стоило ли тогда огород городить в начале 1990-х годов, отказываясь от обезличивающей обязаловки однотипного и надоевшего школярства? Значит, теперь приходится всё переиграть назад?

        Скучное однообразие вместо свободы самовыражения. Темно-серые тона «деловой» одежды, наверное, должны символизировать обилие серого вещества в коре головного мозга тех мудряков, которые додумались до введения такой формы? Да уж, подождите, будет прок от этого новшества! Не зря сказано, что всё новое – это хорошо забытое старое, но явно не лишним было бы добавить, что кое-что из старья лучше бы и вовсе не вспоминать.
 
        Кого надеются воспитать дрессурой единого для всех дресс-кода с минимально возможными отклонениями от строго предписанного эталона? Форменная одежда, даже если ее вынуждены покупать за личные денежки (причем совсем-таки немалые!), все равно остается по своему духу казенной. Ежедневное облачение в постылые нормированные наряды отнюдь не способствует творческому полету фантазии и раскрытию личностного своеобразия человека. Все как один – и, небось, никому не будет позволено выделиться из общей усредненной массы? Тусклый коллектив не терпит ярких единиц. Древний закон больших чисел очень даже соответствует новоявленному закону об образовании. Если это – вожделенный прогресс, то я предпочитаю быть неисправимым ретроградом.

                Что же вы строем не ходите?!
        Грустно это. Поневоле припоминается давнишняя шутка: «Если вы такие умные, почему же вы тогда строем не ходите?» Ничего, погодите малость, закон действует еще только первый день. Может быть, дело дойдет и до тренировочных построений на школьном дворе, и до маршировки с чеканкой шага, и до прочей плац-парадной атрибутики. Ловко управляемые массы – эдакая красотища! Да, кстати, тут чуть ли не кроется подспудная мечта нововводителей «деловых» дресс-кодов для школьников. С ранних лет – скромность, послушание, боязнь чем-нибудь отличаться от окружающих... Ну да, конечно, это замечательный подход, сулящий весьма удобные результаты, ведь из сплоченных рядов однотипных болванчиков всегда выходит правильный и нужный электорат. Как в Китае. 

        Но, может быть, всё гораздо проще, и дело отнюдь не в «восточной» политике, а в филантропическом стремлении создать видимость социальной гармонии, если уж нет и в помине социальной справедливости? Одинаковая школьная форма стирает различия между бедными и богатыми. В советское время так в некоторой степени и было, когда, кроме модной одежды, чем же еще, в сущности, похвалиться? Однако в наши дни на такой мякине даже простаков уже не проведешь. Можно подумать, школьники не видят, кого из одноклассников лихо и с ветерком подвезли к самому школьному крыльцу на дорогущей иномарке, а кто понуро ковыляет от трамвайной остановки? А «крутые» мобильные телефоны? Если их еще можно спрятать в карман дресс-кодной дерюги, то, увы, «навороченные» нетбуки и планшетники туда явно не поместятся. Так что из наивной попытки нивелировать социальные различия ничего не получится. Да и зачем детей с малых лет приучать к ханжеству и лицемерию? Они вдоволь насмотрятся всего этого во взрослой жизни. 

                Мундир! Один мундир!..
        И точно, как тут не повторить вслед за бессмертным классиком бесспорную истину: «Мундир! Один мундир!» Прав был великий автор «Горя от ума», за что и поплатился в свое время. Но мы-то с вами живем в совсем иную эпоху, и нам, по примеру другого классика, на этот раз Маяковского, «волком бы выгрызть бюрократизм», потому что ни к мундиру, ни к мандату, как верно замечено, давно уже ни у кого «почтения нету». И только школьное ведомство по-прежнему упрямо норовит обрядить всех в официально-обязательный костюм единого образца. Но это, слава Богу, не милитаризм, а просто-напросто бездушный формализм и ограниченное школярство – в самых непривлекательных значениях данных слов. Очень жаль, что все, от первоклассника до выпускника, неизбежно пройдут через это. Право же, ни к чему им сия участь. Да и легендарный Козьма Прутков, прославленный русский графоман, совершенно справедливо и – более того! – прямо-таки провидчески заметил: «Не всякому офицеру мундир к лицу». Это и вправду так...

        ...Иногда случайные совпадения оказываются очень знаменательными. Вот и в этом году судьба дала школьникам один день отсрочки – 1-е сентября выпало на воскресенье. И на том спасибо! Хоть маленькая, но все-таки законная передышка от затхлой атмосферы школярства и формализма.

     2 сентября 2013


Рецензии